Ярослав Киеня – хирург, онколог, маммолог, заведующий хирургическим отделением в московской клинике «Медси». Оокончил ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» МЗ РФ.
«Эта родинка у меня уже два года чешется»
Многие знают, что, если родинка кровит, гноится или зудит, ее нужно показать врачу. Беда в том, что эти симптомы могут указывать уже на серьезную стадию рака. Перерождение родинок в рак очень часто пропускается и запускается, потому что на медосмотрах и диспансеризациях родинкам практически не уделяется внимание, отмечает хирург-онколог Ярослав Киеня. Не у всех врачей есть осведомленность по этим проблемам, не говоря уже про обычных людей. При этом в большинстве случаев при удалении образований на первой стадии рака последующего лечения не требуется. Увы, никто на родинки особо не смотрит, а что происходит на спине, ягодицах или на подошвах стоп – вообще мало кто замечает.
Люди думают, что опасно только, если родинка болит, а на то, что она поменяла цвет, внимания не обращают. Также пациентов обычно напрягает, если родинки растут в высоту, а не в ширину. Но на самом деле выпуклые образования кожи обычно оказываются доброкачественными, а опасные образования могут быть маленькие (1-2 мм), плоские, совсем неприметные. Но большие родинки тоже надо наблюдать – считается, что любая родинка больше 1 см должна настораживать и хорошо бы ее показать врачу.
Конечно, когда родинки начинают чесаться, болеть, гноиться, кровить, люди обращают на них внимание, но далеко не каждый сразу идет к врачу. Когда наконец приходят, говорят: «Эта родинка у меня уже два года сильно чешется».
У меня недавно на приеме был мужчина лет 35, хорошо одет, спортивный. Он лечил грибок на ногах, и дерматолог направила его ко мне, сказав, что срочно надо удалять образование на голени, оно не очень хорошо выглядит. Я осмотрел родинку в дерматоскоп и показал ему фото через телефон: «Видите? Здесь голубая вуаль, то есть подозрение на меланому, надо срочно удалять». Было понятно, что родинку надо иссекать широко и как можно скорее, чтобы не получилось никаких осложнений. Я пациенту все это объясняю, а он: «А что, обязательно удалять? Ладно, я подумаю и к вам запишусь».
Прошло два месяца, он съездил в отпуск, отдохнул, позагорал. То, что я увидел на первом приеме – это был либо предрак, либо что-то начальное-начальное, а второй раз он пришел уже с махровой меланомой, ее было видно уже без дерматоскопа – асимметричная, вытянутая родинка, явно уходит вглубь.
Было проведено хирургическое лечение. К счастью, это была II стадия рака, химиотерапии не понадобилось.
Еще был мужчина с образованием в 1 мм, его тоже направил ко мне дерматолог. Мне образование не понравилось – родинка асимметричная, очень много черного пигмента, плюс было ощущение, что она уходит вглубь. Решили ее удалить по всем онкологическим принципам. Оказалось, что это даже не образование, а глубокая насыщенная пигментация — пока там все хорошо, но в будущем подобное может принести проблемы. А потом пациент говорит: «Посмотрите, доктор, у меня что-то в волосистой части головы». Я волосы убираю, а там еще одно образование, базально-клеточный рак. Я провел соответствующее хирургическое лечение.
Как следить за своими родинками: принцип АВСD и специальная карта
Есть правило ABCD (А – асимметрия, В – граница, С – цвет, Д – диаметр). Образование должно быть симметричное (не обязательно круглое, оно может быть овальным), а если поделить его на четыре части, оно должно быть по двум противоположным частям симметрично. Если родинка не симметричная, с неровными краями, лучше показаться врачу.
Цвет и граница: если сначала это был коричневый невус, но начали появляться вкрапления другого цвета, то есть он начал чернеть, белеть, синеть, краснеть, тоже нужно сходить к врачу.
Диаметр: надо стараться запоминать (или фотографировать) свои образования большого размера, наблюдать за ними, через определенный период времени смотреть, изменились они или нет. Можно даже линейкой мерить – 3 мм, через три месяца померил, она 6 мм – значит, надо ее все-таки показать врачу. Не должна родинка в два раза вырасти за три месяца.
