Нескладывающийся паззл
В 1963 году Джеральд Гассон, отец ребенка с аутизмом и член совета Национального аутистического сообщества Великобритании, нарисовал эмблему своей организации в форме кусочка паззла. Скорее всего, он не подозревал тогда, что паззл станет символом аутизма, который будут активно использовать благотворительные организации, родительские сообщества, журналисты и политики.
Когда в 1999 году Аутистическое сообщество США сделало своей эмблемой ленточку-паззл, его лидеры сообщили, что она должна символизировать сложность аутизма.
Паззл по-английски означает «головоломка». Так же называют набор разнообразных кусочков c неровными краями, которые нужно соединить между собой в правильном порядке, чтобы получить картинку.
Действительно, аутизм долго оставался головоломкой. Непонятны были его причины, непонятно было, как его лечить, и в течение длительного времени невозможно было выделить те биологические механизмы, повлияв на которые, врачи смогли бы снизить проявления аутистической симптоматики.
Паззл долго не складывался, а распространенность аутизма росла с каждым новым поколением детей.
Если вы такие же зануды, как мы, и хотите знать интереснейшие подробности (довольно сложные) исследований, просто читайте дальше, если у вас нет времени разбираться в названиях генов, но хочется знать, что же ученые выяснили простыми словами, сразу переходите к финалу и списку инсектицидов, которые ни в коем случае нельзя использовать в саду или в быту.
Эпидемия или нет?
Сегодня наука знает об аутизме довольно много, хотя может ответить далеко не на все вопросы. Одним из самых дискуссионных остается вопрос, есть ли в мире реальная эпидемия аутизма.
Дело в том, что во времена Г.Аспергера и Л.Каннера (ученые, которые впервые описали это расстройство развития в 40-е годы ХХ века) распространенность аутизма в населении исчислялась долями процента, а сегодня она составляет, по разным подсчетам, от 1 до 2,5%.
Некоторые ученые убеждены в том, что реального роста нет, есть лишь видимое увеличение пропорции аутистов в популяции за счет изменения диагностических критериев. Раньше, говорят они, ребенку, не соответствующему возрастным маркерам развития интеллекта, ставили диагноз «умственная отсталость», а теперь стало принято выяснять природу такого отставания, искать симптомы, характерные для того или иного нарушения развития.
С учетом того, что диагноз «расстройство аутистического спектра» в передовых странах открывает доступ к ряду терапий за государственный счет, врачи склонны ставить маленькому пациенту именно его, чтобы помочь ребенку и его семье.
Далеко не все, однако, разделяют такую точку зрения, ряд ученых оспаривает ее с цифрами в руках.
С 1987 по 1998 годы в Калифорнии, славящейся своей образцовой статистикой, был зафиксирован 237-процентный рост случаев аутизма. Это заставило администрацию штата заказать экспертам Калифорнийского университета в Дэвисе исследование, чтобы тщательно проанализировать эти поражающие воображение цифры и объяснить их.
Проанализировав данные, ученые пришли к выводу, что изменения диагностических критериев лишь частично объясняют явление. По словам доктора Ирвы Херц-Пиччиотто, рост случаев аутизма с высокой вероятностью связан с влиянием неких средовых факторов, получивших распространение в 80-е годы прошлого века, и их необходимо устанавливать и изучать. Это подтверждается тем, что несмотря на изменения в диагностических критериях, роста случаев аутизма у взрослых не наблюдается.
При этом средовыми факторами называется все, кроме генетики, которая, как теперь известно, в большинстве случаев лишь предрасполагает к заболеванию и не вступает в игру без дополнительного триггера, будь то инфекция, перенесенная матерью, препарат, который она принимала во время беременности, либо влияние окружающей среды в том значении, в котором мы привыкли употреблять это выражение.
С американскими учеными согласились их датские коллеги, которые также отличаются образцовым ведением медицинского учета и высокой достоверностью медицинской статистики.
В 1994 году в Дании изменились диагностические критерии аутизма, а вслед за этим в 1995 изменились критерии включения амбулаторных пациентов в реестры больных аутизмом.
В 2015 году ученые Университета Архуса опубликовали исследование, целью которого была оценка того, до какой степени эти изменения повлияли на рост заболеваемости аутизмом в Дании.
Объектом исследования стали дети, родившиеся в стране в период с 1 января 1980 года по 31 декабря 1991 года. Наблюдали же за детьми до получения диагноза РАС или до окончания исследования.
Ученые пришли к выводу, что изменения диагностических критериев могут объяснить рост заболеваемости аутизмом с 1980 по 1991 года в Дании на 60%. За счет чего же появились еще 40%?
Генетические изменения не могут происходить столь быстро, значит, искать нужно средовые факторы.
Новые «кусочки»
В процессе поисков ученые пришли к важному выводу: аутизм – заболевание многокомпонентное. Нет какого-то единого гена, мутация которого приводила бы к этому нарушению развития, как нет и единого внешнего фактора, который бы непременно приводил к аутизму.
Практически всегда (исключение составляют несколько синдромов, обусловленных чисто генетически) расстройство аутистического спектра – это результат взаимодействия двух или более факторов. Генетические нарушения предрасполагают к РАС, но эта предрасположенность в огромной доле случаев не выстрелит без триггера.
Аналогию можно провести не с выстрелом, а с паззлом: пока несколько кусочков не сложатся вместе, аутистическая картина не получится, и эмблема аутизма обрела новый символический смысл. Исследования причин аутизма пошли в двух основных направлениях: одни ученые продолжают изучать гены, другие – внешние факторы.
