Публикуем главу из пособия для волонтеров, готовящегося к изданию в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Другие методические пособия, выпущенный в серии «Азбука милосердия», читайте на сайте Отдела.
Для волонтеров помощь детям без родителей была и остается одним из самых любимых видов работы. Но не всякая помощь детскому дому хороша. В готовящемся учебнике для добровольцев есть глава о том, как правильно организовать такую помощь, что нужно и чего нельзя добровольцам делать в детских учреждениях.
Первый визит в учреждение
Выберите учреждение. Если вы хотите помогать учреждению, у которого мало или вовсе нет помощников, выберите детский дом или интернат в небольшом городе или селе, в которое вам будет посильно ездить регулярно. Начните с изучения ситуации в интернете: если информации о детском доме мало, если у него нет своего сайта, то, скорее всего, это действительно бедное учреждение, и ваша помощь будет кстати.
Позвоните администрации. Старайтесь разговаривать максимально корректно и аккуратно, ничего не обещая кроме разовой помощи. Например, можно предложить привезти немного канцтоваров, которые нужны в любом детском учреждении. Передача канцтоваров станет удобным поводом познакомиться.
Выберите делегатов. Участвовать в первой встрече должны бывалые добровольцы, желательно – уже с опытом работы в детских учреждениях. В крайнем случае, они должны пройти хотя бы небольшое обучение. Их задача – адекватно оценить обстановку.
Внимательно слушайте и смотрите. Обычно с добровольцами встречается не директор, а активные воспитатели или социальные работники. Нужно попросить их подробнее рассказать о том, как живут дети, какие есть материальные трудности. Сотрудники обычно очень охотно говорят о бытовых проблемах, хотя нередко воспринимают добровольцев как людей, от которых можно что-то получить. Но главная задача первой встречи – завязать диалог, подружиться с воспитателями и руководством, найти точки соприкосновения, все увидеть своими глазами и узнать, нужна ли детям действительно какая-то помощь: помогают ли им уже какие-то добровольцы, фонды, приходит ли священник. Возможно, детский дом опекает какое-то предприятие, и в материальном плане там все благополучно. Это очень хорошо, но надо выяснить, общаются ли сотрудники предприятия с детьми. Ваша задача как добровольцев – не столько материальная поддержка, сколько общение: ведение бесед, творческих кружков, создание воскресной школы и т.п.
У воспитателя или другого сотрудника будет весьма субъективное мнение о ситуации в детском учреждении. Но если вы внимательно его выслушаете и вникнете, то сможете сделать для себя нужные выводы. Например, если воспитатель говорит о своей большой загруженности, это значит, что у него, например, нет времени на творческие занятия с детьми. Значит, помощь нужно будет оказывать именно в этом.
Обязанности координатора
После первой поездки необходимо выбрать координатора – человека, который будет отвечать за помощь именно этому учреждению.
Общается с администрацией. Общение с администрацией – одна из самых главных задач, которую берет на себя координатор. Добровольцы должны минимально пересекаться с руководством, потому что с государственными учреждениями довольно сложно выстраивать отношения. Например, у интерната восьмого вида есть очень много предписаний и ограничений, и некоторые безобидные с виду мастер-классы могут быть запрещены правилами техники безопасности. Координатору придется решать сложные вопросы: как ничего не нарушить, не навредить учреждению – и при этом организовать интересные мероприятия, чему-то научить детей. Он должен быть человеком активным и при этом – очень корректным и здравомыслящим, избегающим конфликтов с администрацией.
Выстраивает работу добровольцев. Координатор дает каждому добровольцу четкое задание, определяет поле деятельности. Доброволец должен почувствовать себя нужным, особенно тот, кто приехал в учреждение в первый раз.
Мотивирует добровольцев. Довольно легко найти добровольцев на рождественские или пасхальные поздравления в детском доме, но найти людей, которые бы регулярно приходили в интернат, где не хватает нянечек, и просто мыли полы – гораздо тяжелее. Если кто-то перестает помогать – это тоже ответственность координатора. Нужно стараться сплачивать коллектив, обзванивать добровольцев, интересоваться состоянием здоровья, поздравлять с днем рождения, давать возможность получить какую-то разгрузку: устраивать беседы, экскурсии, паломнические поездки и т. д. Конечно, здесь нужна мера: в первую очередь – помощь, и иногда – какие-то увеселительные мероприятия, но не наоборот.
