– Вы что, глухая?!
Раздражённая старушка выкрикивает в сторону молодой кассирши, которая не отвечает на её вопрос о цене товара, а продолжает ловко сканировать покупки предыдущего покупателя, крепкого мужчины лет сорока. Прежде чем бабушка издала очередной негодующий крик и даже собиралась стучать по кассе клюкой, мужчина обернулся к нервной пенсионерке:
– Да, эта девушка – глухая.
Он указал на зелёную табличку за спиной кассирши. На табличке нарисовано ухо и написано: «Вас обслуживает слабослышащий сотрудник». В этот момент девушка посмотрела на старушку и лучезарно улыбнулась. Бабушка сначала потащила из сумки кошелёк, а вынула случайно носовой платок. И сделала вид, что ей что-то попало в глаз.
…Всё это случилось в одном из магазинов сети «Ашан» в Петербурге несколько лет назад. Та пенсионерка теперь встаёт в очередь только к глухой кассирше, которую она когда-то обидела. И теперь они улыбаются друг другу, как добрые знакомые. А если кто-то из очереди возмущается, бабушка показывает рукой на табличку, сильнее, чем обычно, сжимая ручку своей клюки.
Страна глухих
Люди, которых весьма неохотно брали куда-либо из-за инвалидности, получили возможность работать в обычном коллективе, наравне со слышащими. И не только на Боровой так, и не только в Петербурге. Политика этой французской компании такова, что 4% рабочих мест в каждом магазине отдаётся инвалидам, в основном – людям с нарушениями слуха.
Директор «Ашана» на Боровой Ольга Брицун, рассказывая об этих четырёх процентах, обмолвилась:
– Четыре процента – в других магазинах. А у нас – десять. Сейчас уже одиннадцать!
Это вовсе не стахановское желание «догнать и перегнать» во что бы то ни стало, а «сарафанное радио» – сотрудники с инвалидностью, устроившись сюда на работу, сообщают другим неслышащим: приходите сюда работать, здесь хорошо! Как вы думаете, будут ли эти люди, чей круг общения достаточно узок и в нём все друг друга хорошо знают, обманывать товарищей по несчастью? Нет, в отличие от обыкновенных людей, глухой глухому – товарищ и брат, они держатся друг за друга. Конечно, чудесная «Страна глухих» из нашумевшего фильма с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун, где все счастливы, потому что все глухие, – утопия, но иногда кажется, что глухие понимают друг друга гораздо лучше, чем слышащие – таких же слышащих.
Одна из хозяек кассы – так здесь ласково называют кассирш – отпускает покупателя и улыбается мне. Сейчас народу мало. Здесь, на Боровой, два пика посещаемости – в обед и сразу после окончания рабочего дня. Жилья вокруг не так много, в основном – офисы и предприятия, поэтому магазин обслуживает по большей части этих работников, а не жильцов окрестных домов. Иду на приветливую улыбку хозяйки кассы.
Во внештатных ситуациях подстраховывают слышащие коллеги
Девушку зовут Надя Секнеева. Я начинаю старательно произносить свой вопрос, глядя прямо в лицо, зная, что девушка читает по губам. В это время с соседней кассы раздаётся голос кассирши:
– Эта девушка глухонемая, она вас не слышит, если есть вопросы по товару, задайте их мне!
Так слышащие коллеги страхуют товарищей-инвалидов. Всегда, когда у сотрудника с инвалидностью на рабочем месте происходит очевидная заминка, на помощь спешит соседний кассир.
Надя рассказывает о себе – когда говорит, когда пишет в моём блокноте. Все сотрудники «Ашана», имеющие дело со слабослышащими коллегами, носят с собой бумагу и ручку.
– Мне 25 лет, я родилась в Элисте, в Калмыкии, – начинает Надя, помогая себе жестами.
Теперь понятно, откуда экзотическая красота этой девушки!
– Училась в интернате для слабослышащих, но потом не могла найти работу. У нас в Калмыкии глухих на работу не берут. Я могла устроиться только уборщицей или дворником. И мы с мамой и сестрой переехали в Петербург.
