Среди представителей столичных НКО на слуху всего несколько мусульманских благотворительных фондов: Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования (крупный грантодатель из топ-10 рейтинга НКО, выполняет просветительскую миссию), московские благотворительные фонды «Закят», «Солидарность», петербургский фонд «Садака». Фонд «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом) собирает средства в пользу проекта поддержки жертв домашнего насилия на Северном Кавказе «Мадина» – его инициировала общественная организация «Женщины за развитие».
Между тем, благотворительных мусульманских фондов, крупных и маленьких, в нашей стране – больше шестидесяти. Два года назад в Дагестане несколько благотворительных организаций («Инсан», «Благосфера», «Аврора», «Дагестан», «Малаик», «Территория милосердия», «Чистое сердце», «Живи и дари жизнь», «Надежда» и фонд из Ингушетии «Темаш») образовали Ассоциацию «Друзья милосердия». Когда мы попросили ее представителей назвать пятерку ведущих мусульманских фондов, они очень смутились: достойных фондов гораздо больше.
Вот пять основных особенностей работы мусульманских НКО:
- Внимание – человеку
Мусульманские благотворительные фонды почти не помогают животным – усилия сосредоточены на помощи прежде всего людям. Старики и дети-сироты – самые частые категории благополучателей НКО. Ислам учит уважительно относиться к родителям, поэтому истории пожилых людей, оказавшихся в нужде и одиночестве, вызывают боль и шок – ведь это означает, что кто-то не относится к своим родителям с должным почтением. Но, как отмечают представители мусульманских фондов, ситуации в жизни бывают разные.
- Религиозный фандрайзинг
Во многих просьбах о помощи есть отсыл к религии, что для мусульман очень важно и очень действенно. Ислам учит благотворительности, поэтому посты с такими призывами отлично работают. Многие фонды публикуют на сайтах выдержки из Корана. Каждый мусульманин, имущество которого достигло определённых размеров (в 2017 году – это 198 тыс. рублей, сумма, равная 85 г золота), должен выплатить 2,5% от своих сбережений в качестве закята.
Если закят пойдёт не по адресу, его придется выплатить повторно. Поэтому многие состоятельные люди предпочитают платить закят через авторитетные мусульманские фонды. В священный месяц Рамадан добрые дела приумножаются в 70 раз, поэтому количество жертвователей у фондов в этот период обычно значительно возрастает. Еще один вариант пожертвования называется садака – это любое доброе дело (не обязательно материальная помощь) в пользу ближнего. Один из российских мусульманских фондов так и называется – «Садака и закят».
- Многоплановая деятельность
Большинство фондов не концентрируются на одной проблеме, а понемногу решают разные задачи. Отсюда многообразие благополучателей – один фонд часто помогает и детям, и пожилым, и людям с инвалидностью, и многодетным и малообеспеченным семьям.
- Не сайт, а Instagram
Сайты успевают обновлять не все организации, а вот за обновлением постов в Instagram следят очень активно. Многие фонды именно в Instagram, а не на сайтах публикуют отчётность и текущие проекты, требующие немедленного участия жертвователей.
- Сборы на личную карту руководителя
То, против чего борются московские фонды, для многих фондов из Дагестана (впрочем, как и других регионов страны, необязательно мусульманских) – обычное дело. Часто у руководителей НКО есть банковская карта, предназначенная только для сборов пожертвований. Если фонду верят, то охотно перечисляют деньги именно таким образом. Кстати, рекуррентные платежи у мусульманских фондов значительно проигрывают стихийным сборам под конкретный проект.
Ниже – три примера фондов, чтобы полнее представить особенности работы мусульманских НКО.
Закят
Рядом с московской соборной мечетью разместился офис благотворительного фонда «Закят». У фонда очень важное для любого мусульманина название.
Обязательное пожертвование. Один из пяти столпов ислама закят – годовой налог в пользу нуждающихся, который обязан в исламе отдавать каждый верующий из своих сбережений. На сайте фонда (как и на сайте многих мусульманских фондов) можно легко рассчитать закят, который вам необходимо пожертвовать.
