Научно-технический марафон АРКТИК.PRO компании «Норникель» проходит уже третий год. На днях в Казани завершился его завершающий этап – зимняя научно-техническая школа. Компания «Норникель» считает важным развивать и поддерживать интерес школьников к науке.
К знаниям – на вертолете
АРКТИК.PRO реализуется в Норильске и Дудинке, Мончегорске, Мурманске, поселках Никеле, Заполярном – среди подростков 12-15 лет, это 7-10 классы, отмечает Дмитрий Сапожников, руководитель проекта. «Идея марафона проста – показать старшеклассникам, что естественные науки, и такие обычные, казалось бы, предметы, как математика, химия, физика нужны и интересны».
Программа «Норникеля» охватывает регионы компании. И юные жители даже самых удаленных уголков северных территорий имеют возможность принять участие в проекте. Был мальчик, проявивший упорство и хороший уровень, который, чтобы поучаствовать в марафоне, из своей дальней деревни добирался до «большой земли» на вертолете – не так-то просто оттуда выехать! Мальчик в итоге прошел все три этапа марафона и стал одним из 20 победителей этого сезона.
Как решить проблему сосулек в Санкт-Петербурге?
Первый этап марафона в этом году собрал более 1000 детей. В онлайн-викторине, по своим принципам похожей на передачу «Своя игра»: участники должны были ответить на вопросы, выбрать интересующую тематику. Организаторы отмечают, что вопросы составлены таким образом, чтобы дети не стремились искать ответы в интернете, а им интереснее было бы подумать и ответить самостоятельно.
За 45 минут участник должен был ответить на максимум вопросов – от этого зависит, сколько он заработает баллов. «Конечно, отвечают наши участники онлайн, удаленно, и мы понимаем, что они могут воспользоваться и интернетом, и подсказками родителей, но все же в любом случае они проявят и себя. Кроме того, есть вопросы и «на подумать».
Мы предлагаем ситуации, в которых нужно предложить свое решение, – рассказывает Дмитрий. – Допустим: как решить проблему сосулек в Санкт-Петербурге? В таких ситуациях включается научно-техническая фантазия ребенка. И уж тут нам сразу видно, это его решение, или это предложили родители. И то, насколько интересный выход из ситуации предлагает школьник, тоже важно», – говорит Дмитрий Сапожников.
Во второй этап научно-технического марафона в этом году прошли 120 старшеклассников, показавших лучшие результаты. «На этом этапе мы поделили участников на 4 группы примерно по 30 человек. Уже очно, собравшись в своем городе, они учились проявлять свои компетенции, выполняя самые разные задания. Участники получали задания построить башню, катапульту, причем из реальных досок, веревок и так далее. Во время этой работы ребята учатся проявлять такие умения, как эффективное лидерство, способность работать в команде, умение коммуницировать друг с другом, проявлять адаптивность к новым условиям.
Во время второй части заданий была уже важна индивидуальная работа: каждый участник презентовал свою идею рацпредложения. По условиям конкурса презентацию нужно было уложить в 10 слайдов по 20 секунд.
Дмитрий Сапожников отмечает, что при подготовке к этому этапу было получено большое количество звонков от взрослых: «И к нам пошел шквал звонков от родителей, бабушек, дедушек, – гораздо больше, чем от детей. И это даже было здорово! Взрослые вовлеклись в жизнь своего ребенка, в его интерес к науке. Это было для нас важно. Нам говорили: «Мой ребенок хочет сделать вот так. Это ведь неправильно?», спрашивали, как правильно оформить презентацию, можно ли использовать видео и так далее. Мы только приветствуем такой интерес родителей, то, что они поддерживают своих детей».
Сами участники были и выступающими – и голосующими. «Каждая презентация была оценена: с помощью пультов можно было ответить на вопросы. Мы спрашивали, например: «Купили ли бы вы такое устройство?» «Нужен ли такой прибор вам в жизни?» и так далее. В итоге мы получали общее мнение и о качестве презентации, и пользе изобретения, – поясняет Дмитрий Сапожников. – Но эта оценка не была главенствующей в плане выставления наших оценок. Кстати, то, что мы отбираем обычно 20 лучших участников, не значит, что остальные нехороши. Каждый из школьников овладел новыми знаниями и компетенциями, с ними работали профессиональные тренеры. Мы объясняем им, что они вовсе не хуже, – просто конкретно в этот день другие пришли более подготовленными».
