Православный портал о благотворительности

Уроки занимательной урбанистики, или Дорога в школу

Мы часто говорим о доступной среде для людей с особенностями здоровья. Но и для обычных школьников городская среда тоже должна быть доступной. Так ли это на самом деле?

«Дорога в школу» кисти Дж.Дж.Брауна (1876). Изображение: kykolnik.livejournal.com

На полотнах художников 19 века дорога в школу почти всегда выглядит идиллично. Очаровательно-серьезные дети с лентами на шляпах и с книжками в руках идут по цветущим макам на свидание со знаниями.

Сегодня в Сети популярна подборка фото «Самые опасные дороги в школу». Мальчики и девочки прижимаются к скале на высокогорной горной тропинке в далекой китайской провинции. Школьники пробираются по подвесному мосту, раскачивающемуся над мутно-желтой рекой в Индонезии. Дети пролетают по стальному кабелю 800 метров над рекой Рио Негро в Колумбии.

В 2013 году документальный фильм «По дороге в школу» (Sur le chemin de l’école), снятый в Китае, ЮАР, Бразилии и Колумбии, собрал во Франции более миллиона зрителей.    «Это – четыре истории детей из разных уголков планеты, которым приходится ежедневно проделывать целое путешествие по дороге в школу в поисках знаний», –  объяснял режиссер Паскаль Плиссон.

В 21 веке зрителю нравится наблюдать, на какие жертвы идут дети, чтобы попасть в школу. Но он предпочитает созерцать при этом экзотическую страну: пустыни, верблюды, пальмы, водопады и фотогеничные горы. Потому что тогда это – не про его жизнь. И –   не про жизнь его детей. Но только  –   действительно ли это так?

Мышкой по Маше

Однажды подростки из Омска решили подключиться к сетевому проекту «Безопасная дорога в школу». Они нанесли на план все препятствия, встречающиеся на пути к школьной двери и …

«Дорогие ребята! – обратились они к одноклассникам. –  Очень многим из вас утром по пути в школу встречается этот опасный пешеходный переход. Так как он не регулируется светофором, просим вас при переходе через него быть очень бдительными и аккуратными. К тому же около него часто останавливаются маршрутки, которые загораживают обзор пешеходам, поэтому не нужно через него бегать. Еще один из опасных объектов встречается нам всем по дороге в школу – это скользкие ступеньки на крыльце. Мы настоятельно рекомендуем всем проходить этот участок дороги наиболее аккуратно и по специально положенным резиновым коврикам. Не устраивайте игры на крыльце!»

Если это – все, ученикам школы крупно повезло.

Настоящие опасности подстерегают школьников не тогда, когда  они пролетают на стальном тросе над рекой Рио Негро.

Недавно жители одного квартала Ленинского района Челябинска обнаружили, что рабочие стерли «зебру» с ближайшего к ним пешеходного перехода. А потом огородили ее забором. Чиновники объяснили: неправильная «зебра», не  соответствует ГОСТУ. Родителям посоветовали обращаться в управление дорожного хозяйства администрации города Челябинска. Как поступили дети? Правильно, начали  лазить через забор. И –  бегать в школу через дорогу, на которой уже не было «зебры». «У нас второклассник ходит в школу самостоятельно. – говорит одна из мам. –  Вот мы переживаем, звоним каждый раз ему: «Дошел ты до школы или не дошел?»

«Дошел или не дошел» становится главным вопросом школьной жизни…

По данным Госавтоинспекции, в 2015 году дети-пешеходы чаще, чем в прошлом году, попадали в аварии, которые происходят возле детских садов, школ, спортивных комплексов, музыкальных школ, Дворцов творчества.

А по данным Всемирной организации здравоохранения, каждый день по дороге в школу в дорожно-транспортных происшествиях на планете погибает 500 детей..

Несколько дней назад в Закамске на пешеходном переходе Тойота сбила девятилетнего мальчика. Ребенок шел в школу в сопровождении дедушки. СМИ бесстрастно отметили: с начала года в Перми на «зебре» сбили 28 ребенка.

«Ученики новой школы № 179 могут чувствовать себя в безопасности только на территории школы, –  замечает читательница «Вечерней Казани». –   Вокруг – автомобильные трассы, где нет лежачих полицейских. Была свидетелем того, как группа мальчишек высыпала на дорогу прямо под колёса мчавшейся машины. С остановки до школы нет даже пешеходного перехода». 

