Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Участие детей в служении милосердия. Часть 2. Совместный праздник

Продолжаем публиковать главы из методического пособия «Формы участия детей в служении милосердия», подготовленной Синодальным отделом по церковной благотворительности

Часть 1

Продолжаем публиковать главы из методического пособия «Формы участия детей в служении милосердия», подготовленной Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Сегодня публикуем вторую главу этой брошюры. Продолжение следует.

Участие детей в совместных проектах с воспитанниками социальных учреждений

Приучение детей к проявлению милосердия и сострадания по отношению к другим людям и особенно к другим детям должно начинаться в семье. Если прихожане храма регулярно помогают соцучреждениям, то идя в детский дом или дом ветеранов ребенка 5-6 лет уже можно брать с собой – естественно, проведя подготовительную беседу (чтобы ребенок не получил шок и не повел бы себя неадекватно, увидев, например, детей-инвалидов). Внимательно и индивидуально нужно подойти к вопросу, стоит ли брать с собой ребенка в больницу или в тюрьму. Но что касается детских социальных учреждений, то их посещение можно рекомендовать всем детям без исключения. Иногда это помогает ребенку не только стать добрее к окружающим людям, но и критически осмыслить свое собственное поведение. Так, например, был случай, когда ребенок, переняв чью-то манеру, начал звать маму по имени. Никакими уговорами его невозможно было заставить отказаться от этой привычки. Но после однократного посещения детского дома с его уст наконец-то сорвалось долгожданное «мама», которое теперь было наполнено для ребенка конкретным смыслом.

Если в социальное заведение дети не допускаются, можно рассказать ребенку о том, куда и с какой целью вы идете, и попросить его сделать какую-то поделку, рисунок, написать письмо, с тем, чтобы потом передать эту работу адресатам милосердия (детские рисунки, например, с удовольствием хранят у себя многие заключенные).

Коллективные посещения детьми социальных учреждений бывают возможны во время выездов туда детей под руководством педагогов с концертами или спектаклями. То, что дети учатся дарить свой труд, несут радость тем, кто по тем или иным причинам ее лишен, конечно же, воспитывает их в духе сострадания ближнему. Но поскольку часто во время этих выступлений дети лишены непосредственного контакта со зрителем, то бывает и так, что такие выступления не затрагивают глубоко детскую душу: ребенок в большей степени оказывается поглощенным собственным выступлением, нежели его волнуют те, для кого он читает или музицирует.

В связи с этим особенно важными нам представляются совместные проекты для детей из обычных семей и из детских социальных учреждений.

Праздник в детском доме

Традиционно во многих храмах и православных школах готовятся детские праздники. Обычно они проводятся для родителей и педагогов, но можно тот же детский праздник провести вместе с детьми из соседних детских домов или приютов.

Вот как это делается в воскресной школе при храме Благовещения в с. Федосьино (Ново-Переделкино). Началось все с того, что поставленный с детьми из воскресной школы рождественский спектакль решено было показать детям из ближайшего детского дома. Поскольку в этот детский дом уже приходили волонтеры из храма, то такое предложение не вызвало возражений у его руководства. После спектакля взрослые участники праздника организовали с детьми традиционную игровую программу, и тогда стало очевидно, что детдомовским детям не так интересно смотреть, как участвовать. Да и приходские ребятишки потянулись к детям из детского дома, после того как поиграли с ними.

Последующие сценарии праздников воскресной школы уже были рассчитаны на то, что основные роли в них исполняли приходские ребята и их родители, а в массовых сценах должны были участвовать дети из детского дома. Также детдомовским детям по желанию предлагалось выучить и прочитать стихи.

Обычно такой сценарий состоит из поздравления, евангельской сценки, соответственно посвященной празднику, и небольшой концертной программы. Традиционно такие праздники устраиваются в школе три раза в год: на Рождество, на Пасху и на Покров. Составлением таких сценариев занимаются старшие ребята из воскресной школы.

Никаких совместных репетиций не проводится (поскольку технически это довольно сложно, если учесть, что речь идет о дошкольниках и младших школьниках). Праздник получается полуимпровизационный. Отдельно репетируется основная часть, где участвуют прихожане; отдельно объясняются роли и раздаются стихи детдомовским детям. Также всегда готовится игровая программа: народные игры, конкурсы, аттракционы, которые проводятся после спектакля.

Отдельная часть подготовки к празднику – подготовка подарков. Как заметили педагоги, детям из детского дома не так интересно принимать подарки (они к этому уже привыкли), как сделать подарок своими руками и подарить его тому, кто им понравится. Поэтому кроме заранее подготовленных подарков детям из детского дома, воспитатели воскресной школы могут сделать с этими детьми подарки к празднику для гостей из воскресной школы. Взаимное дарение подарков детьми – еще один важный человеческий контакт, напоминание, как важно думать не только о себе.

