Ну и семейка
Казнь произошла во время пира в честь дня рождения царя Ирода, сына Ирода Великого, давшего приказ избить Вифлеемских младенцев. На пиру присутствовали главные люди страны. Саломея, дочь Иродиады, которую Ирод взял в жены, прогнав первую жену, танцевала перед гостями и так угодила, что царь поклялся дать ей все, что она ни попросит – до половины царства.
По наговору своей матери Иродиады, у которой появилась возможность отомстить святому Иоанну, обличавшему Ирода в сожительстве с ней – женой своего брата, Саломея попросила «подать ей тотчас, на блюде, голову Иоанна Крестителя».
Ирод засмущался, но ради клятвы, данной при главных людях страны, велел отрубить Предтече голову.
Ирод продолжал править некоторое время после убийства Иоанна Предтечи – евангельская история свидетельствует о том, что Понтий Пилат посылал к нему связанного Иисуса Христа (Лк.23:7-12).
А запретная любовь не принесла любовникам счастья. Ирод и Иродиада боялись, что святой Иоанн воскреснет из мертвых. И когда Христос вышел на проповедь, Ирод в ужасе поверил в воскресение Предтечи: «это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им».
Вскоре Иродиада потеряла свою дочь: Саломея, переходя зимой по льду реку Сикорис, провалилась под воду и лед сдавил ее так, что голова находилась на поверхности, а тело – в воде. Она пыталась выбраться, но не получалось, и острые глыбы льда перерезали ее шею.
Тело Саломии не нашли, а голову принесли Ироду с Иродиадой как свидетельство гибели Саломии.
Через годы подросший племянник Ирода написал на дядю донос кесарю и тот (это был Калигула) сослал Ирода в отдаленную провинцию – Испанию, в тюрьму, где Ирод и умер.
Самый загадочный из Пророков
Митрополит Антоний Сурожский: «В этот день, когда перед ужасом и величием судьбы Крестителя Иоанна опускаются руки,
Церковь призывает нас молиться, о тех, которые тоже в ужасе, и трепете, и недоумении, а иногда в отчаянии умирали: умирали на поле битвы, умирали в застенках, умирали одинокой смертью человека.
Вспомним тех, кто не только в наше время, а из тысячелетия в тысячелетие погибали страшной смертью, потому что они умели любить, или потому, что другие любить не умели, – вспомним всех, потому что всех объемлет Господня любовь, и за всех предстоит, молясь, великий Иоанн, который прошел до конца через всю трагедию жертвы умирания и смерти без единого слова утешения, а только по властному повелению Божию: «Верь до конца, и будь верен до конца!»»