Создатели компьютерных игр это поняли первыми: «Однажды Маша немного задержалась дома и не успела на школьный автобус… Используй мышку для взаимодействия с окружающим миром, а также решай логические загадки, чтобы помочь маленькой Маше в её интересных приключениях по дороге в школу. Для получения подсказок можно кликать мышкой по Маше. Приятной игры!»

Дорога в школу: Гималаи. Фото с сайта gigamir.net

За пределами досягаемости

Во времена СССР, проектируя новый микрорайон, архитектор ставил любое школьное здание в центр круга с радиусом 500 метров. Это называлось «радиусом пешеходной доступности». Ученик начальных классов не должен был переходить проезжую часть. Дорога дом-школа-дом не должна была занимать более километра в день. Тому, кто никогда не слышал термин «радиус доступности», советую его запомнить.

Рассказывает магистрант Высшей школы урбанистики (НИУ-ВШЭ) Николай Грошков:

«Все началось в конце 50-х гг., с началом массового жилищного домостроительства и появления первых СНиПов (Строительных норм и правил). Эти регламенты отражали представления градостроителей и управленцев в том, как должны быть устроены жизнь и быт советского человека. В СНиПах были прописаны два принципиальных правила расположения школ в жилой зоне:

–  радиус пешеходной доступности общеобразовательного учреждения в городских

поселениях следует принимать не более 500 м

–  пути подхода учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц на одном уровне».

Применяется ли сегодня в России эта норма?  

«В селе – нет. Невозможно обеспечить качественное образование сельских школьников за счет пешеходной доступности, –  объясняет профессор НИУ-ВШЭ Татьяна Всеволодовна Абанкина. –  Поэтому во всех регионах переходят и к транспортной доступности школ. Детей подвозят из одного села в другое.

Там, где дороги не позволяют везти детей в школу, разрабатываются модели «мобильный учитель», «передвижная учебная лаборатория». Они приезжают к сельским школьникам и проводят уроки и лабораторные занятия».

А в городах?

«Строительные нормы и правила (СНиПы), в которых была прописана эта норма, перестали действовать в 2004 году, –   рассказывает Николай Грошков. –  Если следовать логике Градостроительного кодекса, то нормирование доступности школ –  прерогатива местного самоуправления. Но сложившаяся в последние годы ситуация в градпроектировании может быть охарактеризована по словам профессора Э. К Трутнева (одного из авторов Градостроительного кодекса РФ), как «разброд и шатание». Сразу несколько (градостроительных и не только) нормативных актов содержат предписания, регулирующие доступность школ. Попытаться понять, что является обязательным, что — рекомендательным, а что вообще не стоит принимать во внимание, не так-то просто. Например, норма доступности в 500 м прописана в принятым МинРегионом «Своде правил». Его положения действуют только в части технических регламентов, к которым нормирование школ не относится. Далее, та же норма в 500 метров прописана в СанПиНе, регулирующем организацию обучения в общеобразовательных учреждениях.  В нем оговорено, что норма носит рекомендательный характер. Наконец, в Москве все та же норма в 500 м повторяется еще в одном документе. С 2000 года действуют «Местные нормы и правила проектирования и застройки Москвы» (МГСН), принятые в соответствии с действовавшим тогда Градкодексом 1998 года. В целом, всей этой нормативной документации еще предстоит пройти некоторою чистку. Но из нее следует, что норма – все же есть…»

…Или все же нет?

Собирая данные для своей магистерской работы «Анализ пространственной структуры в системе образования г. Москвы», Николай Грошков решил проверить, соблюдается ли норма пешеходной доступности школ в столице России.

Данные о расположении школ и жилых домов города магистрант Высшей школы урбанистики взял с портала открытых данных и бюро технической инвентаризации Москвы. Всероссийская перепись населения 2010 года (в ней учтены все дети, которые ходят в школу или которым предстоит через год-два пойти в первый класс), помогла ему установить, сколько детей проживает в каждом доме.

Результаты исследования оказались неожиданными.

Оказалось, что школ в пределах пешеходной доступности (500 метров) в столице России немного.