20 человек – победители марафона – в качестве главного приза по традиции отправились на Зимнюю техническую школу АРКТИК.PRO. В первый год она проходила в Санкт-Петербурге, во второй год – в Красноярске. В этот раз школьники отправились в Казань.
Волшебная таблетка и умный дом
В Казани юные умники и умницы пробыли с 16 по 22 января. Здесь школьники познакомились с самыми современными и интересными достижениями научно-технической мысли, побывали в суперсовременном Планетарии, в Иннополисе – наукограде, который полностью развивается за счет работы высокотехнологичных индустрий, и сама городская среда здесь уникальна – безопасна, современна, а город дает широкие возможности для образования и профессионального развития.
Ну а то, что придумали юные изобретатели – участники марафона АРКТИК.PRO , вполне может быть применимо не только в городах, подобных Иннополису, но и на любой территории страны. Причем идеи у школьников были самые фантастические! Например, необычный, но крайне полезный для северных широт дизайн пешеходного перехода. Когда пешеход подходит к дороге, сразу включается луч света – и «идет» по «зебре» вместе с человеком. Во-первых, это актуально там, где бывает полярная ночь, где даже днем темно на улицах, а во-вторых, водители видят пешехода издалека.
Веселую и полезную идею предложил Артем Буянкин из Печенгского района– умная кружка Smart Cup. Нажав кнопку, можно сразу узнать, какая температура у налитого в кружку чая. А если, например, хочешь опустить печенье – кружка напишет, за какое время лакомство размокнет в этой температуре жидкости.
Среди идей: прибор, делающий укладку во время сна, умный холодильник, который не только следит за наличием продуктов, но и контролирует калории, школьный рюкзак со встроенным экраном, который будет отображать содержимое всех электронных учебников и тетрадей! Все под рукой!
Волшебная таблетка – мечта, наверное, многих пациентов и врачей, ее придумала 15-летняя Светлана Просс из поселка Никель. Пациент проглатывает такой мини-чип, и таблетка собирает данные по всему организму. Все обследования врачей заменяет одна такая пилюля! Экономия времени для всех. Потом информация передается на компьютер и может быть доступна врачу. Светлана занимается спортом и ей приходится часто проходить медкомиссию – поэтому с проблемой очередей она знакома непонаслышке. Вот так рождаются полезные идеи – на собственном опыте!
Алексей Шкилев из Мончегорска придумал вариант чистки зубов для тех, кому дорога каждая минута. Специальная капа, внутрь которой наносится зубная паста, надевается на зубы и сама их чистит, а вы пока можете заняться другими делами. «Кстати, любопытно, что уже когда мы приехали в Казань, в одном из IT-парков мы увидели похожую разработку, причем она уже претворяется в жизнь. На мой взгляд, это прекрасно, что полезные нужные идеи витают в воздухе и, что самое главное, реализуются!» – отмечает Дмитрий Сапожников.
Очень многих участников марафона волновала социальная сфера, и в этой области было не только много рацпредложений, но и вообще дискуссий. Например, школьница из города Никель очень обеспокоена положением незрячих жителей города. Она отмечала, что Никель совсем не оборудован доступной средой для таких людей. Кстати, рацпредложение этой девочки – создать программу автоматического сурдоперевода в айпаде.
«Нам было важно, чтобы в своих изобретениях дети и раскрывали пользу идеи, и говорили о потенциальном ее эффекте. И каждый придумывал, что ему близко или что его беспокоит, полет фантазии мы не ограничивали, – отмечает Дмитрий. – Возможно, что-то из этого будет воплощено в жизнь».
Во время пребывания в Казани школьники знакомились друг с другом, а уже все активности проходили в следующие дни финала марафона. Можно было побыть в роли химиков, сделав своими руками брелоки из сплава, собрав современную установку электролиза и получив на ней из солей металлы: олово, медь, никель, кобальт. Вообще, работы было не меньше, чем отдыха. Больше всего, пожалуй, участников увлекла работа по созданию системы управления «умный дом» – они учились работать с датчиками и создавать управляемые конструкции. Например: включился свет в комнате – шторы сами закрываются. Подошел человек к двери – она открывается. Теперь участники марафона могут строить такие умные дома в своих городах!