Подготовка добровольцев
Расскажите им об учреждении. Перед первой поездкой координатор должен собрать добровольцев и рассказать всем, а особенно тем, кто ни разу не был в детских домах, куда они поедут, что их ждет в учреждении, каковы его особенности (ведь, например, интернат пятого вида отличается от интерната восьмого вида), каковы особенности детей, их заболеваний и т.д.
Объясните правила учреждения. Они везде свои и их нужно обязательно соблюдать. Есть учреждения, где требуется оформление медицинской книжки; есть учреждения, куда надо брать с собой полную смену одежды и переодеваться. Очень важно соблюдать режим: есть тихий час, время обеда, и если вы задержались, не успели закончить урок или мероприятие с детьми, то вас могут прервать. В таком случае нельзя вступать в спор с сотрудниками, надо подчиниться и в следующий раз постараться все сделать вовремя. Все правила, которые соблюдаются в учреждении, безоговорочны и обязательны для добровольцев.
Обсудите, как нужно себя вести. С детьми нужно общаться так, как со своими младшими братьями и сестрами или со своими собственными детьми. Со всеми сотрудниками – сторожами, поварами, воспитателями – обязательно здороваться, разговаривать вежливо, стараться искренне, с любовью отвечать на вопросы, оказывать помощь.
Добровольцы должны быть очень внимательны к выбору слов, которые они употребляют. Ни в коем случае на территории интерната, в том числе на улице, нельзя курить, даже если дети видят, что курят их воспитатель или нянечки. Нельзя никого осуждать, и если персонал заражает детей своим примером – добровольцы могут только показать детям другой, положительный пример, дать им образец поведения.
Доброволец в закрытых государственных учреждениях, где строгие правила внутреннего распорядка, никуда не может уходить без ведома координаторов. Координатор должен каждую минуту знать, где находится его доброволец. Например, если в интернате порядка ста детей, добровольцы должны делиться на группы: кто-то идет заниматься музыкой, кто-то – спортом, кто-то – еще чем-то. И если доброволец закончил занятие с детьми и хочет выйти с ними на улицу, он должен обязательно сказать об этом координатору, который лучше знает правила и особенности учреждения – куда можно, куда нельзя выходить, можно ли детям выходить на улицу или на это нужно отдельное разрешение и согласование. Поэтому доброволец обо всех своих действиях обязательно ставит в известность координатора.
Собирать добровольцев и беседовать с ними координатор должен не только перед первой, но и перед каждой последующей поездкой. А после поездки желательно дать возможность поделиться впечатлениями: устроить небольшое обсуждение: что сделали правильно, какие допустили ошибки, что можно сделать в следующий раз.
Формы работы с детьми
Исходите из умений добровольцев. Думая о том, чем заниматься с детьми, исходите из того, что могут добровольцы. Обычно руководители добровольческой службы знают о талантах своих добровольцах. Появился доброволец, который играет на гитаре, – стали заниматься с детьми на гитаре; появился доброволец, который танцует, – стали заниматься танцами. Можно проводить беседы, мастер-классы, устраивать праздники, вести кружки и т. д. Интересные мастер-классы можно найти в интернете.
Учитывайте возможности детей. В разных учреждениях у детей будет разный уровень умений, понимания. Везде будут свои ограничения. Например, на занятиях с детьми, имеющими определенные диагнозы, вам не разрешат использовать колющие и режущие предметы. Узнавайте и учитывайте это заранее: если дети не могут сами вырезать ножницами – значит, добровольцы должны заранее вырезать заготовки.
Обучайте воспитателей. Тогда они смогут в дальнейшем продолжить занятия с детьми. Если они активно включаются в процесс и сами начинают предлагать творческие идеи, важно поддержать их инициативу.
Прививайте хороший вкус и культуру. Добровольцы могут привозить детям книги, фильмы. Но мало просто привезти – важно привлечь к ним внимание, иначе хорошая библиотека будет стоять и пылиться. Можно, например, выбрать одну книгу и устроить неформальную презентацию: постараться рассказать о книге детям, прочитать отдельные кусочки или придумать краткую аннотацию, заманивающую историю, чтобы у ребенка появилось желание прочесть книгу самому.
