Участие детей в служении милосердия. Часть 3. Как научиться любви?

Продолжаем публиковать главы из методического пособия. Сегодня мы публикуем завершающую издание беседу епископа Смоленского и Вяземского Пантелеимона со школьниками о милосердии

Часть 2

Продолжаем публиковать главы из методического пособия «Формы участия детей в служении милосердия», подготовленной Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Сегодня публикуем завершающую издание беседу со школьниками о милосердии.

Как научиться любви?

Беседа епископа Смоленского и Вяземского ПАНТЕЛЕИМОНА с учениками 10 класса Традиционной гимназии (Москва)

Я очень рад, дорогие друзья, обсудить с вами тему, которая мне кажется очень важной и о которой я сам все время размышляю. Всю свою уже достаточно долгую жизнь я думал о том, зачем человек живет на земле, в чем смысл его жизни. В разные моменты своей жизни я думал об этом по-разному. Когда-то мне казалось, что человек живет для того, чтобы насладиться разными удовольствиями; иногда мне казалось, что он живет для того, чтобы побольше узнать; иногда я думал еще что-то – даже не помню, что еще. Но недавно я понял вот что (не знаю, согласитесь вы со мной или нет): человек живет на земле, чтобы учиться. И не только учиться, но и научиться, конечно, потому что учиться чему-то и научиться – это разные вещи.

Помню, однажды, уже очень давно, патриарх Пимен приехал в семинарию, где я учился. Мы знали, что приедет патриарх, и наш преподаватель заранее определил, кто пойдет к доске отвечать и даже сказал, что ему нужно отвечать, чтобы не опозориться перед патриархом. В вашем классе кто учится лучше всех? Настя? Вот представьте: приедет к вам на урок патриарх Кирилл, и отец Андрей или другой преподаватель накануне скажет: «Насть, ты пойдешь к доске и будешь отвечать то-то и то-то. Ты подготовься, а мы скажем, что это домашнее задание. Ответишь, а патриарх скажет: «Какие здесь дети замечательные учатся!» (Смеются.)

Вот так и у нас было. Назначили студента, который должен был отвечать, сказали, что ему говорить. Но он так испугался патриарха… У патриарха Пимена ведь был очень сдержанный, строгий вид. Вышел бедный семинарист к доске и ничего не смог сказать. Преподаватель тогда очень обиделся, рассердился, поставил ему плохую отметку и спросил потом: «Ты хоть учил?!» А семинарист говорит: «Да, учил, но не выучил».

Так что наша задача, конечно, не только учить что-то, но обязательно выучить, обязательно чему-то научиться. Чему вам интересно учиться в школе? Какие предметы у вас самые любимые? Настенька, что у тебя самое любимое?

– Я люблю историю и литературу.

– А как ты думаешь, чему самому главному должен человек научиться на земле?

– Наверно, любить других людей?

-О-о! Действительно, девочка замечательная. (Все смеются) Очень хорошо, что я с тобой познакомился, Настя! Ты совершенно права! Конечно, дорогие друзья, человек должен обязательно научиться любить – любить Бога и любить ближних. Это самая главная наша с вами задача. Я думаю, что вы уже начали этому учиться. И, наверное, вам бывает трудно это сделать, потому что любить Бога, Которого вы не видите, достаточно сложно, правда? И когда вы делаете что-то, вы не всегда понимаете, что делаете это для Бога.

Но вот в Евангелии Господь очень ясно и понятно объясняет, что значит Его любить. Там есть рассказ о Страшном суде. Вы уже изучали Евангелие? Кто из вас помнит этот рассказ, поднимите руки! А кто не помнит, поднимите руку! После первых двух вопросов я всегда задаю третий: кто не поднял руки, поднимите руку! (Смеются.)