Более того: советские проектировщики, которые обязаны были следовать СНиПам, норматив доступности школ зачастую игнорировали. И родителям, чьи  дети пересекают две-три дороги, чтобы поспеть к первому звонку, остается сказать им спасибо.

Выяснилось, что только в ТРЕХ районах Москвы ВСЕ дети и подростки от 6 до 17 лет имеют возможности идти до своей школы не более 500 метров.

Из этих трех районов два (Некрасовка (ЮВАО) и Матушкино (ЗелАО) находятся за пределами московской кольцевой автодороги.

В разных административных округах и районах Москвы ситуация с «пошаговой доступностью» школ выглядит неоднозначно. Почему она сложилась именно так – вопрос открытый.

В центре Москвы, в районе Старого Арбата почти все дети могут ходить в школу пешком (на расстоянии более 500 метров от школы проживают только несколько десятков учеников). Та же ситуация – в Северном Измайлове.

В Пресненском районе Центрального административного округа Москвы  и в Ярославском районе Северо-восточного АО Москвы, на недопустимо большом расстоянии от своих школ оказываются по несколько тысяч учащихся. Это – цифры совсем иного масштаба.

По подсчетам Николая Грошкова, 81710 московских детей и подростков от 8 до 17 лет (~8% от всех школьников Москвы) должны каждый день проделывать путь более чем в 500 метров, чтобы попасть в ближайшую к их дому школу.

Говоря бюрократическим языком, 8% юных москвичей обитают «вне зоны нормативной доступности школы». И это не потому, что родители каждый день возят своих детей в частное учебное заведение или в школу с углубленным преподаванием предметов.

Речь идет именно о той школе, к которой мальчики и девочки приписаны по месту жительства. Чтобы попасть туда, детям (в том числе первоклассникам) надо протопать более полукилометра. С рюкзаком, который уже много лет все – включая депутатов Госдумы – безрезультатно мечтают облегчить.

И еще – прошу запомнить – речь пока идет о расстоянии, которые школьники преодолевают по прямой линии.

То, что жилой дом расположен ровно в пятистах метрах от школы, еще не гарантирует ученику,  отправляющемуся на уроки, дорогу длиной ровно в 500 метров. Не всегда путь между двумя точками  пролегает по прямой.

Николай Грошков определил реальный  путь, который московские дети проделывают от дома к школе, с помощью сервиса Google Distance Matrix API.

При расчете уточненных расстояний по пешеходным маршрутам Google получилось, что 393 894 московских школьника (39.48% от всех столичных жителей школьного возраста) проходят до дома до школы гораздо более полукилометра.

В таком положении находится от трети до половины детско-подросткового населения в разных районах столицы.

Лидирует в этом списке окраинный район Южное Бутово – там с проблемой чересчур длинного или запутанного пути в школу сталкиваются более 9600 детей.

–  Значит, почти 40% московских школьников живут вне «радиуса доступности» своей школы. Какие препятствия встречаются им на пути в школу?  

–  Территория современного микрорайона перегорожена во многих местах. Чаще всего по дороге в школу детям приходится огибать множество заборов. Сама школа и пришкольная территория тоже обнесены заборами. Многим детям приходится шагать десятки метров вдоль школьной ограды.

Дорога в школу: Индия. Фото с сайта gigamir.net

Нарисуйте схему безопасного маршрута

Находясь между домом и школой, ребенок шагает по территории, которая в любой момент может стать для него враждебной. Она не менее опасна, чем желтая индонезийская река, над которой перекинут шаткий мостик. В современной России ни государство, ни общество не берут на себя ответственность за того, кто идет в школу. Согласно образовательному законодательству РФ, директор школы несет ответственность за ребенка только тогда, когда тот находится внутри школьного здания.

Может быть, о безопасном пути в школу должны позаботиться муниципальные власти?

Средства, вложенные разными регионами в муниципальные программы «Дорога к школе», были освоены. Но асфальт, положенный по дороге к школе, потрескался, площадки для разворота школьных автобусов заросли травой, с пешеходных переходов у школ исчезла и разметка, и предупредительные знаки, Перед началом каждого учебного года эти переходы инспектировали сотрудники ГИБДД. И сообщали, что все в порядке. Когда к инспекции подключились общественники из регионального отделений Общероссийского народного фронта, выяснилось, что ни один из проверенных пешеходных переходов не соответствовал требованиям стандартов, действующим с февраля 2014 года.