То же и с фильмами. Надо постараться сделать подборку хороших фильмов: приключенческих, про любовь, про дружбу, про милосердие, на православные темы. Но важно не просто дать посмотреть фильм, а обязательно его обсудить с детьми. Конечно, боевики и комедии им нравятся больше, но за компанию с добровольцами они могут посмотреть и кино про героев, скалолазов или подводников, а потом с ними можно поговорить об этом: «А как бы вы поступили в такой ситуации? А вы бы пошли спасать друга?..»
Обычно дети слушают популярную музыку, причем – не лучшие ее образцы. Можно привезти и послушать с ними вместе что-то более серьезное: например, переложение опер и балетов в аудиосказки для детей. Т. е. надо понять, чем они интересуются, и постараться переключить их на чуть более высокий уровень.
Помогите подготовиться к будущей жизни. У детей после интерната возникает серьезная проблема с мотивацией: они возвращаются к своим асоциальным родителям, видят тяжелую обстановку в семье, и у них пропадает желание учиться и вообще что-либо делать. Добровольцы способны помочь им подготовиться к самостоятельной жизни, вместе подумать и выбрать, чему учиться дальше, куда поступать.
Если есть такая возможность, можно делать что-нибудь для социальной адаптации детей, для их подготовки к жизни после интерната. Если дети получают свидетельство об окончании школы восьмого вида, то потом они могут учиться только в некоторых ПТУ. Однако можно и в интернате помочь им освоить какие-то несложные специальности. Для этого нужны регулярные занятия – хотя бы раз в неделю. У добровольцев обычно не получается приезжать так часто. Но если в интернате найдется сотрудник, который, например, владеет парикмахерским искусством, а директор выделит для занятий комнату, то можно организовать обучение старших девочек: они могут учиться, подстригая друг друга. Добровольцы, со своей стороны, помогут приобрести необходимое оборудование: стол, зеркало, зажимы, ножницы и т.д. Воспитатель может Может быть, директор оформит преподавателю дополнительные часы – как за ведение кружка. Если есть преподаватель, который ведет у мальчиков слесарный кружок, с ним тоже надо поговорить и, возможно, помочь купить специальные приспособления, насадки для станка, чтобы ребята не просто штамповали коробочки, а делали что-то более интересное.
Дети могут осваивать и другие навыки, которые пригодятся им в жизни. Например, добровольцы могут делать ремонт в комнатах вместе с ними – именно для того, чтобы дети видели, как кладут линолеум, как клеят обои, как красят стены.
Общение с детьми: несколько важных правил
Не обсуждайте родителей. Например, если добровольцы приходят в интернат восьмого вида, то они должны знать, что дети здесь – не сироты: формально у них есть родители, и родительских прав они не лишены, но зачастую являются очень асоциальными, детей не навещают. И для детей их родители – больная тема. Поэтому родители должны стать закрытой темой, т.е. самим этой темы лучше не касаться, ни в коем случае не называть ребенка сиротой – для него это звучит как оскорбление. Если сложились доверительные отношения и дети сами рассказывают вам о своих родителях – нужно все выслушивать, но не комментировать нелицеприятные вещи, не осуждать родителей.
Ничего не обещайте напрасно. Если доброволец точно не уверен, что придет в следующий раз, то ни в коем случае нельзя ничего обещать. Хотя дети обязательно будут спрашивать, когда вы еще приедете, что будете делать. Старайтесь не давать обещаний в принципе, а если уж вы что-то пообещали, то должны абсолютно точно сдержать слово. Дети, живущие в интернатах, и так видели в своей жизни слишком много людей, не выполняющих обещаний. Не хотелось бы, чтобы образ православного добровольца тоже ассоциировался у них с людьми, которые могут подвести, пообещать – и не сделать.
Умейте говорить «нет». Обычно дети в интернатах очень ласковые, они нуждаются в том, чтобы их погладили, приласкали. Даже увидев добровольца впервые, ребенок может сразу подойти, обнять его и попросить забрать к себе. Надо понимать, что некоторые дети бросаются так к каждому новому человеку. Доброволец должен четко знать, как на это реагировать: можно и нужно проявлять доброту и ласку, устанавливать теплые отношения, но нужно быть честным перед собой и перед ребенком, уметь говорить «нет»: «К сожалению, я не могу тебя забрать». Здесь необходима определенная строгость. Если доброволец действительно готов регулярно приезжать, он может сказать: «Я могу стать твоим другом». Но когда нет уверенности, что получится навещать ребенка регулярно, надо объяснить: «Я работаю, учусь, у меня есть семья. Я буду стараться приехать к тебе еще раз, но я не могу этого обещать». У ребенка уже есть определенный жизненный опыт, чтобы понять это.
