Брошюра об участии детей в служении милосердия подготовлена Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. В издании рассказывается о том, как силами детей провести благотворительную ярмарку и другие акции по сбору средств, об особенностях проведения совместных проектов с воспитанниками социальных учреждений. Публикуем сегодня предисловие и первую главу этого методического пособия.
Продолжение следует.
Зачем ребенку милосердие?
Современное общество – это общество потребления. А потому, сколько бы мы ни говорили о том, как нам в целом трудно живется, мы должны признать: в подавляющем большинстве случаев условия жизни современного ребенка настолько комфортны, что ему трудно представить себе, что такое настоящая нужда. Наши дети не всегда могут понять, что значит не иметь денег на еду или на лекарства, или остаться без крыши над головой, или без родных, если ни они сами, ни их близкие не сталкивались с подобными проблемами. В результате сегодня у многих детей складывается впечатление, что таких проблем просто нет. А если их нет, то, выходит, нечему и сочувствовать. Так изначально живущее в каждом ребенке чувство готовности помочь, прийти на помощь ближнему постепенно притупляется. Чем старше становится ребенок, тем труднее бывает это чувство в нем пробудить. И уже сейчас совершенно очевидно, что нам необходимо создавать условия для того, чтобы чувство милосердия в наших детях окончательно не угасло. Вот почему так важно вовлекать детей в разнообразные благотворительные дела.
Трудно сказать, насколько участие в различных делах милосердия сумеет изменить представления ребенка о жизни. Наверное, не стоит заглядывать так далеко в будущее, создавая систему добрых дел, в которых были бы задействованы дети. Важнее другое: такая система дает ребенку бесценный опыт оказания помощи посторонним людям. Ведь чтобы просто подойти к человеку, который нуждается в помощи, нужно иметь внутреннюю решимость, я бы сказал, отвагу. Воспитать это умение не постесняться предложить свою помощь помогают общие дела, когда свои первые шаги в волонтерской работе ты делаешь вместе с другими, когда ты, может быть, даже вместе со своими родителями, участвуешь в коллективе, который целенаправленно занимается благотворительностью.
Не стоит переживать о том, что такое систематическое участие в делах милосердия в какой-то момент станет для ребенка формальностью. Дети по натуре своей не формалисты. И если само дело будет конкретным и адресным, ребенок с готовностью откликнется на него. Конечно, ребенок не может оказывать кому-то помощь на регулярной основе: вести переписку, ухаживать за больными. Впрочем, и здесь бывают разные случаи, поэтому устанавливать «границ» милосердия я бы не стал. У какого-то ребенка посещение больницы вызовет шок, а кого-то сподвигнет на более активное участие в волонтерской работе.
В целом в деле воспитания у детей интереса к благотворительности важнее не стремление к остроте переживаний, а формирование у ребенка желания дарить кому-то свое время, свое тепло, свою любовь. Пусть это будет просто ежегодная традиция благотворительных ярмарок. Но поучаствовав в них, ребенок начинает осознавать, что на Рождество приятно не только получать, но и делать подарки. Так через участие даже в малых делах милосердия у детей начинает формироваться христианское отношение к окружающему, возникает живая вера. Никто не знает, когда, в какой момент у ребенка проснется желание сделать кому-то добро. Поэтому нужно стремиться любую благотворительную акцию делать яркой, запоминающейся, чтобы они были как вспышки, которые, возможно, запечатлятся в сознании ребенка на всю жизнь.
Священник Александр Лаврухин,
директор Димитриевской православной школы
Глава 1. Участие детей в акциях по сбору средств на дела милосердия
Стоит хотя бы однажды заглянуть в дореволюционные детские журналы, чтобы удивиться, какое огромное место в них уделялось разнообразным рассказам о делах милосердия. Кто-то усыновил сироту, кто-то пожертвовал на храм найденные деньги, кто-то кого-то спас от разорения. Один лишь этот факт свидетельствует о том, что в прежней России существовала высокоразвитая культура милосердия, нацеленная на то, чтобы продолжаться в будущих поколениях. В благотворительных делах участвовали взрослые и дети, представители разных сословий, начиная от императорской семьи. В богатых и знатных семьях детям с раннего возраста прививалось доброе отношение к бедным, больным, немощным. Не случайно в ходу была поговорка: «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается».