Вы знаете, как Господь будет нас судить и о чем спрашивать на Страшном суде? Знаете, за что нужно будет давать ответ? Он будет спрашивать нас о том, как мы с вами любили друг друга, насколько мы помогали другим людям. И после этого Господь разделит нас: одну часть поставит слева, другую – справа. И любой человек, кажущийся нам хорошим, может оказаться с теми, кто пойдет в ад. А других Он возьмет в Царство, которое для всех приготовлено. Вы знаете, что для нас приготовлено Царство? Там все уже устроено, там вас ждут! И Господь сказал, кого и за что Он туда призывает: «За то, что вы Меня любили: накормили Меня, когда я был голоден, напоили, когда я хотел пить, посетили меня в больнице, пришли ко мне в тюрьму…» «Праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 37-40) То есть все то, что человек делает людям, нуждающимся в помощи, он делает Христу, и этим выражает свою любовь к Богу! А людям, которые не сделали этого, Бог скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». Чем оправдаться? Сказать: «Господи, не было такого, чтобы мы против Тебя что-то сделали или сказали! Мы были верующими, ходили в храм, мы молились там Тебе, не отказывались от веры! За что же Ты нас наказываешь?» А Он скажет: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (Мф. 25: 42-45).

Некоторые богословы говорят, что страдание на земле попущено в том числе для того, чтобы мы с вами могли научиться любить других людей, сострадать им. Вся наша жизнь есть урок любви. И в конце жизни нам с вами нужно будет дать ответ, как мы здесь, на земле, научились любить.

Этому нужно учиться и в десятом классе, и в первом, и в одиннадцатом, и в университете, и на пенсии. Я вот уже пенсионер, у меня даже есть удостоверение, которое мне недавно выдали, но я все равно, как и вы, продолжаю этому учиться. У вас получается любить? Или не очень? Что для вас в этой науке любви самое сложное? Вот для тебя, Андрюша, что самое сложное?

– Наверное, любить того, к кому негативно относишься. Любить врага…

– Вы здесь все православные христиане, и знаете, что если человек не научился любить врагов, то он не христианин. Да, этому обязательно нужно учиться, но как? Вспомните, как вы учились писать. Не знаю, как сейчас, но когда учили нас, мы сначала писали карандашом, и не буквы, а палочки, кружочки. Потом по одной изучали буквы, и только потом стали складывать их в слова.

Так наверно и здесь: нужно начинать с малого, начинать с того, что вам достаточно легко: стараться не огорчать тех, кто вас любит. Помнить о той любви, которую явили вам эти люди. Я говорю прежде всего о ваших родителях. А еще – о ваших учителях. Вас очень любят здесь, в гимназии. Я живу в одном доме с отцом Андреем, вашим директором, и знаю, как он переживает и как радуется за вас. Он этим живет, он хочет сделать вашу жизнь интересной, хочет научить вас как можно лучше тому, что знает сам. И другие ваши наставники так же к вам относятся. Отвечать на любовь легче, чем любить того, кто не любит тебя. Поэтому, Андрюша, нужно сначала научиться отвечать на ту любовь, которой ты окружен. Если ты не научишься этому, то не научишься и другому: ты не сможешь любить того, кто тебя обижает, кто над тобой издевается, кто тебя откровенно не любит, кто тебе делает что-то плохое.

Так что пока вы находитесь, наверное, как бы в приготовительном классе. Вам еще предстоит научиться любить других людей, невзирая на их внешность. Ведь иногда другие люди нам симпатичны, потому что они приятно выглядят. Но нужно понимать, что внешность – это вещь очень обманчивая. Человек – это совсем не нос, не уши, не глаза, не волосы. Человек – это бессмертная душа. И видеть в нем эту душу очень важно – для того, чтобы научиться его любить. Нужно учиться не обращать внимания на внешний вид, а стараться понять, чем живет человек, какие у него чувства, мысли.

Очень важно видеть в другом человеке образ Божий. Невозможно научиться любить так, как заповедовал Христос, если не знать Христа. А о Христе можно узнать не только на специальном уроке в православной школе. О Христе, о Его любви говорит нам служба, которая совершается в каждом храме – Божественная Литургия.