Не давайте при знакомстве номер телефона. Нельзя при первой же встрече давать номер своего мобильного телефона, тем более детям с задержкой умственного развития: непонятно, где они будут брать деньги на телефонные звонки, как они будут разговаривать, абсолютно не умея выстроить диалог, о какой помощи будут просить. Дать мобильный номер можно только тогда, когда вы уже давно общаетесь с этим ребенком, когда у вас есть о чем с ним поговорить, когда он вам доверяет и вы готовы поддерживать его.
Иногда удается стать действительно близким другом ребенка – когда вы ездите в учреждение уже много лет, ребенок вырос на ваших глазах, у вас с ним доверительные отношения, он с вами советуется и т.д.
Материальная помощь
Главная задача добровольцев – не финансовая, а душевная поддержка, общение с детьми. Но обычно приходится заниматься и материальным нуждами учреждения. Добровольцы за свой счет могут купить, например, канцтовары для занятий. Если же возникает необходимость приобрести дорогостоящие вещи, можно попытаться обратиться за помощью через интернет, разместить просьбу на форуме добровольцев, на том или ином сайте, в социальных сетях. Иногда находятся фирмы, готовые купить дорогую аппаратуру, провести ремонтные работы.
Разберитесь, с чем стоит помогать. Администрация учреждения к приезду добровольцев может подготовить целый список того, что им нужно. Отнеситесь к этому списку трезво, внимательно изучите и обсудите, что действительно нужно, а что нет. В первую очередь можно откликнуться на просьбы о том, что необходимо для занятий с детьми – спортивных, творческих и т. д. Но если просят, например, компьютер, надо сначала выяснить, для чего он нужен: чтобы заниматься с ребятами или для воспитателя? Где он будет стоять? Кто будет обучать работе на нем? Компьютер быстро сломается, если им неаккуратно пользоваться, и важно сначала найти человека, который будет за него отвечать. Им может быть кто-то из сотрудников или один из добровольцев. Не все просьбы администрации удается выполнить, поэтому координатор добровольцев должен уметь дать вежливый отказ.
Когда появляется потенциальный благотворитель, готовый оказать материальную поддержку учреждению, обычно он хочет быть уверенным, 1) что его помощь решает действительно важные и насущные вопросы; 2) что помощь использована по назначению. Если, например, учреждению нужен ремонт, сделайте и покажите благотворителю фотографии, чтобы он своими глазами увидел проблемы, расскажите о том, что узнали о детском доме за время волонтерства, или предложите съездить в детский дом вместе.
Позаботьтесь об оформлении благотворительной помощи. Добровольцы обычно не имеют юридического лица, но могут выступать как посредники между детским домом и благотворителем: помочь составить письмо с просьбой от имени интерната, дать на подпись директору, отвезти благотворителю. Обычно это делает координатор.
Если благотворитель – фирма, юридическое лицо или если он выступает как частное лицо, но покупает дорогостоящую вещь, будет нужна отчетная документация. В частности, акт приема-передачи, который подписывается при передаче помощи. Обязательно обсудите этот вопрос заранее! Потому что администрация учреждения не всегда готова брать те или иные вещи на баланс, нести материальную ответственность, подписывать документы. Нужно согласовать эти трудности с благотворителем.
Поблагодарите благотворителей. После того, как вы доставили и вручили помощь от благотворителей, обязательно их поблагодарите. Если вы, например, поменяли окна или купили телевизоры за счет фирмы, сфотографируйте их и отправьте фотографии с благодарностями. Через полгода можно еще раз написать благотворителю письмо, рассказать, что вы продолжаете ездить в учреждение и видите там его подарок. Как правило, это вызывает желание помочь чем-то еще, даже без составления актов приема-передачи. Это значит, что благотворители полностью доверяют добровольцам и учреждению.
