Младшие классы: «заору на всю школу и убегу»
Почти все опрошенные ученики начальных классов не могли поверить, что такое возможно. Некоторые мамы отказались задавать детям этот вопрос, понимая, что они будут им шокированы.
Один второклассник сказал: «Это невозможно! Я бы больше к ней не пришел на урок». Потом подумал и добавил: «Наша учительница пока не дерется».
Большинство тех, кто ответил на вопрос «Если учитель тебя ударит, что ты сделаешь», сказали, что сообщат о случившемся родителям». Из 22 опрошенных младшеклассников расскажут родителям о случившемся, «когда придут домой», 5 человек. Еще трое расскажут маме, и четверо – папе.
7 детей не будут дожидаться конца уроков, а сразу позвонят маме или (чаще) папе. Интересно, что в данном опросе вообще к папе как к защитнику прибегали многие дети, что не может не радовать. Трое детей сразу «заорут и убегут».
5 человек собираются пожаловаться на подобные действия директору (помимо звонка папе или маме) и многие называют других значимых взрослых, которые могут прийти им на помощь – учительницу, школьного сторожа, учителя по физкультуре. Одна девочка сказала, что пожалуется социальному педагогу. Один ученик 4 класса сказал, что подаст в суд.
И, конечно, на подмогу можно позвать друзей:
– Что ты сделаешь, если учитель тебя ударит? – спросила по нашей просьбе мама второклассника А.
– Как это?!
– Ну, если твоя учительница заболеет, и придет педагог на замену несправедливый, мало ли…
– Пожалуюсь тебе, когда приду домой.
– А сразу, в школе, что-нибудь сделаешь?
– Пожалуюсь друзьям, они могут как-то сказать… Я же один не сильная сила, а втроем мы можем уже сказать…
– Что?
– Что нельзя обижать учеников.
Примерно треть детей сказали, что больше не пойдут к такому учителю на урок. 10-летний В. сформулировал это так: «Я не могу себе представить такого! Если бы такое случилось, я бы деликатно сел на место, но в душе у меня была страшная обида. И… и я бы больше ни за что не пошел к ней на урок!»
Трое детей сказали, что не станут говорить родителям о таком действии учителя. Кто-то боится маминых расспросов, кому-то кажется, что учитель может ударить, если это «за дело».
Некоторые родители отметили, что этот опрос оказался полезен для них. Так один 4-классник сказал маме, что позвонит ей в подобной ситуации, когда кончится урок. Она спросила: «А почему ты будешь ждать конца урока?» – «Потому что это нормально. Я слышал, что в средней школе часто дают подзатыльники». Мама решила выяснить, что же происходит в средних классах школы, где учится ее ребенок.
Средняя школа: «я имею право на неприкосновенность»
9-классница А. 2 года назад ушла из школы, где, по ее словам, «такие штуки происходили регулярно». Учитель таскала детей за волосы, называла «педиками» и проч. Бабушка А. тоже учитель, она вместе с внучкой написала обстоятельную жалобу в школьный совет и администрацию. Многие дети подписали. Классный руководитель пообещала, что на следующий год будет другой учитель, но этого другого отправили учиться в Англию, и все осталось по-прежнему.
Учительница продолжает бесчинствовать, дети смеются и снимают ее на телефоны, она говорит: «Снимайте-снимайте!» и корчит рожи. Все это рассказывают А. ее прежние одноклассники, в новой школе ничего подобного нет.
Но все-таки большинство учеников средней школы не представляет, что такое может произойти, хотя кое-кто сходу вспомнил сюжет из «Гарри Поттера», где профессор Снейп дает затрещины Рону и Гарри. «Расскажу все маме, пусть она разбирается», – примерно так ответила основная часть опрошенных учеников средней школы. Всего мы задали этот вопрос 27 ученикам с 5 по 9 класс.
15 человек спросят учителя, почему он это себе позволяет, «прикрыться от удара, отбежать или увернуться» собираются двое.
