Недавно в «Фейсбуке» обсуждалась история о том, как девочка-второклассница, сделавшая неправильную, с точки зрения учителя, запись в тетради (все ведь знают, какое огромное значение придается, например, количеству клеточек между классной и домашней работой), была оскорблена и унижена при всем классе – сначала учительница накричала на нее, а потом разорвала тетрадку на мелкие клочки. С этими клочками девочка пришла домой. Больше в школу она ходить не хочет.
Честно говоря, если бы мой маленький ребенок пришел домой с клочками вместо тетради, мне было бы очень трудно сдержать свой гнев. Но для правильных действий в этой ситуации лучше остыть.
Первое, что стоит сделать – это выяснить у других родителей, что же на самом деле произошло в классе. При всей моей любви к собственным детям я допускаю, что они могли что-то придумать, преувеличить или не так понять. Можно спросить у других родителей, как эту ситуацию увидели их дети.
Конечно, я полностью на стороне своего ребенка, конечно, я считаю, что орать на детей и, тем более, унижать, учитель не имеет права. Но все-таки лучше выяснить ситуацию со всех сторон, а не только с одной.
Итак, родители подтвердили, что учитель вел себя неадекватно, агрессивно, несдержанно. Первое желание – пойти к администрации, директору, написать в департамент образования и наказать виноватого. Я бы обязательно так и сделала, если бы в начальной школе учился мой первый ребенок. Но в сентябре в первый класс пойдет мой шестой, поэтому я оставляю эти действия на крайний случай – когда все остальные методы уже исчерпают себя.
Я пойду в такой ситуации к самому учителю. Попытаюсь с ним поговорить. Конечно, подобная сцена безобразна, она недопустима в школе, но если до этого учитель не был замечен в таких вещах, если это – единичный случай, и учителю очень жаль, что по каким-то причинам такая сцена произошла, этим бы я и ограничилась.
Да, я оставила бы своего ребенка на неделю-другую дома, я бы объяснила ему, что взрослые люди не всегда ведут себя правильно, попыталась бы реабилитировать его отношение к школе. Если это произошло один раз, и вам удалось найти правильный тон в разговоре с учителем, я уверена, что никаких проблем в дальнейшем не возникнет.
Гораздо более тяжелая ситуация, если учитель считает такое поведение нормальным, если из разговора с родителями становится ясно, что он ведет себя так постоянно. Тут мои действия – это разговор с администрацией школы – завучем младших классов или директором.
Самый тяжелый вариант, если директор считает, что все это – нормально, и вы «преувеличиваете проблему». В этом случае я бы начала поиск новой школы для своего ребенка, потому что если такой стиль общения с детьми приемлем для руководства школы, то ничего хорошего от этой школы ждать не приходится.
Но, скорее всего, ни завуч, ни директор так не скажут. Возможно, они будут оправдывать учителя, расскажут, что вообще-то он хороший, но сейчас у него кризис и тому подобное. В этой ситуации совершенно спокойно можно попросить перевести ребенка в параллельный класс к другому учителю. Отказать вам не смогут. Школа абсолютно не заинтересована, чтобы ученики покидали ее в середине учебного года, поэтому вам пойдут на встречу и предложат какие-то варианты.
В любом случае, терпеть унижения, оскорбления, обзывательства, повышенный или язвительный тон нельзя! Не должен ваш ребенок бояться ходить в школу, даже если он не успел сделать уроки, даже если забыл прочитать и выучить стих, заполнить тетрадь по «Окружающем миру» или «Дневник читателя».
Я абсолютно уверена, что в начальной школе главные качества учителя – это уравновешенность, доброжелательность, умение и желание идти на контакт с родителями. Все остальное – части речи и члены предложения, фонетический разбор и умение выделять в слове корень, знание таблицы умножения и умение решать уравнения – приложится. Ни один ребенок при адекватном учителе не будет обойден стороной в изучении официально признанных ФГОСов, а уж будет ли он осваивать программу «Эльконина –Давыдова» или заполнять тетради Гейдмана, вставляя знаки в пример «7 7 7 7 7 = 5», к его будущему не имеет никакого значения. В отличие от постоянных окриков и общей нездоровой и нервной атмосферы в классе.
Поэтому я – за поиск адекватного учителя, доброжелательной обстановки, спокойного разговора о достижениях учеников на редких родительских собраниях. Интересно, что каждый раз именно такие учителя были у моих детей в начальной школе, до сих пор со многими из них мы поддерживаем хорошие отношения, за что им – огромное спасибо!