Направления. Фонд ведет несколько благотворительных программ: помогает московским детским домам, ветеранам Великой Отечественной войны, ежемесячно обеспечивает продуктовыми наборами бездомных, содействует мусульманским общинам России в строительстве мечетей и школ, открытию молельных комнат в местах лишения свободы. Но самая популярная программа фонда – «Возлюби ближнего».
«Это старейшая и основная наша программа», – говорит Айсылу Измайлова, руководитель рекламного отдела «Закята» и поясняет, что фонд оказывает материальную помощь тем, кто попал в трудное положение, – на дорожные расходы, питание, лечение, лекарства, операцию, восстановление документов, погребение. Каждую заявку тщательно проверяют, в том числе связываются с госучреждениями. Для нуждающихся фонд самостоятельно закупает необходимые лекарства, продукты или билеты домой. Фонд не поощряет попрошайничество, но старается по мере сил помогать тем, кому действительно нужна поддержка.
Как помочь. Сейчас на сайте фонда три больших проекта: помощь сиротам Палестины и Сирии, открытие школы для сирийских беженцев и сбор средств для голодающих детей Йемена. Пожертвовать можно с банковской карточки, мобильного телефона или с помощью электронных денег. Рекуррентных платежей у фонда нет, в отличие от регулярно обновляемых ежемесячных поступлений и отчётов.
– В большей степени адресно мы помогаем мусульманам, потому что мусульманских фондов не так много, – рассказывает Айсылу. – По программе помощи сирийским беженцам сотрудничаем с другими фондами. Наши жертвователи – в основном москвичи, но в последнее время всё больше регионов тоже присоединяются к оказанию помощи.
Результаты. С 2011 года помощь получили больше 150 тысяч человек. 24 тонны продуктов пожертвовали спонсоры для нуждающихся, 41 тысячу тонн мяса жертвенных животных фонд отправил в малообеспеченные семьи Африки и России, больше 75 млн рублей удалось собрать для подопечных. При этом фонд не участвует ни в каких грантах, а самым эффективным способом фандрайзинга считает объявление сбора на конкретный проект.
Чистое сердце
Для фонда «Чистое сердце» один из ключевых фандрайзинговых инструментов – Instagram. Фонд объединил в этой соцсети больше 58 тыс. подписчиков. В инстаграме публикуется ежемесячная инфографика с отчётами, репортажные фотографии из жизни фонда, но главный контент – небольшие видеосюжеты о подопечных и об оказанной им помощи.
«В формате видео гораздо проще и нагляднее показать, кому именно и почему нужна помощь. Человек может заочно познакомиться с нуждающимся, а также увидеть, что помощь действительно оказана», – объясняют представители фонда. К тому же ролики быстрее разлетаются по соцсетям. Герои роликов «Чистого сердца» – люди с инвалидностью, больные дети и взрослые, одинокие пенсионеры, неимущие семьи.
Охват. С 2011 года помощь от фонда получили больше миллиона человек. Руководитель Миседо Садрудинова отмечает, что каждую заявку проверяют инспекторы фонда – выявляют подлинность проблемы и степень нужды. «Время от времени к нам обращаются церкви и синагоги с просьбой помочь, и мы стараемся поучаствовать. Мы помогаем людям разных конфессий, только если речь не идёт о закяте, – объясняет Миседо Садрудинова. – Согласно нашей религии, эти деньги направляются исключительно на поддержку нуждающихся мусульманских семей».
Как помочь. Можно отправить пожертвование через sms, электронные кошельки, яндекс-деньги, PayPal. Недавно фонд стал размещать ящики для пожертвований в крупных торговых центрах. Но, пожалуй, самый популярный способ перевода средств – пожертвование на личную карту руководителя организации.