Важно знать и о жизни святых. Когда мы учимся чему-то, мы должны прочитать руководство. Например, если мы учимся пользоваться новым мобильным телефоном, нам нужно прочитать инструкцию. Или если вы учитесь, скажем, английскому языку, вы повторяете правильное произношение за своим учителем. Так и здесь, дорогие друзья: если мы с вами хотим научиться любви, мы должны стараться узнать побольше о жизни святых и подражать им в этом делании любви. Конечно, в вашем возрасте обычно смотрят больше друг на друга и зависят от мнения сверстников. Но очень важно сверять свою жизнь и с жизнью святых. Есть такие святые, которых Церковь называет милостивыми. Это святые, которые показали удивительный пример любви. О некоторых из них я бы хотел вам рассказать.

Есть замечательный святой Иоанн Милостивый. Кто из вас слышал о нем? А кто не слышал, поднимите руку? Лучше поднять, я вам с удовольствием про него расскажу!

Замечательно то, дорогие друзья, что он не только сам имел удивительную любовь, но и помогал другим научиться ей. Например, когда он был назначен на патриаршую кафедру… Кто из вас понимает, что такое патриаршая кафедра? Помните, когда в вашем храме служил архиерей – владыка Арсений – в центре храма было возвышение, на котором архиерей стоит? Это возвышение называется кафедра. Патриарх тоже стоит на такой кафедре. Назначение на патриаршую кафедру – это избрание на должность патриарха. И вот, когда Иоанн Милостивый заступил на патриаршую кафедру, он прежде всего разослал по городу всех своих помощников с поручением: «Запишите всех моих господ». Как вы думаете, какие могут быть господа у патриарха? Вы помните, как мы называем патриарха, когда поем ему многолетие? Правильно – мы поем «великому господину». Какие же могут быть господа у великого господина?

Иоанн Милостивый имел в виду нищих, которых тогда в этом городе было очень много. Помощники насчитали их 8,5 тысяч. И он велел каждого из этих нищих кормить из средств Церкви. Это был первый его поступок, когда он стал патриархом. Но кроме того, что он сам заботился о нищих, он умел и других научить этой любви. В его патриаршей области был один архиерей, который не умел любить и был очень жадным. К сожалению, такие епископы тоже бывают, как у вас в классе есть разные ученики: кто-то жадный, кто-то добрый. И вот патриарх пригласил его с собой в больницу. А тогдашняя больница сильно отличалась от больницы современной. Кто из вас когда-нибудь лежал в больнице? А кто ходил в больницу к своим друзьям?

Это замечательно, что вы навещаете больных. Я тоже лежал в больницах. Однажды я лежал в специальной больнице – ЦКБ, где лечится, наверное, администрация президента и другие важные персоны. У меня там на одного было две комнаты, телефон, телевизор. Медсестра, прежде чем зайти в палату, стучала и спрашивала: «Можно к вам?» Мне приносили меню, где можно было выбрать, что я буду есть на первое, что на второе, на третье. Когда сестра несла инструменты для процедуры, они были на подносе, обязательно накрытом салфеточкой, все было очень аккуратно.

В обычной городской больнице, конечно, не так. Там все люди лежат вместе, там частенько сестры не стесняются распахнуть дверь ногой, там кормят, конечно, тем, что дают, и еда далеко не всегда вкусна и ее бывает мало. А в больнице Александрии VII века, думаю, было еще хуже, чем в обычной московской больнице. Ведь раньше в больницу попадали люди очень бедные, богатые лечились только у себя дома. Наверное, в этой больнице было много людей очень страдающих, нуждающихся, беженцев (тогда много людей бежало из Святой Земли, которая была захвачена иноверцами), и обстановка в больнице, думаю, была, очень тяжелая. И вот когда патриарх с этим епископом оказался в больнице, то сказал ему: «Видишь, как много людей, которые нуждаются в помощи! Давай как-то поможем им. Я вот, правда, не взял с собою денег. Может быть, у тебя, есть деньги и ты окажешь хоть какую-то помощь этим людям?» Епископ все время носил с собой деньги. Ему было неудобно показаться жадным перед патриархом, и он стал ходить и раздавать деньги больным. И раздал очень большую сумму. Патриарх после посещения больницы отправился к себе и пригласил епископа к себе на обед. Но бедный епископ так расстроился, что заболел – бывают болезни от жадности, – и послал патриарху сказать, что не может прийти, поскольку плохо себя очень чувствует. Патриарх был святой, прозорливый. Он передал епископу записку, в которой написал, что понимает, что с ним происходит, и просит прощения, что взял у него в долг эти деньги, которые тот раздал больным. Патриарх написал, что готов их вернуть, но с одним условием: если тот даст расписку, в которой напишет, что награда, которая причитается ему на небе за раздачу этой милостыни, отойдет патриарху.