Чтобы в наши дни возродить культуру милосердия, надо подумать и о том, как передать детям опыт, который уже накоплен сегодня взрослыми, участвующими во многих приходских благотворительных проектах. Конечно, нужно детям рассказывать и древних о милостивых святых, и о той подвижнической деятельности, которую вели св.прав. Иоанн Кронштадтский и препмчц. Елизавета Федоровна, о современных сестрах милосердия и т.д. Но важно, чтобы эти рассказы подкреплялись бы возможностью самим детям поучаствовать в делах милосердия. Такую возможность детям должны предоставить мы, их родители, учителя, духовные наставники. В организации разных благотворительных акций уже накоплен определенный опыт, который может быть использован в работе как прихода, так и православной школы.
Благотворительные ярмарки
Кому мы хотим оказать помощь
Благотворительные ярмарки – несложная по организации и не требующая существенных финансовых затрат акция, в которой с удовольствием принимают участие дети всех возрастов от 5 до 15 лет. Такую ярмарку можно провести и в воскресной школе, и в православной гимназии, в обычной школе, и в местном Доме творчества, если предварительно согласовать этот вопрос с администрацией. Как правило, светское руководство с удовольствием откликается на такие предложения, поскольку благотворительные ярмарки несут в себе не столько религиозно-просветительскую, сколько нравственную направленность. Хотя благотворительные ярмарки традиционно проводятся накануне больших праздников: Рождества, Пасхи и т.д., но это зачастую лишь определяет тематику предлагаемых на ней «товаров».
Главное для организаторов: решить, куда пойдут вырученные деньги. Например, в Андреевском монастыре на собранные средства отправляют посылки заключенным, а православная школа «Знак» поддерживает детей-сирот, сотрудничая с сайтом «Отказники.ру». Возможно, средства будут направлены на необходимую помощь отдельным детям, попавшим в беду. Но сбор средств на ярмарке обязательно должен быть адресным. Тогда и детям проще объяснить, для чего им нужно делать работы на продажу («на полученные деньги мы купим подарок малышу, о котором некому позаботиться» и т.д.) Таким образом, разговор о ярмарке и с детьми, и с другими потенциальными участниками акции нужно начинать с того, что «мы хотим оказать помощь такому-то детскому дому, ветеранам войны, нашей ученице, которой нужна срочная операция, и т.д.»
Когда вы выбрали адресата помощи, необходимо сообщить ему об этом. Возможно, если это дети-сироты, им нужны не только деньги, но и конкретные вещи: канцелярские товары, вещи, игрушки. Пожелания людей, которым вы хотите помочь, тоже могут быть учтены при подготовке ярмарки. Можно пригласить тех, кому вы оказываете помощь, или их представителей выступить на торжественном открытии ярмарки. В школе «Знак» уже стало традицией выступление организаторов фонда «Отказники.ру». Такое начало ярмарки лишний раз напоминает собравшимся людям, среди которых бывает немало и случайных покупателей, о целях проводимой акции.
- После согласования вопроса о сборе средств с ее адресатом можно приступать непосредственно к организации ярмарки. Этот процесс состоит из следующих важных этапов:
А теперь обо всем по порядку.
Подготовка и оценка работ
Как утверждают опытные организаторы, подготовку к благотворительной ярмарке лучше начинать за два – два с половиной месяца. Во-первых, необходимо опросить детей, которые могли бы принять участие в выставке, или руководителей школьных кружков-студий, какие работы и в каком количестве они готовы представить, и назначить примерные сроки их сдачи. Поделки желательно представить за неделю до ярмарки, выпечку можно принести накануне. Постепенно, когда благотворительные ярмарки уже станут у вас доброй традицией, участники сами будут подходить к вам и сообщать, какие изделия они готовы представить на этот раз. Но сначала придется потрудиться, чтобы выяснить, сколько и каких изделий готовится, а затем в процессе подготовки еще несколько раз напомнить «мастерам» о сроках предъявления работ.