Сначала южанам показалось здесь очень холодно и сыро, а потом привыкли. Главное – что здесь можно найти нормальную человеческую работу. Теперь Надя уже своё жильё снимает. Почти 5 лет работает в «Ашане» и не собирается его покидать, во всяком случае, в ближайшее время. Конечно, её жизнь не ограничивается магазином, но он дал ей очень неплохой старт в новой петербургской жизни.
Другая хозяйка кассы, Олеся Ищенко, постарше – у неё уже двое детей, восьми и трёх с половиной лет:
– Старший ребёнок учится в школе, младший ходит в садик, у обоих детей проблемы со слухом, поэтому учебные заведения специализированные. Я сама после интерната закончила лицей и получила специальность швеи, но эта работа мне не нравилась. Очень большая нагрузка на глаза. Нам, слабослышащим, глаза беречь надо. Когда в газете увидела объявление о приёме в «Ашан», сразу пришла. Два раза отсюда в декрет уходила, два раза возвращалась. Мне важно иметь хорошую работу с социальными гарантиями, я ею дорожу, как и все другие инвалиды.
Обе хозяйки кассы могут вспомнить разных покупателей, которым, похоже, всё равно, с кем скандалить, и инвалидность кассира их только подогревает. И Надя, и Олеся только горестно вздыхают: таких людей не переделаешь. Остаётся только улыбаться и продолжать обслуживать очередь. Работа на кассе требует железных нервов и редкого самообладания. У сотрудника с инвалидностью есть «тревожная кнопка» – нажав её, они вызывают подмогу.
Это либо менеджер отдела, либо бригадир, либо особая служба – «ВС» (внештатные ситуации), она прибывает, как охотники за привидениями, заслуженно гордясь своим опытом. Любовь Носова из команды «внештатных ситуаций» потеряла слух уже взрослой, после болезни, поэтому она понимает как глухих, так и слышащих. Ситуации бывают разные: например, не читается штрих-код на товаре, не срабатывает банковская карта у покупателя или он хочет рассчитаться подозрительной купюрой, либо покупатель уверен, что его товар стоит дешевле… Понятно, что словесную баталию глухой сотрудник не выдержит, поэтому и прибегает к помощи.
Выйти из замкнутого мирка
Увы, не все слабослышащие, которые хотят работать в «Ашане», могут успешно выдержать стажировку. Не только на кассе – даже и на выкладке товара. Эта работа требует внимательности и хорошей памяти. Кроме того, работающим в дневную смену, как правило, приходится общаться с покупателями, которые, видя человека в спецовке, подходят спросить о товаре. Не все из слабослышащих могут читать по губам, особенно если у человека смазанная артикуляция или он прикрывает лицо рукой. Например, отличный, исполнительный сотрудник, 25-летний Виктор Сарысев по губам читать не может.
А бывает ещё так – окликают со спины и возмущаются, что сотрудник магазина не реагирует. Когда работник на выкладке видит, что к нему обращаются, но он не может ответить, то показывает знак на своей куртке – «Я не слышу». Дальше возможны два варианта развития событий. Либо покупатель следует за приглашающим жестом сотрудника в соседний отдел, где работает слышащий коллега, либо он недовольно бурчит под нос, никуда не идёт, а потом своё раздражение выплёскивает на кассе. К счастью, вторых куда меньше, чем первых.
Есть инвалиды, которые выкладывают товар ночью – это смена, когда магазин закрыт. Тут и плюсы, и минусы. Из плюсов – никто не мешает и день свободен. Из минусов – человек всё-таки не ночное существо и под утро глаза сильно слипаются. Но даже на такую относительно спокойную работу годятся не все соискатели.