Закрытие марафона для юных «физиков» прошло в стиле «лириков»– участники пели, танцевали и разыгрывали целые театральные постановки, готовясь с помощью профессиональных режиссеров и актеров, и финал прошел очень ярко – отличная эмоциональная разгрузка, ведь целую неделю ребята работали над серьезными научными практиками!
В следующем году место нынешних победителей займут новые участники марафона. По замыслу компании, победителем конкурса можно стать только однажды – чтобы дать возможность проявить себя и другим. «Многие наши участники отмечают, что конкурс влияет на их жизнь, выбор профессии, вуза. Среди участников первого года уже есть и такие, кто поступил в технические вузы. Олег Бузенков, одиннадцатиклассник из Мурманской области, так же победивший в нашем марафоне в первый год, сейчас тоже готовится к поступлению, выбирая среди лучших вузов страны – в его приоритете МФТИ, Политехнический университет. Мы рады тому, что АРКТИК.PRO помогает таким увлеченным школьникам наработать компетенции, глубже погрузиться и в науку, и в развитие своих навыков» – отмечает Дмитрий Сапожников.
А вот что рассказал нам о своем участии в АРКТИК. PRO сам Олег Бузенков: «Я живу в Мурманске. Норникель проводит этот марафон в регионах своего присутствия, и наш город вроде бы не относится к этой территории. Но в интернете я случайно наткнулся на этот проект и решил поучаствовать в нем, он мне показался привлекательным. Я прошел первый этап, и мне перезвонили». Олег Бузенков давно увлекается физикой и математикой, поэтому марафон АРКТИК. PRO заинтересовал его. В итоге Олег участвовал в марафоне и в первый, и во второй год – оба раза дойдя до победного финала.
«Марафон укрепил меня в мысли, что мое будущее будет связано с естественными точными науками. АРКТИК. PRO помогает сделать выбор будущей профессии. На первом проекте АРКТИК. PRO мне посоветовали поступить на заочную школу МФТИ. И я прошел там конкурс и поступил, и сейчас учусь в ней. В этом году я заканчиваю одиннадцатый класс, и буду поступать в МГУ, МФТИ или МИФИ.
Кстати, на АРКТИК. PRO мы могли познакомиться с разными сферы применения знаний по математике и физике, оказалось, что в вузах очень много разных специальностей, на которые можно поступать. Будучи в финале в Красноярске, например, мы побывали в Сибирском федеральном университете и в Институте нефти и газа, где нам рассказывали о разных специальностях. Марафон помог нам понять, насколько интересно и перспективно это направление».
Как отмечает Игорь Сухотин, на примере участников АРКТИК.PRO – дети начинают на практике понимать, насколько увлекательны могут быть «сухие» точные науки. «Вопрос привлечения квалифицированных инженерных кадров всегда был для «Норникеля» первостепенным, ведь наши предприятия являются градообразующими для таких городов, как Норильск, Мончегорск, Заполярный, Никель, – говорит Игорь Сухотин. – Поэтому деятельность компании в сфере профориентации имеет давние традиции и не теряет своей актуальности и по сей день. К сожалению, преподавание точных наук в общеобразовательных школах сводится к изучению теоретического материала, а технические кружки в большинстве своем не отвечают современным тенденциям. Вот почему в 2014 году мы приняли решение подойти к проблеме развития научно-технического творчества и возрождения интереса к рабочим и инженерным профессиям комплексно».
Подобные научно-практические мероприятия, проводимые и «Норникелем», и другими градообразующими компаниями, – прекрасная почва для профориентации школьников. Благодаря усилиям компании дети находят то, что им интересно, осознают этот свой интерес к науке – и двигаются дальше, глубже. А ведь именно так ребенок может прийти к мыслям о будущей профессии и более конкретно сформировать свой запрос, начать готовиться к поступлению в те вузы, где он сможет получить понравившуюся специальность. Сегодня инженерные кадры очень востребованы в нашей науке и промышленности, причем нужны кадры не только подготовленные с точки зрения своей профессии, но и творчески мыслящие, мотивированные на профессиональные достижения. Такой выпускник вуза всегда найдет себе применение и сделает отличную карьеру. И успешен будет тот, кто задумывается о своем будущем уже сейчас, в школьном возрасте.