Дадут сдачи тоже двое, причем один сформулировал это так: «с пылу-с жару наверчу ему!» К директору пойдут 2 человека. Уйдут из школы навсегда – 3 ученика, убегут из класса – 3 человека. Обратиться в суд собирается в такой ситуации один ученик: «Я имею право на неприкосновенность».
Если это – единичный случай, то двое учеников из опрошенных никак не стали бы реагировать, если подобное повторится, «стали бы разбираться».
Двое детей сказали, что «потерпят». Один 8-классник ответил неожиданно: «если учитель меня ударил, я был сильно неправ, буду чувствовать себя виноватым». – «А если это учитель был неправ, а не ты?» – «В нашей школе нет плохих учителей, так что это я налажал».
Мальчик-пятиклассник попросил бы в такой ситуации прощения. Еще одна девочка сказала, что сделает то, за что учитель ее ударил, и «не станет ударять в ответ». Ответ дочки поразил маму. Наверное, нам, родителям, надо говорить с детьми о возможных негативных поступках других взрослых, и учить их правильно реагировать на них.
Одна мама сказала, что ее 15-летняя дочка в течение всех 7 (!) лет обучения в музыкальной школе постоянно подвергалась тычкам и получала по рукам от учительницы музыки. Но «вытерпела и стала крепче».
5 детей считают, что если такое произойдет, то в любом случае администрация школы свалит вину на ученика («они будут друг друга прикрывать»).
Конечно, большая часть родителей будет в подобной ситуации на стороне своего ребенка. Но интересен в этой связи рассказ одной опрошенной матушки о ситуации, в которой оказался ее сын-восьмиклассник:
«Сына мы растили в понимании, что сопротивляться взрослому при его нападении не просто можно, но и нужно. Сказать «нет», уйти, убежать, звать на помощь и т.д. Однажды урок был на улице, дети расшалились. Учитель схватил сына за руку и куда-то потащил. Сын не растерялся и ударил его по руке.
Нам позвонили, муж поехал туда, ехал с совершенно брутальными намерениями по поводу учителя и вообще школы, а остался утешать изумленного плачущего молодого парня-учителя. В общем, и сын больше не чудил на уроках, даже когда другие чудили, и учитель впредь никого не трогал и вел себя прилично».
Старшеклассники: «если ударит бревном, то я лягу»
На вопрос о рукоприкладстве учителя ответили 11 учеников 10 и 11 классов. Первой реакцией четверых из них на вопрос «что ты сделаешь, если учитель тебя ударит», было: «Я офигею!»
Итак, большая часть старшеклассников не может представить себе подобного, и опять же многие из опрошенных поделятся случившимся с родителями. Выпускник А. сформулировал так: «Наверное, все зависит от того, кто этот учитель – мужчина или женщина. Женщине я бы не ответил, а вот с мужчиной мог бы не сдержаться, хотя потом наверняка бы пожалел. Я в любом случае рассказал бы маме, и потом мы бы уже вместе разбирались в этой ситуации.
Не знаю, что именно мы бы сделали, но уверен, что это было бы эффективнее и болезненнее для учителя, чем если бы я дал сдачи. Ну и я точно не дал бы учителю продолжать меня бить, я сделал бы все, чтобы его остановить».
Несколько человек расскажут о случившемся классному руководителю, трое – администрации и одна девочка «всей школе». Сообщат учителю, что он сошел с ума, 2 человека, уйдут из класса 3 человека. Один выпускник сказал, что жаловаться администрации бесполезно, так как виноватым в такой ситуации сделают его.
Еще один выпускник сказал, что все зависит от контекста: «Если он, например, бревном меня ударит, то я лягу».
Надо отметить интересную и странную деталь, ни один из 60 опрошенных учеников, не сказал, что он пойдет к школьному психологу, только одна девочка сказала, что пожалуется социальному педагогу.
А ведь это те участники образовательного процесса, от которых ждешь включенности в социальную жизнь школы. 6 человек (10% от общего числа опрошенных) считают, что администрация школы будет на стороне учителя в любом случае, и во всем обвинят ученика.