В Москве открылась выставка Ирины Баклановой. 10 лет художница назад получила тяжелую травму, но смогла вернуться к творчеству. Работы изменились, но авторский почерк – узнаваем. Этот случай уникален и с медицинской, и с художественной точки зрения. На выставке побывал наш корреспондент.
Ирина Бакланова, октябрь 1992 года Фото: Künstlerportrait 1988 – 1993
На открытии своей персональной выставки Ирина Бакланова не присутствовала. В галерею, расположенную на третьем этаже старого здания, ведут слишком крутые ступеньки, инвалидную коляску по ним не поднять. Говоря об Ирине на открытии выставки, ее друзья, художники и искусствоведы, то и дело сбивались и путались во временах: «Ирина Бакланова была…». Странно слышать такое о живом человеке.
В 2004 году Ирина Бакланова попала в автомобильную аварию. Полгода художница была в коме, повреждения были огромны, отказало левое полушарие мозга.
Художник Вероника Павленко:
«То, что произошло с Ириной в 2004 году, было настоящим кошмаром – авария, кома. Друзья-художники считали, что Иру мы уже потеряли. Однажды мне позвонил Борис Анатольевич, муж Иры, и сказал: «Ира жива, что же вы не приходите, друзья?» На тот момент Ирина лежала пластом, без реакций, без эмоций. Она могла только открывать и закрывать глаза. Врачи говорили, что такой она и останется. Но недели через две картина поменялась: Ирина начала лепить. Глину, которую я принесла, Ира сначала поднесла ко рту, но это была шутка, при этом она улыбалась. Это было уже движение к нам, первая попытка вернуться.
Случай Иры – уникален. Зрелый, состоявшийся художник смог вернуться к творчеству после такой травмы. Сравнивать не с чем. Люди с такой травмой, как у Иры, не то что не рисуют, они даже кино смотреть не могут».
Ирина не может ходить, утратила связность речи. Она произносит лишь отдельные слова, но узнает и различает людей, выражает эмоции и чувства. Когда кто-нибудь дарит ей цветы, она радуется, как ребенок, и обязательно их рисует – цветными карандашами вместо красок.
С момента аварии прошло уже 10 лет, 8 лет рядом с Ириной был ее муж, Борис Поляков.
Борис Анатольевич Поляков с портретом Ирины; Фото: Лев Зильбер
Ирина думает, что муж – в больнице, и когда слышит, что открылась входная дверь, зовет его по имени. Единственный черно-белый рисунок среди цветных она нарисовала незадолго до его смерти, указывая на две фигурки, объяснила: «Это мы».
Сейчас, после смерти мужа, об Ирине Баклановой заботится дочь Бориса Анатольевича, Ольга Полякова. Вот что рассказала она о новой выставке:
«После травмы Ирина не раз бывала на выставках, в том числе и на своих. Но видно, что ей это очень тяжело, она плакала. Впрочем, потом – радовалась и не хотела уходить.
Картины для новой выставки мы отбирали вместе с директором галереи. Выбирали по настроению, по цветам. Ирина принимала активное участие. Когда мы вынимаем работы, старые или новые, и показываем Ире, она однозначно дает понять, нравится ей это или нет. Все картины, которые вы видите здесь, ей нравятся. Картин с тяжелым, мрачным настроением, в темно-красных тонах, здесь нет. В выборе мы совпали, это меня очень порадовало».
Последние десять лет Ирина живет в своем, особом мире. Она больна, совершенно беспомощна и требует круглосуточного присмотра сиделки.
Фото Алисы Орловой
Средства на спасение и реабилитацию Ирины в 2004 году собирали ее друзья, большинство – художники. Борис Анатольевич понимал, что работы Ирины представляют ценность и не считал себя вправе продавать их, из коллекции продана лишь малая часть, но и это позволяет Ирине до сих пор жить «на самообеспечении». Цель выставки – напомнить имя Ирины Баклановой специалистам и, возможно, продать что-то из работ.
Неземной ирреальный свет
В жизни Ирины Баклановой было много выставок, она не была обижена вниманием критиков и коллег. Нынешняя выставка называется «Экспрессия тишины». Она состоит из работ, созданных до 2004 года.
Три груши и гиацинты, 1999 г
Директор галереи «Экспо-88» Елена Яковлева:
«Работы Ирины Баклановой – узнаваемы, это очень важно, именно к этому стремится каждый художник. За ее творчеством я наблюдала с 2000 года. У нее удивительный мир, увидишь картину – и хочется там оказаться».
Мороз и солнце, 1996г
Искусствовед Наталья Коловершина:
«Работы для новой выставки подобраны очень удачно, в них выражена сама суть творчества Ирины Баклановой. В ее художественном мире – дом, символ уюта, дерево, которое кто-то посадил. Передано ощущение рая, нечто неземное, ирреальный свет.
Ирина сумела сохранить искренность, ощущение детской радости от работы с материалом. Это – большая редкость, а в работах Иры все это просто поет. Видно, что кисть держит в руках не ребенок, а женщина. Эмоции переданы через теплую цветовую палитру, колорит и убедительную, выверенную композицию, Несмотря на всю трогательную наивность работ, в каждой интуитивно найдено композиционное решение.
Зимушка, 1999 г
Красный домик, 1998 г
В творчестве Ирины чувствуется опора на авангард, искусство начала ХХ века. Ценность ее работ – в уникальной манере высказывания, которую художнику удалось найти».
Человек травмирован, художник – здоров
Рисунки Ирины Баклановой новейшего периода лежат в отдельной папке, они не вошли в экспозицию, но если попросить, вам их покажут. Представляют ли ценность нынешние работы известной художницы? Человеческую – безусловно, а вот мнения насчет художественной ценности разделились.
По мотивам живописи до 2004 года
Кто-то считает нынешнее творчество Ирины сугубо терапевтическим, говорит, что художница уже не в состоянии заниматься живописью и новых картин прежнего уровня мы уже не увидим. Но есть те, кто думает иначе.
Художник Елена Герчук:
«Видно, что сейчас Ирине стало труднее рисовать. Возможно, из-за травмы она видит мир иначе, чем раньше, я не врач и утверждать не могу, только то, что заметно по рисункам: смещение перспективы, искажение пропорций, но при этом сохранились художественные приемы. Посмотрите в карандашных рисунках – то же разноцветное небо, мерцание и приливы, что и в работах с выставки. Заметна смена материала и отчасти – техники. Но я не вижу, что изменилась личность художника. Обсуждая нынешние рисунки Ирины, все делают колоссальную скидку на ее болезнь. По рисункам я этого не вижу. Художник – не болен».
Работы Ирины Баклановой на этой выставке можно купить. Картины периода «до», которые высоко ценят художники и искусствоведы, станут украшением серьезной коллекции, а Ирине обеспечат достойную жизнь, сейчас в период полной беспомощности для нее это очень важно. Не менее интересны и нынешние работы Ирины, сейчас эти удивительные карандашные рисунки может купить любой желающий.
Выставка Ирины Баклановой продлится в галерее «Экспо-88» до 12 октября, не упустите случай увидеть своими глазами работы этой замечательной художницы.
Место: Галерея «Экспо-88»
Адрес: Москва, ул. Забелина, д. 1, выход из м. Китай-город в сторону ул. Солянка.
Время работы: 14.00-19.00
суббота 13.00-18.00,
выходные дни воскресенье- понедельник
тел.: +7 903 625 72 42
+7 967 075 77 08