Единственные, кто несет реальную ответственность за своего ребенка по пути в школу – родители.

Но все, что они могут получить от учителей и инспекторов ГИБДД, –  совет, больше похожий на рекомендацию солдату во время боевых действий. Слушайте

«Важным инструментом для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей является использование схемы безопасного движения от точки «А» в точку «Б», то есть от дома до школы и обратно. Обычно для размещения схемы безопасного маршрута выделяют первую или последнюю страницу дневника, так он будет с ребенком целый учебный год. В схеме безопасного маршрута «дом-школа» должны быть нарисованы все здания и сооружения, встречаемые на пути движения, все пересечения проезжих частей, тротуары, дорожные знаки и пешеходные переходы, а также непосредственно дом и здание школы. Также в маршруте указываются названия улиц, по которым осуществляется движение, и телефоны для экстренной связи с родителями и учителем».

Дорога в школу: Китай. Фото с сайта gigamir.net

Закрепленный первоклассник

Согласно федеральному закону «Об образовании в РФ», каждая школа обслуживает определенную территорию. В Москве и в Петербурге такие правила приема в первый класс были утверждены региональными  Законами об образовании. Приказ Минобрнауки РФ от 22 января 2014 года еще раз разъяснил этот принцип для всех школ Российской Федерации.

Задача органов местного самоуправления– составить список «прикрепленных» домов. В официальных документах процесс называется «закрепление образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района». Дети, «проживающие на закрепленной территории» (звучит мрачно, но такова буква бюрократического документа), считаются приписанными к конкретной школе. Они вносятся в списки ее первоклассников первыми, даже если их родители не напишут официальное заявление о приеме в школу и не заполнят форму на портале оказания госуслуг.  Чтобы «закрепиться» рядом со школой, родители будущего первоклассники должны либо купить на ее территории жилье, либо – взять квартиру в долгосрочную аренду (оформив регистрацию по всем правилам).

«Незакрепленные» мальчики и девочки зачисляются в эту школу лишь в том случае, если остаются свободные места.

В целом, эта новая система похожа на советскую.  Разница – в двух пунктах. Первый: родители, по закону «Об образовании в РФ», имеют право выбрать форму обучения и отказаться от услуг ближайшей школы. Второй: принципы закрепления территории за школами не разглашаются.

Отсюда – судебные иски.

Весной этого года Мосгорсуд отказался отменить приказ столичного Департамента образования от 22 ноября 2013 года N804 «О закреплении образовательных организаций за микрорайонами (территориями) города Москвы». Коллегия по административным делам Верховного суда недавно отклонила апелляционную жалобу на это решение.

Истцы заявили в суде, что границы «закрепленной» за школой территории установлены абсурдным образом. Родители выбрали для своей дочери гимназию № 1514 и купили квартиру всего в 30 метрах от здания школы. Только за несколько месяцев до зачисления в первый класс узнали, что их дом (как и 60 других домов микрорайона) неизвестно по каким причинам «приписан» к другой, более отдаленной, школе. Судье Верховного Суда тоже интересно было узнать, почему так случилось. Когда она попросила объяснений у представителей столичной мэрии, те туманно сослались на… «систему картографии».А на что еще сослаться?

Когда-то проектировщики новых микрорайонов не считались со СНиПами. Поэтому школьное здание во многих случаях не было центром микрорайона. Поместить его в центр круга с радиусом в 500 метров просто невозможно. Нередко в 200 метрах от школьного здания находится… другая школа. Поэтому сегодня жители столицы оказались в неравных условиях. Одни дети  сортируются по произволу муниципальных чиновников, желающих разложить пасьянс между двумя школами, а другие юные москвичи –  накручивают километры, чтобы попасть на уроки в ближайшую школу: перелезают через заборы, пробираются мимо мусорных свалок, пересекают магистрали, шагают по сомнительным «зебрам».

Кадр из фильма «По дороге в школу» («Sur le chemin de l’école», 2013) с сайта avoir-alire.com

Раньше градостроителям казалось, что это не самая важная задача – короткий и безопасный путь в школу.  Оказалось – важная. Потому что дорога к знаниям становится все тернистее.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version