Ольга Брицун рассказывает:
– Не так давно привели ко мне родители мальчика. Ну как мальчика – ему уже изрядно за двадцать. Но он никогда нигде не работал. По губам не читает, не пишет, написанное читать может, но часто не понимает смысла, общаться не умеет. Мы предложили ему поработать на ночной выкладке, но, к сожалению, придётся с ним расставаться. Мальчик совершенно не справляется с нехитрыми обязанностями. Мне его очень жаль, но мы всё-таки магазин, а не благотворительная организация. Похоже, что родители его только опекали, но совсем не занимались социализацией. А это вредно для человека, потом аукнется очень большими проблемами. Ведь родители не вечны, а этот парень не умеет ничего. Что с ним будет?
Здесь, в «Ашане», сотрудники с инвалидностью замечательно социализируются. К сожалению, препятствия в общении с теми, кто слышит, приводит к определённой изоляции глухих. Им легче общаться среди своих, потому что остальные их просто не понимают. Откуда вообще берутся глухонемые? Они ведь только глухие, а речевой аппарат в исправности, мало кто не может говорить физически. Но не говорят, потому что не слышат, ведь ребёнок, который учится говорить, повторяет чужую речь и вслушивается в собственные звуки. Попробуйте представить себе мир без звуков и пообщайтесь с кем-нибудь, особенно посторонним, в таком мире. Много ли вы поймёте? А глухие так живут всю жизнь – кто с рождения, кто после болезни.
Улыбнитесь тому, кто вас не слышит
Руководство «Ашана», продвигая программу занятости инвалидов, считает так: это адекватные, способные к обучению люди, просто они не слышат, поэтому общаются по-другому. Магазин – не нянька для инвалидов, а их деловой партнёр, который помогает стать самостоятельными и полезными для общества, способными представлять свои интересы и зарабатывать себе на жизнь. Многим молодым инвалидам не хватало именно такой самостоятельности. Скованные поначалу, неслышащие сотрудники начинают верить в свои силы. По рассказам менеджеров «Ашана» из разных городов, уже не раз были случаи, когда сотрудники с инвалидностью находили на работе свою судьбу – сыграна уже не одна свадьба.
Одна молодая девушка-кассир из Москвы рассказывала, что после начала работы в магазине она перестала… бояться магазинов:
– Я совсем не слышу и не говорю, и в детстве страшно боялась магазинов, я не могла там объясниться, меня толкали, непонятно жестикулировали… Мама пыталась меня социализировать, посылала за хлебом, а я прибегала домой в слезах. Теперь открыла для себя, что в жизни всё не так ужасно. Меня не понимают – не беда, всегда можно написать, объяснить мимикой, жестами… Да, с глухими, среди своих, мне, конечно, проще, но теперь и среди слышащих появились знакомые. Я вообще стала более самостоятельной и открытой.
Доводилось полистать в соцсетях отзывы покупателей о работе глухих сотрудников. Обычно отзывы доброжелательные, мол, молодцы, не хотят сидеть на своей инвалидности (ага, на пенсии этой попробуйте посидеть), хотят быть полезными. Но есть и такие, после прочтения которых становится противно. Скажем, некая мадам пишет, что ей надо побыстрее пройти кассу, потому что она торопится, а тут инвалидов понапихали, как будто они важнее, чем покупатели. Кто мешал мадам встать в другую очередь – туда, где кассир без инвалидности? Ах, не заметила таблички? Да, глухой кассир работает немного медленнее – потому что он не слышит, как пищит сканер, и ему приходится тщательно сверять всё с экраном. Но он, поверьте, работает тщательнее, потому что не хочет потерять свою работу.
У него совсем невелик выбор – либо слепить глаза в швейном цеху, либо за копейки собирать детали на заводе, либо вот в «Ашан» прийти. Он не слышит, как поют птицы, зато он видит вашу злую гримасу, когда вы швыряете покупки на ленту кассы и уверены, что все вокруг вам должны, причём немедленно. Несколько лишних минут в очереди не сломают вам жизнь, но если вы улыбнётесь кассиру, который не может вас услышать, то обоим станет легче – и вашему визави, и вам самому.
Фото: Дмитрий Колосов