В результате весеннего паводка и прорыва дамбы Орск переживает настоящую гуманитарную катастрофу. Спустя 10 дней после случившегося ситуация по-прежнему остается сложной.
Вода постепенно отступает, люди возвращаются в свои дома. Они растеряны: не ясно, как восстановить порядок в затопленном жилье, где получать компенсацию за утерянное имущество, в каком размере возместят ущерб. Как жить дальше, пока тоже не понятно: в Орске перекрыт водопровод, из-за загрязнения водоемов опасаются всплеска холеры, тифа, гепатита А. Пункты временного размещения в школах и детских садах Орска, где до сих пор остаются пострадавшие от наводнения, не были приспособлены к такому наплыву людей: люди спят на сдвинутых в ряд партах и в спортивных залах. Наводнение между тем устремилось в сторону Оренбурга.
Бабушку спасали на лодке в полной темноте
«Моя мама, пенсионерка, сопротивлялась до последнего, не хотела эвакуироваться, – рассказывает Татьяна М. Она живет в Оренбурге, а пожилая мать – в одном из районов Орска, попавших в зону затопления. – Мама была настроена стойко перенести отсутствие света, газа и всего остального. Говорила, что обойдется даже без телевизора, будет при свечах читать газеты и разгадывать кроссворды. Убедить ее удалось, напугав, что скоро отключится и телефон. Только тогда она сдалась».
Спасали бабушку уже в темноте на лодке. Ее подруга, еще одна героическая старушка, тоже собиралась охранять свое имущество до последнего. И лишь когда вода к самому подъезду, позвонила детям и взмолилась о помощи. «От испуга у нее отказали ноги, и поэтому вывозить пришлось при помощи МЧС», – продолжает Татьяна.
Спали на сдвинутых детских кроватках
Ольга Чуманова живет в Орске, но ее дом не попал в наводнение – он находится в «сухой» части города. Как только случилась беда, Ольга стала волонтером. Она и другие неравнодушные местные жители развозят по домам питьевую воду, кормят спасателей МЧС, дежурят на лодках, помогают с ночевкой нуждающимся.
«Первый день эвакуированных в ПВР привозили буквально без ничего. Нужны были куртки, резиновые сапоги, постельное белье, подушки, носки, трусы, – рассказывает Ольга Чуманова. – Сразу откликнулись те, кто жил в не пострадавших районах, в том числе частники и крупные магазины. Они прямо спрашивали: «Что нужно?» Да все, вплоть до раскладушек, потому что в тех же детских садиках взрослые спали на маленьких кроватках».
Быстрее всего пострадавшие, которые приходят за гуманитарной помощью, разбирают продуктовые наборы: хлеб, тушенку, майонез. Пользуются спросом туалетная бумага, влажные салфетки, б/у одежда. Хотя, по признанию нуждающихся, часто она была не очень хорошей сохранности. «Детская еще ничего, а вот взрослая почти сплошь старая и ветхая. Даже не понятно, зачем такое было приносить», – удивляются волонтеры.
Два параллельных Орска
«В эти дни существуют как будто бы два параллельных Орска, – рассказала «Милосердию.ru» журналистка из Москвы Ирина Боброва, которая четыре дня провела в зоне бедствия вместе с потерпевшими. – Есть старый город, на его границе находится штаб МЧС, стоят лодки, оттуда начинается весь этот кошмар с затоплением. В минутах в семи езды – микрорайон Новый город, где все в порядке, люди живут своей обычной жизнью, работают, в домах свет, вода, сухо. Я обосновалась как раз в гостинице в Новом городе, и это было очень странное ощущение».
Как это часто бывает при любой экстремальной ситуации, в Орске мгновенно высветилась и человеческая порядочность, и наоборот – корысть или подлость. Так, в одном магазине цены не повысили и раздают воду нуждающемся. А в соседнем задрали втридорога.
Так же и с людьми. Как говорят, некоторые набирают все, что им предлагают, даже если это совсем не нужно. А другим неловко просить самое насущное.
«Подхожу к мужчине на лавочке. У него болит нога. Ходить не может. Рассказывает, что дом уплыл. Он спал в одном белье, когда вода подошла. Не успел взять ничего, хотя в гараже стояла моторная лодка. Но до нее не смог добраться. В ПВР жить не пошел, говорит, что неудобно как-то, поэтому в растерянности сидит на лавочке», – рассказывает Ирина Боброва. Из вещей у несчастного – один пакет. Он сетует на то, что в уплывшем в никуда доме на столе осталось табельное оружие. Мужчина работал в ЧОПе и не успел спрятать. «Еще одна головная боль», – переживает он.
Грабят ближних
В затопленных районах Орска вовсю орудуют мародеры. И ведь не пришлые откуда-то, а свои, такие же соседи. Что заставило вчера еще законопослушных горожан садиться в лодки и по ночам грабить оставленные дома? «Выбирают добротные и двухэтажные, так как если на первом этаже все плавает, то второй обычно сухой. Вывозят оттуда на лодках бытовую технику, телевизоры», – рассказывает волонтер Ольга Чуманова.
Есть коттеджи, где выломали даже пластиковые пакеты. На днях обнесли и магазин со строительным инвентарем – вероятно, на будущее, ремонтироваться ведь станут целыми улицами. Интересно, а дальше все это куда – неужели будут спокойно перепродавать своим ближним, тем же самым пострадавшим?
