До пандемии московский сценарист Юрий Ненев приезжал к матери в Краснодар несколько раз в год, вместе ездили они и отдыхать. 79-летняя Лидия всегда была жизнерадостной и деятельной, к ней приходили подруги.
Из-за локдауна пожилая женщина оказалась в полной социальной изоляции, больше года Лидия не видела сына. А общения по телефону, как оказалось, было недостаточно.
Говорила только «у меня все хорошо» и «я хочу спать»
Когда год назад Юрий приехал к матери, она постоянно испытывала усталость и желание спать, у нее появились галлюцинации, пропала обычная общительность, а запросы стали совсем примитивными.
Она говорила только «у меня все хорошо» и «я хочу спать», на вопросы не отвечала. Когда накатывала депрессия, Лидия могла целыми днями лежать, повернувшись к стене, а по ночам мучиться от бессонницы.
«Мама была постоянно погружена в себя. Создавалось впечатление, что она не слышит и не понимает, о чем разговор. И сама стала говорить с трудом, без всякого желания. Сто раз кивнет, махнет рукой. Я ей: «Мам, а словами?» В ответ одно-два слова. По телефону с родными только «да» и «нет»», – рассказывает Юрий.
Лидия начала терять навыки самообслуживания, все сложнее ориентировалась во времени и пространстве, перестала узнавать людей и предметы. Появились совершенно не свойственные ей раньше эгоизм и даже агрессия по отношению к сыну. И во время случавшихся все чаще приступов гнева пожилая женщина начинала обвинять его во всех грехах.
В итоге у Лидии была диагностирована деменция. «В первый раз этот диагноз произнесли врачи скорой помощи в Краснодаре, потом психолог и психиатр, и окончательно, уже после МРТ-исследования, – невролог. Но врачи, которые работают с такими пациентами, сразу всё понимают», – говорит Юрий.
Поняв, что маму больше нельзя оставлять одну, он перевез ее к себе в Москву. После тщательного обследования ей было подобрано лечение, и сейчас Лидия понимает, где она находится и кто с ней рядом.
Самоизоляция во время пандемии могла спровоцировать деменцию
Как объясняет сотрудник кафедры клинической психологии факультета клинической психологии и социальной работы РНИМУ им. Н. И. Пирогова, психолог Ольга Макарова, часто на ранней стадии заболевания деменция остается незамеченной. Забывчивость, нарушение ориентации во времени и пространстве – первые звоночки, которые, особенно в ситуации привычного общения, списываются на усталость или плохое настроение.
«Кроме того, когда человек не одинок и выполняет обычные действия как бы само собой, его когнитивные дефициты автоматически восполняются помощью других людей. Какое-то время ни он сам, ни его окружение не замечают проблем с памятью, мышлением и поведением», – говорит эксперт.
Но, лишившись привычного окружения в вынужденной изоляции, человек теряется, нарушается привычный образ жизни, когнитивные способности снижаются. И это, в свою очередь, снижает способность совладать с тревожностью.
Забываются близкие и связанные с ними события
«Как в истории с Лидией, человеку не с кем перекинуться словом, из привычного графика выпадают регулярные встречи с родными, остаются невостребованными обычные дела – подготовка к встрече, связанные с ней ожидания, – объясняет Ольга Макарова. – Появляющиеся прорехи в обычном режиме заполняются пассивностью, тревогой.
Иными словами, дела и события, которые были обычны для человека, уходят из жизни, и он уже не прилагает усилий для организации своей жизни, то есть теряет мотивацию. Постепенно отлаженный режим сменяется пустым существованием, забывается то, что приносило удовольствие и радость, а с этим и люди, с которыми общался. Забываются близкие и связанные с ними события».
Стресс из-за пандемии может запускать деменцию
Ускоряет развитие когнитивных нарушений и может стать причиной нервно-психических расстройств у пожилых людей сильный стресс, отмечает врач-невролог Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н. И. Пирогова Минздрава России, к.м.н. Мария Чердак. А в контексте событий последних лет проблема хронического стресса становится актуальной как никогда.
«Стресс – неотъемлемая часть жизни человека, и в норме организм способен самостоятельно с ними справляться. Но если стрессовое состояние становится хроническим, а в добавок есть проблемы со здоровьем, ситуация может выйти из-под контроля. Острая психологическая реакция на стресс запускает каскад неблагоприятных событий в организме, которые могу вызвать не только возбуждение нервной системы, но и нарушение функции внутренних органов», – говорит Мария Чердак.