Если у человека много родинок, в любом случае лучше показаться онкологу. Сейчас есть такой метод наблюдения – картирование родинок: человек приходит в клинику, все его родинки фотографируют, на них делают паспорт, где указывается размер, симметрия, цвет. В следующем году нужно прийти и сравнить с прошлым годом, насколько какие родинки изменились. Естественно, если какие-то родинки являются подозрительными, человек сразу направляется к онкологу, и там уже решается вопрос об их удалении.
Факторы, провоцирующие рак кожи: солнце, трение, солярий
Скорость развития рака кожи у всех разная, это зависит от места и провоцирующего фактора. Худшее место для опасных новообразований – это лицо, оно меньше всего защищается от солнца. Еще все складки, где кожа трется, плотно соприкасается с одеждой – зона пояса, потому что там ремень трется, область бюстгальтера у женщин. Любые образования на кистях тоже считаются потенциально опасными, их лучше сразу показать онкологу, потому что руки – это контакт с бытовой химией, частая механическая травматизация.
Одна из главных причин изменения обычных родинок в сторону меланомы – это нахождение под прямыми солнечными лучами. Я всем пациентам говорю: если вы едете отдыхать, вы все равно загорите, даже в тени. А если специально загорать, то есть риск солнечных ожогов и того, что твои образования могут как минимум вырасти. Если приходится быть на солнце, нужно использовать специальные солнцезащитные крема (как минимум SPF 50).
Недавно ко мне приходила девушка с ярким морковным загаром. Не понимаю эту моду! Увы, солярий – это очень опасно с точки зрения образований. По данным, опубликованным в отчете Skin Cancer Statistics and Issues, у людей, которые начали посещать солярий до 35 лет, на 59% выше риск заболеть меланомой, чем у тех, кто вообще им не пользуются. Даже от первого использования солярия существует 20% риск увеличения развития меланомы независимо от возраста.
Когда смотришь на родинки при дерматоскопии, сразу видно, что человек их либо травмирует одеждой, постоянно натирает, либо загорает – на них образуется белая рубцовая псевдовуаль, их поверхность уплотнена. Я спрашиваю: «Загорать любите?» Обычно ответ: «Да, очень люблю позагорать!»
Лечение рака кожи: не бойтесь идти к онкологу
Часто люди думают, что, если родинку удалить, сделаешь еще хуже. Это абсолютный миф! Главное, чтобы пигментное образование удалили полностью, без каких-либо остатков.
Если мы видим подозрение на меланому, нужно удалить ее с правильным отступом. Есть негласный стандарт – 5 мм, ты иссекаешь ткань вокруг, и если при гистологическом исследовании все хорошо (доброкачественное предраковое образование), на этом останавливаемся. Если там меланома, мы смотрим на многие факторы, такие как толщина, инвазия, есть ли нагноение. Стадия ставится в совокупности гистологического и инструментального обследования – I, II, III, IV. Дальше уже по этим симптомам, по гистологическим признакам мы решаем, нужно ли иссечь еще больше тканей или нет.
При базально-клеточном раке достаточно удаления образования в полном объеме, чтобы ничего не осталось. Если при гистологии края резекции чистые, на этом история болезни, как правило, заканчивается.
Бывают трагические ошибки, когда человек принял меланому за обычную родинку и удалил «красиво» у косметолога в какой-нибудь маленькой клинике с минимальным иссечением. Это чревато плохими последствиями. Поэтому я рекомендую удалять маленькие родинки как минимум у дерматологов – они должны знать, что такое рак, как он выглядит. А любое образование, начиная от 1 см, удалять имеет право только онколог. Лично я бы вообще рекомендовал удалять любые пигментные образования у онколога.
К сожалению, нет скрининга рака всего организма. Я всегда говорю: «Проходите обычный медосмотр. Это единственный способ отследить рак на ранней стадии». А если при самоосмотре вы выявили что-то подозрительное, не стесняйтесь идти к онкологу и просить: «Посмотрите, пожалуйста, мои родинки!»