«Некоторые семьи поэтому категорически отказались покидать дома. Люди как залезли на крышу в первый день наводнения, так там до сих пор и живут, сторожат свое имущество, – объясняет журналистка Ирина Боброва. – Еду готовят на газовых горелках, питьевую воду им привозят на лодках спасатели. Они даже как-то помыться ей из кастрюлек умудряются и оборудовали загончик, за которым ходят по очереди в туалет. Правда, результаты своей жизнедеятельности они тут же кладут в пакеты и спускают в… воду».
«Как там моя буренка?»
Многие читали о том, как жители Орска спасали своих любимых собак и кошек. Но в городе большая проблема с домашним скотом. Хозяйки умоляют спасателей доплыть с ними до брошенных дворов, чтобы посмотреть – живы ли еще их буренки. Так что реальное количество жертв, пусть даже и четвероногих, можно будет подсчитать только тогда, когда вода окончательно схлынет.
«Ездили к одной женщине, она просто навзрыд рыдала, что не удалось спасти живность. Но многих коров, кстати, вывезли в безопасное место. Они ждут своих владельцев там. Только теперь другая проблема: как и на что содержать? На всех же травы и кормов не запасли», – разводит руками волонтер Ольга Чуманова.
Многие в Орске живут своим хозяйством, и паводок не только разрушил их дома, но и лишил возможности посеять, а затем собрать урожай. Понять, что стало с их сараями, грядками, люди смогут, лишь когда уйдет большая вода.
Тогда же станет понятно, насколько все плохо в смысле инфекций. Но уже сейчас ясно, что всем, кто оказался в зоне наводнения, срочно необходима вакцинация. Прививки от гепатита А, как говорят, уже делают в местных поликлиниках, но желающих пока мало. Всем не до этого. Многим пострадавшим пришлось через МФЦ буквально за один день восстанавливать утерянные паспорта, потому что без них не дадут единовременную материальную выплату в 20 000 рублей. Это все, на что пока могут рассчитывать люди. Для ее оформления надо подать заявление через «Госуслуги». Но тут появилась еще одна проблема: некоторые пенсионеры «Госуслугами» не пользуются. Вдобавок деньги должны прийти на банковские карточки, но их из покидаемых в спешке жилищ удалось забрать далеко не всем.
Оренбург тоже в западне
В Орске пик паводка был пройден 10 апреля, сейчас уровень воды постепенно снижается. Ожидается, что к 20 числу ситуация должна более или менее нормализоваться. Впрочем, радоваться пока рано: просто, если раньше в затопленных домах вода доходила до крыши, то теперь опустилась примерно на 1 метр – до подоконника.
«Какие-то дома были смыты сильной волной со своего места, сдвинулся фундамент. Хозяева возвращаются и говорят: «Ну так что же, будем жить так». Мы, волонтеры, привозим им матрасы, одеяла и подушки, чтобы было куда приткнуть голову. Однако проживание в таких обстоятельствах все еще остается крайне затруднительным – нет света, газа, техника вышла из строя. Какими силами все это восстанавливать, пока непонятно тоже», – рассказывает Ольга Чуманова.
Тем временем вода пошла дальше, в Оренбург. Местные постят в социальных сетях видео с улиц, где звучит сирена тревоги. «Нам тоже очень нужна помощь, мы просто в западне, – признается оренбургский волонтер Альбина Б. – Нас каждый день успокаивают, что сегодня – последний день пика, а вода все не спадает и не спадает. Центральные улицы топит. И со стороны села Степное тоже. Вчера кормили эмчеэсников, они вздыхают, что пока не могут сказать, когда все закончится. Так что у нас здесь хуже, чем в Орске, потому что основная помощь, в том числе гуманитарная, ушла туда».
Альбина присылает список самого необходимого. Это любые продукты, средства гигиены, одежда для детей, особенно нижнее белье, носки и колготки. И вода, конечно же, питьевая вода. Сейчас она буквально на вес золота.
Страховки есть не у всех
«Если в Орске было затоплено достаточно много частных домов, то у нас вода заходит в многоэтажки», – рассказывает Владимир Иванович Фролов, бывший депутат Законодательного собрания Оренбургской области пяти созывов.
Он перечисляет микрорайоны, которые больше всего пострадали от катаклизма: среди них новые жилые комплексы.
Фролов отмечает, что, по его информации, строительство высотных сооружений в пойменной части реки Урал было запрещено, но тем не менее дома все равно возводились. «В результате вода зашла в подъезды, теперь встает вопрос об откачке и просушке помещений. Кроме того, были затоплены жилые поселки и садовые товарищества, примыкающие к Оренбургу. Там ситуация еще хуже, так как многие дачи не были застрахованы».
Жители переживают, что никаких огородов в этом году не будет и, значит, урожая на зиму тоже. Да и вообще непонятно, удастся ли отстроиться заново.
«Родители год назад купили дом в ТСН Ивановское, взяли в ипотеку на 20 лет, заканчивали там ремонт, и тут паводок. Участок затопило сразу, а в дом вода зашла спустя четыре дня… зашла и осталась там неизвестно насколько», – анонимно делится своей историей одна из жителей Оренбурга.
«Мой папа на этот дом положил все свое здоровье, сам сделал баню, построил за месяц гараж, сделал веранду, провели газ. Но в итоге они остались элементарно без одежды, посуды, техники, без всего… Пытаемся держаться, пока получается… Но иногда страх прям накрывает… Родители возвращаться не хотят», – переживает женщина.
Восстановить дом своими силами уже точно не выйдет. «Хорошо, что была ипотека и по крайней мере имущество застраховано, но страшно подумать, что делать тем, кто построился уже давно», – считает она.
В соцсетях советуют, что самый лучший способ просушить – это ничего не делать, все рано или поздно выветрится естественным образом. «Оставить полный сквозняк и куда-нибудь уехать».
Вопрос только, куда и на что?