Епископ был человек простой, и с радостью такую расписку написал и получил назад свои деньги. Выздоровел, пришел к патриарху на обед, а потом вернулся домой и лег спать. И увидел сон – не обычный, а сон-вразумление, такие сны редко снятся. Вам никогда не снились такие? Со мной это было только один раз в жизни, это был даже не сон, а, я бы сказал, откровение Божие. Оно было такое удивительное, что изменило всю мою дальнейшую жизнь. Вот и этому жадному епископу тоже приснился такой сон. Видит он во сне богато украшенный дворец, и на дворце надпись: «Обитель епископа Троила» (так звали этого епископа). Он очень обрадовался, что у него на небе есть такой замечательный дом, но пока стоял и любовался им, появился какой-то грозный муж и приказал слугам уничтожить табличку на доме и прибить новую: «Обитель великого господина святейшего патриарха Александрийского Иоанна, который купил ее у епископа Троила». Епископ проснулся в страшном расстройстве, что лишился такой замечательной обители в Царстве Небесном, и после этого стал намного милостивее. Конечно, не только патриарх, но Сам Господь вразумил его. И нас Он вразумляет, помогая нам увериться в том, что добрые дела исправляют нашу жизнь.

Хочу рассказать вам случай из жизни другого святого – святого праведного Петра, бывшего мытаря. Слышали вы про этого замечательного святого? Итак, он был мытарем. Мытарь, как вы знаете, это сборщик налогов. Вы в своей жизни еще никогда с этим не сталкивались. Вы знаете, зачем собирают налоги? Для того, чтобы оплачивать милицию, здравоохранение, чтобы строить дороги, чтобы было бесплатное образование, хотя и не всегда это получается. И сейчас, конечно, бывает, что налоговая полиция берет взятки, а тогда система налогообложения вообще была очень несовершенной. Петр, который был начальником всех мытарей, этим пользовался. И вот однажды его тоже вразумил Господь. Было это так.

В городе, где жил Петр, собирались, как, наверное, везде, нищие. Вы, наверное, тоже часто их видели и знаете, что нищие чаще всего живут подаянием. Другого способа жизни они не знают. И вот нищие как-то раз собрались вместе и стали рассуждать о том, кто самый жадный человек в их городе. Все сошлись на том, что самый жадный – как раз этот самый Петр, жаднее его никого нет. И один из нищих поспорил с другими на деньги, что сможет выпросить у него милостыню. Заключив это пари, он отправился к дому Петра и увидел, что тот как раз грузит на подводу хлебы, которые испекли для хозяина города. Раньше хлебы были не такие, как сейчас. Семьи были большие, поэтому и хлебы – караваи, лепешки – были большие. Думаю, что такой хлеб и помогал грузить Петр. Нищий подошел к нему и стал выпрашивать милостыню. И поскольку он поспорил на деньги, он, очевидно, делал это очень настойчиво, и так рассердил этого Петра, что тот Петр схватил хлеб и швырнул в нищего. Нищий подхватил этот хлеб, побежал к друзьям и сказал им, что вот, он дал мне милостыню. И выиграл пари.

После этого, по особому, попущению Божию (потому что самым главным учителем любви для нас является Господь), Петр тяжело заболел. Когда он находился уже при смерти, ему было видение: весы, на одной чаше которых стояли ангелы, а на другой – бесы. Вы, может быть, знаете, что это образ Страшного суда. И вот бесы с удовольствием складывали на эту чашу весов все плохое, что Петр сделал в своей жизни. Эта чаша опускалась все ниже и ниже, и значит, должен был быть произнесен страшный суд Божий о человеке, который в жизни не сделал ни одного доброго поступка. И тут ангелы вдруг нашли хлеб, которым Петр бросил в нищего, и положили на другую чашку весов. И этот хлеб перевесил все злые дела!