«Конечно, сначала такие сборы вызывали недоверие. Но за годы работы наш фонд зарекомендовал себя как надёжную организацию. Помимо Махачкалы, у фонда есть филиалы в Дербенте, Хасавюрте и Буйнакске. Филиалы фондов также ведут сборы на карту Миседо Садрудиновой с соответствующими пометками для разных нуждающихся. Наши жертвователи уже знают номер этой карты и мобильный телефон, к которому он привязан. Многим удобно именно так совершать переводы», – объясняет руководитель отдела по связям с общественностью фонда «Чистое сердце».
Один из самых успешных сборов фонда «Чистое сердце». Видео
Риск мошенничества. Сотрудники «Чистого сердца» соглашаются, что на благотворительности в последнее время стали наживаться мошенники и вспоминают, как из соцсетей фонда взяли фото подопечных и стали вести сбор на свои реквизиты. В другой раз лжеволонтеры представились сотрудниками фонда и ходили по квартирам с просьбой пожертвовать деньги на лечение подопечных. «Такой способ сбора средств мы никогда не использовали и не используем. Наши благотворители знают, что честные фонды не собирают деньги на улице», – комментируют представители фонда.
Направления. Сфера деятельности «Чистого сердца» обширна – это и оплата лечения и реабилитации, юридическая и ресурсная помощь, раздача одежды и продуктов. Фонд регулярно привозит врачей-специалистов из Москвы в Дагестан.
Не менее важный проект – образовательный. В конце сентября завершился уже третий всероссийский благотворительный форум «Солнечный берег» в Махачкале, одним из организаторов которого выступил «Чистое сердце». В течение трёх дней сотрудники 60 мусульманских НКО, волонтёры и добровольцы обменивались опытом, общались с экспертами в сфере краудфандинга, социального предпринимательства и урбанистики.
Родник
По словам руководителя Ассоциации благотворителей «Друзья Милосердия» Тимура Гаджижараева, «Родник» – самая активная женская мусульманская организация в России.
Направления. Основные виды деятельности – донорство, культурно-просветительская работа и благотворительность. «Родник» инициирует донорские акции в мечети, а также на городских мероприятиях. «На акции в мечети выезжает небольшая мобильная станция переливания крови, она работает 2-3 часа, но за это время мы успеваем собрать 20-27 литров крови. А на городских мероприятиях удаётся собирать до 60 литров!», – делится результатами руководитель Хадиджа Бибарсова.
У организации есть три подшефных саратовских интернета, где активистки регулярно проводят познавательные встречи и обучающие мероприятия. Впрочем, такие мероприятия «Родник» организовывает не только для детей-сирот. Являясь женской организацией, «Родник» уделяет много внимания образованию женщин, например, инициирует семинары о женском здоровье. «Родник» смог добиться и более адекватного отношения к мусульманкам в платке. «Дети из интернатов поначалу удивлённо спрашивали, почему женщины и девушки, которые к ним приезжают, носят платки. Но потом ребята привыкли, теперь они часто встречают нас радостными пожеланиями «ас-саляму алейкум», – улыбается Хадиджа Бибарсова.
Адресная помощь. Часто к Хадидже обращаются родители детей, нуждающихся в платном лечении. Хадиджа дает объявления в соцсетях или саратовской Соборной мечети о сборе средств на операцию, реабилитацию или приобретение медикаментов для конкретного ребёнка. При этом она отмечает, что помощь всегда оказывается напрямую благополучателю. «За все десять лет нашего существования я ни разу не имела дела с деньгами, – говорит Хадиджа. – Обычно мы собираем помощь лекарствами, продуктами, вещами. Одной русской семье погорельцев собирали строительные материалы. «Родник» не делит доброполучателей на конфессии и национальности».
Если речь идёт о небольшой денежной сумме на лечение, фонд дает реквизиты нуждающихся. При этом каждое обращение тщательно проверяется, отчёты выкладывают в соцсетях, на сайте и в материалах СМИ. «Люди видят, что их помощь ушла по назначению, поэтому нам доверяют. Доверие – это, пожалуй, главное, чего мы добились», – говорит Хадиджа Бирбасова.