Не переборщите. К сожалению, в детских учреждениях часто встречается потребительское отношение и к вещам, и к людям: любого пришедшего человека начинают воспринимать исключительно как благотворителя, дарителя, а не как друга. Чтобы этого не допускать, добровольцам важно самим чувствовать эту грань. Не нужно организовывать поездки в детский дом по праздникам исключительно с раздачей подарков. Вы сформируете не только у сотрудников, но и у детей потребительскую позицию. Это будет очень мешать их дальнейшей социализации и налаживать свою жизнь после выхода из детского дома. Ложное представление о том, что им все должны, приводит таких выпускников в тюрьмы и больницы. Первоочередная задача православных добровольцев – научить ребенка тому, что поможет ему в его взрослой жизни.
Отношения с сотрудниками учреждения
Иногда можно помочь материально. Обычно добровольцы привозят подарки для детей – как правило, это материалы для творческих занятий и мероприятий, одежда и т.д. Но уровень жизни сотрудников учреждений в маленьких населенных пунктах довольно низкий, зарплата у воспитателей, нянечек, уборщиц маленькая, и они иногда просят разрешения взять что-то для своих семей. Правило здесь такое: если привезенные вещи выделил благотворитель под подписанные бухгалтерские документы, то вещи передаются только учреждению. Через некоторое время можно проверить, стоит ли на месте купленный телевизор или спортивный снаряд. Но когда вещи передали дарители для разных нуждающихся или приобрели сами добровольцы, то можно не ограничиваться помощью только детям, а поделиться и с сотрудниками. Если вы узнаете о сложных семейных проблемах сотрудников (кто-то болеет и надо помочь купить лекарства, положить в больницу, собрать деньги на операцию) – можно, по возможности, включиться в помощь.
Правильно выбирайте подарки. Иногда добровольцы, которые приезжают в учреждение регулярно, привозят и небольшие подарки администрации. Но здесь не нужно увлекаться, подарок не должен заменить внимание. И выбирая его, нельзя терять из виду и главную цель: помощь детям. Так, например, если вы посещаете интернат восьмого вида для детей с умственной отсталостью, администрации лучше дарить не отвлеченные дорогие подарки, а специальную литературу по этим видам заболеваний, специальные учебники по занятиям с такими детьми и т.д.
Не засиживайтесь за столом. Иногда в учреждении заранее готовятся к приезду добровольцев, накрывают стол, и общение с персоналом происходит во время чаепития. Это хорошо на первом этапе, когда отношения с администрацией только начинают выстраиваться. Когда же добровольцы помогают уже регулярно и им разрешают общаться с детьми, такие чаепития нужно минимизировать, чтобы они не отнимали много времени.
Будьте готовы к неприятию. Не всегда и не все будут воспринимать вашу помощь положительно. Когда с детьми, особенно больными, мало занимаются, они привыкают к этому и меньше требуют внимания у окружающих. Но чем больше добровольцы с ними занимаются, тем радостнее дети ждут встреч с ними, и тогда воспитателям становится сложнее: нагрузка на них возрастает. Если у воспитателя активная позиция – он рад, что приезжают добровольцы, сам включается в работу, просит дополнительный материал, готов учиться. Но бывает, что воспитатель по состоянию здоровья, или по своему эмоциональному складу, или из-за чрезмерной нагрузки не очень открыт к чему-то новому. Тогда появление добровольцев приносит ему только лишние хлопоты и проблемы. Надо понимать, что преодолеть это можно только добром и любовью. Можно привезти развивающие мультфильмы и развивающие игры, чтобы дети могли играть в них самостоятельно, без активного участия взрослого, а только под его присмотром.
В любом учреждении есть группа тех, кто всегда будет пессимистично настроен, а есть те, кто способен проявить инициативу. Таких надо поддержать, поделиться интересной методикой, дать уверенность в себе – и они начнут влиять на остальных. Особенно если руководитель учреждения будет настроен к вам доброжелательно.
Постарайтесь подружиться. Надо стараться заинтересовать сотрудников, завести с ними дружеские отношения. Когда проводятся мероприятия с детьми – например, ставится кукольный спектакль или устраивается рождественский праздник – надо пригласить весь персонал с их собственными детьми и внуками. Это очень мотивирует их включаться в активную деятельность.