Сегодня в зоне риска люди всех возрастов, но особенно опасен стресс для пожилого человека, склонного более остро реагировать на нестандартные ситуации. Это связано с возрастными изменениями нервной системы, особенно при наличии часто встречающихся в пожилом возрасте хронических болезней (например, сахарного диабета или заболеваний щитовидной железы). Хорошо известно, что избыточное волнение для пожилых людей нередко может закончиться гипертоническим кризом, инфарктом или инсультом.
«Пандемия COVID-19, безусловно, сказалась на психическом состоянии как многих переболевших, так и некоторых из тех, кого болезнь обошла стороной. Ущерб психическому здоровью, на мой взгляд, одно из неочевидных, но крайне серьезных последствий пандемии, к которому стоит относиться с максимальным вниманием», – считает профессор кафедры психиатрии и наркологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, д.м.н. Юрий Сиволап.
Чем тяжелее проходил ковид, тем выше риск деменции
В научной литературе накоплено уже немало данных о поражающем действии COVID-19 на нервную систему, ее центральный и периферический отделы. В том числе нередко возникают нарушения когнитивных (высших мозговых, познавательных) функций, отмечает врач-психотерапевт Клинико-диагностического центра «Медси» на Белорусской, к.м.н. Юлия Кручинская.
На выраженность когнитивных нарушений влияет и тяжесть COVID-19, отмечает эксперт: «Госпитализированные пациенты показали существенный общий когнитивный дефицит, связанный с искусственной вентиляцией легких».
Распространенность когнитивных нарушений после респираторного дистресс-синдрома после выписки из больницы колеблется от 70 до 100% и может достигать 80% через год и 20% через пять лет.
«Иногда надо дать волю эмоциям, ведь это работа 24/7»
«К сожалению, мало кто из нас готов к такой ситуации и понимает, что бить тревогу надо при первых же симптомах, – говорит Юрий Ненев. – Надо сразу бежать к врачам, делать МРТ, начинать принимать корректирующие лекарства. Тогда дальше будет легче».
Несмотря ни на что, Юрий остается оптимистом и старается помогать маме радоваться жизни. «Я стараюсь обеспечить маме достойное качество жизни. Она по жизни очень кокетливая, любит красивую одежду, хорошую косметику. К счастью, я могу себе позволить все это ей купить. Как и все необходимые лекарства. Но, конечно, деменция – очень дорогое удовольствие, до подорожания я тратил на лекарства не менее 20 0000 рублей в месяц», – рассказывает Юрий.
Юрий занимается с мамой ментальной гимнастикой, они много беседует, ежедневно выходят на прогулку, вместе ходят в магазин, общаются с окружающими – соседями, продавцами магазина. Юрий не скрывает от мамы ее диагноз, объясняет, в чем заключается лечение, как действуют препараты, которые она принимает.
«У нас бывают очень сложные моменты, когда то она психует, то я психую. Порой мне приходится даже на нее накричать, а несколько раз я даже бил посуду. Как ни странно, это помогает – иногда надо дать волю эмоциям, ведь это работа 24/7. Но, конечно, стараюсь возвращать маму к реальности «мирным путем»: объясняю, что мы вместе, не голодаем, у нас есть крыша над головой. А все остальное решаемо», – рассказывает Юрий.
«Меня не напрягает застирать мамины трусы»
Сам он сейчас работает удаленно – оставлять маму одну нельзя, она должна быть постоянно у него на виду. Ее нельзя допускать к опасным приборам. Например, Юрий закрывает крышку газовой плиты, чтобы мама не смогла ее включить, прячет от нее острые предметы, утюг, лекарства. Сам моет ей голову, а потом подсказывает, что надо снять одежду и нижнее белье, чтобы помыться под душем.
Но тяжелее всего с ежедневно повторяющимся «днем сурка». Каждый раз приходится начинать с нуля, терпеливо объясняя маме, где она и как сюда попала, сколько ей лет, какой сегодня день и год. К полудню Лидия вспоминает, кто она и что Юрий – ее сын. А назавтра все начинается сначала.
«У нас, конечно, ситуация не самая плохая: я могу работать дома и быть для мамы «нянечкой», вовремя дать таблетку, напомнить, что надо попить. Я очень люблю свою маму, у нас хорошие дружеские отношения. И меня не напрягает, например, застирать ее трусы. Мы всё делаем вместе. Когда я готовлю еду или мою посуду, мама со мной на кухне – «помогает» мне, дает советы», – рассказывает Юрий.
И это очень правильно, считают специалисты. «По мере возможности надо включать человека в обычные дела по дому, общение. Это поможет дольше поддерживать уровень бытовых навыков и снижать тревожность, которая значительно повышается в ситуации одиночества», – говорит Ольга Макарова.