Думаю, что это было некое учительство Божие, его особый промысел и вразумление именно для этого человека. Мне кажется, что если вы когда-то в кого-нибудь кинули булкой, это вряд ли спасет вас на Страшном суде (смеются). Но для Петра было необходимо именно такое вразумление, чтобы он понял ценность добрых дел. И когда он пришел в себя, то подумал: если один хлеб, брошенный в нищего с раздражением, со злобой, перевешивает все мои злые дела, что же тогда будет, если я буду все время добрым? Петр не умер от болезни, а остался жить, поскольку не был готов еще к переходу в вечную жизнь. И он переменил свою жизнь так, что стал святым.

Видите, как иногда даже через силу сделанное добро имеет очень большие последствия. Поэтому нужно всегда стараться быть добрыми и чем-то жертвовать, даже поначалу через силу. Вы помогаете бомжам, ухаживаете за больными, ходите в больницу занимаетесь с детьми-сиротами? У вас, наверное, нет времени – уроки, футбол, музыкальная школа… Кто из вас учится в музыкальной школе? Уже закончили? А-а, значит, появилось свободное время. Ах, теперь подготовительные курсы?

Все это хорошо – и футбол, и курсы, но все-таки я думаю, что у каждого из вас должно быть какое-то дело, которое поможет вам научиться любви. Это дело может быть и внутри семьи. Если у вас семья многодетная, то помогая маме ухаживать за маленькими, терпя их, вы тоже учитесь любви. Не всегда это бывает интересно, некоторые ребята из многодетных семей так утруждены этой обстановкой, что мечтают о том, как бы поскорее из нее выйти, и думают о том, что детей в семье должно быть поменьше. А ведь как раз в многодетной семье есть любовь и есть возможность ей научиться.

Если же в семье этого нет, то хорошо было бы заняться еще чем-то добрым – хотя бы в посты. Вы знаете, сколько всего постов в году? Вы все их соблюдаете? Молодцы. Сейчас у нас Рождественский пост, и, конечно это время, когда мы не только должны поститься, но должны обязательно сделать хоть что-нибудь доброе. Давайте сходим с вами к бездомным, в детский дом, к детям-инвалидам, в больницу. Можно сделать это на праздник Рождества, присоединиться к взрослым – наше сестричество всегда поздравляет с Рождеством и больных, и детей-сирот, и стариков в богадельне!

В нашем городе очень много людей, которые нуждаются в помощи, которые без нашей с вами помощи просто умрут: погибнут от пролежней, замерзнут на улице от холода и голода. Очень многим детям, которых бросили родители, нужна ваша помощь и ваша любовь. И мы, будучи христианами, не можем проходить мимо них. Конечно, вы еще маленькие и не можете участвовать в этом так, как нужно было бы взрослым. Но хотя бы немножко помочь этим людям можете и вы. Вы можете собрать для них деньги, жертвуя какую-то часть от своих карманных денег. Можете прийти поздравить их с праздником, приготовить подарки. Сейчас Марфо-Мариинская обитель собирает подарки для немосковских детей. Вы ведь знаете, что Москва и остальная Россия различаются как две разных страны – совершенно разный уровень зарплат, уровень жизни. Поэтому мы сейчас стараемся помочь этим детям, чтобы у них тоже и на Рождество, и на Новый год был праздник. Вы можете тоже в этом поучаствовать.

Это очень важно, ведь как раз таким образом мы с вами и учимся любви. А это, как сказала Настя, самое главное дело, которому мы должны научиться на земле. Конечно, этому нельзя научиться, повторюсь, если мы с вами не любим Христа, не знаем Его. Да, вы все знаете иконы Христа Спасителя, но знаете ли Евангелие? Кто-нибудь из вас может процитировать любое место? Сложно? А ведь были, дорогие друзья, святые, которые знали Евангелие наизусть! Может быть, в оставшееся в школе время вам изучить Евангелие?

Мы с вами можем учиться любви и на Литургии, стараясь проникнуть в то, что на ней совершается, понять ее священнодействие. Каждая Литургия – это урок Любви Божией, самый важный урок, который по убедительности, конечно, не сравнится с моей беседой.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version