Любопытно, что когда приход пригласил к себе детей из детского дома на просмотр спектакля театральной студии, многие дети вышли разочарованными: по сравнению с домашними праздниками с воскресной школой, более профессиональный спектакль, где они были только лишь зрителями, показался им скучным и неинтересным.

Совместная творческая работа

Совместное творчество детей из воскресной или общеобразовательной православной школы и детей из социального учреждения – это прекрасное условие для возникновения естественного общения между детьми из разных социальных миров. Это не только удобная форма воспитания в детях правильного, человеческого отношения к детям из детских домов, возможность завязать с ними дружбу, но и помощь в социализации детей-сирот, размыкания их замкнутого пространства.

Особенно эта форма деятельности удобна для работы с подростками. Для того, что вовлечь их в дела милосердия, нужна подчас дополнительная мотивация. Такой мотивацией может стать предоставленная им возможность попробовать себя в роли мастеров и педагогов для более младших детей, руководителей творческой лаборатории.

Эта форма работы удобна и тем, что не привязана к календарю, к подготовке праздников и может проводиться в любое время. Например, в каникулы, как это практикует Московская международная киношкола, в которой уже более 10 действует проект «Ты не один». Московские подростки (14-18 лет) во время каникул по предварительной договоренности приезжают в детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних, расположенные в разных уголках России. Они проводят там, в зависимости от конкретного плана, от нескольких дней до нескольких недель, пытаясь за это время вместе с воспитанниками учреждения создать некий продукт совместного творчества: поставить спектакль, снять фильм, сделать мультфильм. Идея проекта выросла из необходимости показать благополучным московским детям другую жизнь, стряхнуть с «будущих кинематографистов» налет элитарности, а также изменить их потребительское отношение к учебному процессу, передавая им функции учителей. Совместное общение подростков с разных социальных полюсов оказалось взаимообогащающим. Москвичи попробовали на себе новую роль наставников, и теперь им становилось понятнее многое из того, чему их учили педагоги. Дети же из интернатов, обделенные вниманием и любовью, открывали для себя неведомую им ранее радость творчества. Таким образом, в результате с одних детей слетал столичный лоск, менялось отношение к себе и к жизни, а у других появлялся опыт другой жизни.

Творческое задание в данном виде взаимодействия может быть разным – это зависит от творческих возможностей педагогов школы. Вот один из примеров акций киношколы.

Одна из экспедиций была организована в интернат для детей со слабыми умственными способностями в с. Крапивна Тульской области. Интернат находится неподалеку от имения Льва Толстого «Ясная поляна». С его творчеством педагоги и связали данную поездку: перед учащимися была поставлена задача вместе с интернатскими детьми сделать книжки с иллюстрациями к детским сказкам Льва Толстого.

Первый этап: установление контакта между детьми. Для этого были организованы совместные уроки художественного творчества на пленэре. Поскольку одна из проблем детей, воспитывающихся в социальных учреждениях, это отсутствие своего взгляда на мир и вместо него – стремление копировать готовые образцы, то рисование с натуры как раз и помогает уйти от заданных рамок. Для углубления контакта между детьми после того, как были сделаны пейзажи, дети разбились на группы и рисовали портреты друг друга.

Второй этап: работа над иллюстрациями. Сначала дети вместе прочли сказки, затем предложили детям из интерната выбрать себе сказку для иллюстрирования. Учащиеся киношколы помогали детям из интерната связать сказку с похожими ситуациями из их жизни, чтобы иллюстрация была «актуальной».

Третий этап: итог творчества. В конце экспедиции учащиеся устроили большую выставку работ. После возвращения в Москву во время учебного года ученики трудились над изготовлением книжечек со сказками Толстого, иллюстрированных сделанными в интернате рисунками. На Новый год была организована еще одна поездка в с. Крапивна, и дети подарили своим друзьям из интерната готовые книжечки.

Для подобных проектов очень важно придумать форму продолжения контакта детей. Она может быть самой разной, но главное условие – участие в творчестве обеих сторон. В Киношколе, например, творческая дружба с интернатом из Тульской области была продолжена так: в следующий приезд детям было предложено преобразить жилое пространство интерната. Учащиеся киношколы руководили процессом, а воспитанники интерната под их руководством расписали своими рисунками стену в фойе, делали эскизы для дома своей мечты и т.д. Важно, что воспитанники интерната, поначалу занимающие пассивную позицию, в ходе работы постепенно начинают творить сами, без помощи своих юных наставников. Подробнее о разных экспедициях киношколы в рамках проекта «Ты не один» см. на сайте http://mifs.ru.

Димитриевская школа, Свято-Димитриевский и Свято-Софийский детские дома являются проектами Православной службы «Милосердие». Наши взрослые читатели могут сделать доброе дело прямо сейчас, финансово поддержав эти проекты, воспитывающие в детях милосердие

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?