«Вся моя жизнь промелькнула у меня перед глазами, затем я покинул тело и взлетел вверх. Я лечу к тоннелю, продвигаюсь по нему вперед, а на выходе вижу необыкновенно яркий свет, который занимает все видимое пространство. Меня встречают умершие родственники, которые протягивают ко мне руки, и я счастлив увидеть их снова…»
Обратимый этап смерти, переходный период между жизнью и биологической смертью. Прекращается работа сердца и дыхание, полностью исчезают все внешние признаки работы организма. При этом гипоксия не сразу вызывает необратимые изменения в чувствительных к ней органах и системах. В среднем это продолжается не более 3–4 минут.
Первым исследователем, обратившим внимание на феномен и собравшим большой статистический материал, был американский психолог и психиатр Реймонд Моуди, который в 1975 году опубликовал результаты своих изысканий в книге «Жизнь после жизни», сразу же ставшей мировым бестселлером.
Моуди обобщил рассказы о переживаниях 250 умиравших и оживленных больных, образец которых мы процитировали выше.
В науке появился специальный термин – «околосмертные переживания» (по-английски a near-death experience, NDE), но изучение этого явления казалось делом очень трудным, если не сказать невозможным.
Как это нередко происходит в науке, помог случай.
Путь прокладывают лабораторные крысы
В 2007 году профессор Мичиганского университета Джимо Борджигин изучала секрецию нейротрансмиттеров у крыс. Два из подопытных животных неожиданно умерли, и произошло это ночью, когда экспериментаторов не было на месте.
Рассматривая утром ночные данные приборов, Джимо заметила непонятные пики мозговой активности у погибших крыс, примерно совпадающие со временем смерти. Это заставило ее задуматься, и профессор Борджигин предположила, что с высокой вероятностью она имеет дело с закономерностью, а не случайностью, после чего начала тщательную подготовку нового эксперимента.
Ее научная группа сняла электроэнцефалограмму (ЭЭГ) девяти крыс в состоянии анестезии после искусственной остановки сердца. В течение 30 секунд все девять животных продемонстрировали необычайный всплеск мозговой активности того типа, который характерен для сознательной обработки информации, особенно визуальной.
Весьма примечательным был и тот факт, что уровень активности этих волн существенно превосходил тот, что наблюдается в обычном состоянии при бодрствовании.
Кроме того, ученые увидели в энцефалограмме высокую степень взаимодействия разных отделов мозга между собой, обычно отсутствующую при анестезии. Именно в силу такого взаимодействия при бодрствовании мы имеем цельную и непротиворечивую картину окружающей нас действительности в отличие от странных видений в состоянии сна или бреда.
Если то же самое происходит в мозге человека, то здесь может крыться причина необычайной выразительности околосмертных образов, которые, по многочисленным свидетельствам пациентов, перенесших клиническую смерть, кажутся реальней самой жизни.
После прекращения снабжения мозга кислородом, заключают ученые, происходит всплеск волновой активности нейронов, который можно охарактеризовать как последний рывок к сознанию.
Но как это проверить? Ведь невозможно провести подобный эксперимент над человеком.
И снова помог случай.
Отчет о нем был опубликован в феврале 2022 года.
Бесценные данные
Доктор Рауль Висенте из Тартуского университета (Эстония) и его коллеги работали с 87-летним пациентом, у которого развилась эпилепсия. Для того чтобы понять, как и при каких условиях у пожилого мужчины возникают приступы, врачи проводили длительный мониторинг его мозговой активности. Во время ЭЭГ пациент перенес инфаркт и умер.
Никто не ожидал такого поворота событий и, разумеется, не планировал подобного эксперимента, но благодаря стечению обстоятельств у исследователей в руках оказались уникальные и поистине бесценные данные.
Впервые в истории нейробиологии появилась запись активности умирающего мозга.
Анализом этих данных занялась международная группа под руководством доктора Аджмала Земмара, нейрохирурга Луисвиллского университета (США). Исследователи обработали 900 секунд активности мозга и особо тщательно проанализировали, что происходило в интервале 30 секунд до и после того, как сердце пациента перестало биться (то есть в последнюю минуту жизни).
Ученые заметили изменения активности волн разных типов, особенно важными оказались паттерны гамма-волн.
Гамма-волны связаны с когнитивной активностью высокого уровня, такой как осознанное восприятие, концентрация внимания, размышления, работа фантазии, воспоминания, обработка информации.
Гамма-волны становятся особенно активны, когда человек вспоминает о прошлом, и именно они были пиковыми на ЭЭГ пациента в последние 30 секунд его жизни.
«Любви счастливые моменты»?
Доктор Земмар считает, что на основе единичного случая нельзя делать далеко идущие выводы, тем более что речь идет о волновой активности мозга, пострадавшего от травмы, отека и судорог. Тем не менее сходство ЭЭГ умирающего человека с ЭЭГ умирающих лабораторных животных поразительно.
«Генерируя волны, характерные для процесса извлечения конкретных воспоминаний из хранилища памяти, мозг, возможно, в последний раз перед смертью проигрывает самые важные моменты жизни, и это похоже на то, о чем рассказывают пациенты, пережившие клиническую смерть», – говорит ученый.
Переводя физиологические данные в философский контекст, Земмар предполагает, что предсмертная деятельность мозга должна быть направлена на то, чтобы вспомнить о самых счастливых моментах нашей жизни.
«Как нейрохирург я все время сталкиваюсь с человеческими утратами. Не могу описать, насколько трудно сообщать о смерти человека его близким. Может быть то, что мы узнали из этого исследования, станет неким утешением для членов семьи: в то время, когда дорогой нам человек закрыл глаза и уже готов покинуть нас, перед его мысленным взором проходят самые счастливые моменты его жизни», – говорит он.
Источники:
Life may actually flash before your eyes on death – new study