Очень полезен совместный просмотр семейного альбома, любимых кинофильмов. Важно вызвать сохранившиеся в памяти значимые и приятные события, дать человеку пережить позитивные эмоции. Но, конечно, если болезнь зашла дальше легких когнитивных нарушений, то речь уже о безопасности: желательно так организовать среду больного, чтобы максимально снизить риски для него самого и окружающих.
Не стыдитесь свалившейся на вас проблемы, обсуждайте ее с друзьями
По словам Юрия, самое тяжелое – видеть, как близкий человек уходит в параллельный мир, осознавать, что перед тобой лишь знакомое тело, оболочка, а мозг уже совсем другой.
А еще деменция – это испачканное белье, ночные кошмары и общее состояние психоза. Защитная реакция для Юрия – относиться к ситуации с юмором. Даже если этот юмор иногда оказывается черным, он помогает не впасть в отчаяние. Еще им с мамой очень помогает их общая любимица – кошка Маруся.
Юрий не согласен с теми людьми, которые стыдятся больных родственников, скрывают свою беду от окружающих. «Наоборот, соседи, продавцы в магазине, дворник должны знать, что у вашего родственника проблемы с памятью. Тогда они смогут помочь, увидев больного человека одного без присмотра. Правильно отреагируют на не совсем адекватное поведение». А еще он советует класть в карманы одежды больного человека записки со своим номером телефона.
Рекомендации для того, кто ухаживает за человеком с деменцией, такие же, как для людей с эмоциональным выгоранием и находящихся в длительном стрессе.
Пересмотрите свой график, так как, особенно на первых порах, от ухаживающего потребуется много усилий. Важно не забывать про себя, позаботиться о своем отдыхе и питании.
«Обязательно продолжайте или найдите себе любимое занятие, отдушину. И не стыдитесь свалившейся на вас проблемы, обсуждайте ее с друзьями и, конечно, специалистами. Так вы сможете не только найти полезную информацию по разным вопросам, но и артикулировать свои проблемы, тревоги, страхи», – объясняет Ольга Макарова.
5 советов, как предотвратить/отсрочить деменцию у близких
1. Будьте внимательны, чтобы вовремя распознать признаки тяжелых эмоциональных реакций у пожилого человека на фоне стрессовой ситуации:
– пожилой человек, который проживал самостоятельно и независимо, вдруг начал чаще вам звонить, обращаться с многочисленными вопросами и замечаниями либо, наоборот, ушел в себя, меньше уделяет внимания окружающим, забросил привычные увлечения;
– у вашего близкого внезапно без видимых причин появились неврологические симптомы: забывчивость, нарушение сна, хронические боли;
– пожилой родственник дезориентирован и заторможен, перестает узнавать окружающих либо, наоборот, испытывает избыточное возбуждение, ведет себя агрессивно.
2. Не занимайтесь самолечением и не ждите, что это пройдет само собой. Как можно скорее обратитесь к неврологу, психиатру или гериатру. Чем раньше вы это сделаете, тем больше шансов предотвратить развитие серьезных когнитивных нарушений и деменции.
3. Позаботьтесь о собственном психологическом здоровье. Пожилые люди с начальными формами когнитивных нарушений в стрессовой ситуации очень чувствительны к эмоциональному состоянию близких. Ваша нервозность будет невольно передаваться человеку и может усугубить его состояние.
4. Не стесняйтесь обращаться к медицинскому психологу или психотерапевту. Бывает так, что мы не можем изменить ситуацию, которая вызывает у нас сильный стресс. В непростые времена консультация поможет обрести душевное равновесие.
5. Продолжайте соблюдать все назначения врача, держите под контролем сопутствующие заболевания, поддерживайте физическую и умственную активность, правильно питайтесь и в целом старайтесь создать комфортную атмосферу привычной повседневной жизни.
Деменцию можно отодвинуть или хотя бы отсрочить на несколько лет
Не оставляйте перенесшего ковид пожилого человека без внимания. Эта болезнь коварна. Механизм развития когнитивных расстройств из-за COVID-19 на сегодняшний день окончательно не выяснен, говорит Юлия Кручинская: «Чтобы определить степень выраженности и распространенности долгосрочных неврологических, нейрокогнитивных и нейропсихиатрических последствий у перенесших COVID-19 пациентов, важно наблюдать их вдолгую, включая детальное нейропсихологическое обследование в динамике».
Зато на сегодня точно есть возможность отодвинуть развитие деменции на несколько лет или растянуть фазу легких когнитивных нарушений.
От раннего дебюта деменции защищает интеллектуальная и физическая активность человека. Изучайте иностранные языки, постоянно овладевайте новыми знаниями и навыками. Хорошие результаты дает обучение людей с деменцией компьютерным технологиям, даже несложным компьютерным играм.