Одним из таких факторов, попавшим под подозрение, стало загрязнение окружающей среды. Это выглядит вполне логичным, ведь если предположить, что во второй половине прошлого века что-то очень сильно изменилось в жизни цивилизации и повлияло на увеличение распространенности аутизма и некоторых других ментальных расстройств, то невозможно пройти мимо антропогенных изменений экологии.
К настоящему моменту накопился большой массив научных данных, говорящих в пользу экологической гипотезы. В большинстве случаев такие исследования имеют статистический характер.
Американские ученые установили, что загрязнение воздуха и почв существенно повышает риск психических заболеваний у людей, живущих в областях с повышенной концентрацией поллютантов. К аналогичным выводам пришли китайские ученые уже конкретно в отношении аутизма.
Ученые Университета Пенсильвании пошли дальше. Они исследовали сочетания генных вариантов, предрасполагающих к аутизму, и загрязнение воздуха и обнаружили интересный факт: содержащийся в воздухе озон сам по себе незначительно повышал риск аутизма, а вот в комбинации с определенными мутациями генов он достигал максимального уровня риска в сравнении с сочетаниями других генетических факторов и поллютантов.
Исследователи предположили, что столь сильный эффект совместного действия этих двух факторов объясняется тем, что озон – это окислительный агент, производящий активные формы кислорода, приводящие, в свою очередь, к окислительному стрессу клеток, который негативно влияет на их функционирование.
Анализ статистических данных позволяет отследить некоторые корреляции риска аутизма у ребенка с проживанием беременной женщины в среде с повышенным уровнем загрязнения и предположить, какие биологические механизмы работают в этом случае.
Сложность в том, что проверить теорию практикой до недавнего времени было невозможно – не проводить же опыты над людьми. Приходилось довольствоваться лабораторными животными, которые подтверждали гипотезу, однако считать ее доказанной все-таки было нельзя.
И вот появились новые технологии.
Паззл сложился
Совсем недавно, в июле 2021 года было опубликовано чрезвычайно интересное, важное и очень элегантное исследование ученых Школы общественного здравоохранения Блумберга при Университете Джонса Хопкинса (США) под руководством доктора наук Лены Смирновой.
Экспериментаторы применили сразу две инновационные технологии.
Во-первых, они вырастили органоиды – миниатюрные копии мозга – из человеческих плюрипотентных стволовых клеток. Во-вторых, они воспользовались технологией CRISPR/Сas для редактирования генов в этих органоидах. Они изменили ген CHD8 таким образом, что он снизил продукцию соответствующего белка.
В научной литературе принято названия генов выделять курсивом, а белки, являющиеся продуктами этих генов, имеют те же названия, но не выделяются курсивом.
Из предыдущих исследований было известно, что белок CHD8 регулирует активность других генов, играющих важную роль в развитии мозга, а потому мутации в кодирующем его гене очень опасны.
Исследователи обнаружили, что органоиды мозга лишь с одной копией гена CHD8 содержали только две трети от нормального уровня белка CHD8 в их клетках, но на этом они не остановились.
Ученые решили исследовать сочетание генетического фактора со средовым. Они подвергли клетки мозга воздействию хлорпирифоса.
Фосфороорганический пестицид, используется в сельском хозяйстве и садоводстве, а также в практике медицинской, санитарной и бытовой дезинсекции для борьбы с насекомыми (в том числе, в смесях с другими активными компонентами). Попадая в организм насекомого через дыхательные пути, он фосфорилирует ацетилхолинестеразу и парализует его нервную систему. Имеет продолжительное действие. Препараты, использующие хлорпирифос, относятся ко 2-му и 3-му уровням опасности для человека.
Эффект оказался поразительный: воздействие хлорпирифоса еще сильнее снизило уровни белка CHD8, преобразовывая умеренный дефицит в тяжелый.
Но и это не стало финалом исследования.
Чтобы убедиться в том, что этот дефицит действительно ведет к аутизму, ученые составили список веществ в крови, моче и тканях мозга, уровни которых, как показали предыдущие исследования, не соответствуют норме у реальных пациентов с РАС.
Оказалось, что уровни некоторых из этих очевидных биомаркеров аутизма были также значительно снижены в экспериментальных органоидах из-за недостатка белка CHD8 или воздействия хлорпирифоса по отдельности, и тем более, когда на организм повлияли оба фактора.
«Таким образом, мы показали, что изменения в этих органоидах соответствуют изменениям, наблюдаемым у пациентов с аутизмом», – говорит доктор наук Лена Смирнова
И что теперь?
«Теперь мы можем изучить, каким образом другие гены и потенциально токсичные вещества взаимодействуют друг с другом», – говорит Смирнова, и возможно, что через какое-то время у нас появится список триггеров аутизма, которые необходимо будет избегать будущим матерям.
А пока что мы точно знаем: беременным женщинам ни в коем случае нельзя использовать в саду или в быту эти инсектициды особенно, если в семье уже есть ребенок с аутизмом, то есть риск аутизма у плода уже повышен.
Инсектициды с действующим веществом хлорпирифос – СПИСОК
Аверфос КЭ
Агран КЭ
Максифос ВП
Сихлор КЭ
Хлорпиримарк КЭ
Синузан КЭ
ФосЛАД-50 КЭ
Производятся в виде концентратов эмульсий (КЭ), смачивающихся порошков (СП), диспергируемых в воде гранул (ВДГ), микрогранул (МКС) и пищевых отравленных приманок.