Что касается времени проведения ярмарки, то, как правило, Рожественскую ярмарку проводят перед Новым годом, когда подарки пользуются особым спросом, а Пасхальную – на неделе перед вербным воскресеньем. Можно также проводить ярмарки по особым случаям – например, в случае необходимости сбора средств для оказания срочной помощи кому-либо. Тогда ярмарочный день назначает сам организатор.
Как правило, на ярмарке продаются поделки, связанные с Рожественской или Пасхальной тематикой: расписные яйца, тарелочки; изделия из бисера, глины, соленого теста, рисунки и т.д. Особым спросом всегда пользуется выпечка: посетители ярмарки не прочь угоститься и выпить чашку чаю. Также на ярмарке, в отдельно отведенном месте, можно за символическую плату «реализовывать» и старые, но в хорошем состоянии вещи или игрушки. В таком случае ребенок должен осознавать, что он жертвует ради другого свои вещи, часто для него ценные и дорогие. И если ему жалко с ними расставаться, но он делает над собой усилие – это будет для него полезный опыт.
В подготовке работ для ярмарки можно задействовать и воспитанников детских социальных учреждений, тем более, если ярмарка проводится в их поддержку. Существует и опыт, когда дети-сироты участвовали в ярмарках по сбору средств на лечение для детей-инвалидов. Дети из детских домов и приютов могут подготовить рисунки, или несложные поделки. Можно попросить их к Пасхе расписать деревянные яйца, как это сделали, например, организаторы благотворительного аукциона фонда «АиФ. Доброе сердце». На этом аукционе наряду с работами известных артистов, художников, музыкантов, было выставлено также 120 яиц, украшенных бисером и мозаикой, которые изготовили детдомовские дети. Таким образом, принимая участие в ярмарке, воспитанники детского дома получают возможность вложить свой труд в общее дело, превращаясь из пассивного адресата помощи в ее активного «добытчика», избавляясь от так свойственной многим детям-сиротам «психологии жертвы».
Очень украсит благотворительную ярмарку и участие в них профессиональных мастеров или интересных компаний, занимающихся производством продукции для детского творчества. Здесь пригодятся личные контакты организатора, но можно воспользоваться Интернетом и поискать мастера, например, на сайте «Страна мастеров»: http://stranamasterov.ru. Хорошо, если приглашенный мастер может провести интерактивный мастер-класс, чтобы все желающие тут же на ярмарке могли сделать себе на память какой-то сувенирчик собственными руками. Можно приглашать для участия в ярмарке и монастыри, которые с удовольствием привозят свою продукцию (хлеб, квас, заготовки и т.д.).
Важный момент – цена работ. Иногда она не фиксирована: на столе стоит коробочка, куда покупатель может положить столько, сколько считает нужным. Но чаще цена все же назначается организатором или комиссией в составе инициативных родителей, педагогов и т.д. Опытные организаторы говорят, что вещи дороже 500 р. продаются плохо. Детские работы продаются обычно за 50-100 р. Что касается цен на авторские произведения, то чтобы правильно сориентироваться, можно посмотреть примерные цены в любом магазине народных промыслов.
После того, как определена цена на работы, необходимо сделать ценники и для удобства торговли прикрепить их к каждой вещи. Если вы планируете, что продавцами у вас будут дети, ценники значительно облегчат им задачу. Также необходимо подготовить и специальные коробки для сбора денег. Если же вы не хотите, чтобы дети имели дело с деньгами, то сотрудники Свято-Димитриевской гимназии предлагают такой выход: они придумали собственную валюту – «фунтик» и открыли на ярмарке свой обменный пункт, где можно обменять настоящие рубли на фунтики по курсу 10 рублей за фунтик.
Важным творческим элементом подготовки ярмарки становится поиск формы ее проведения. Можно просто расставить в помещении, где будет проходить ярмарка, столы и сгруппировать на них принесенные работы по типу изготовления: поделки из бисера, поделки из соленого теста, вязаные изделия, выпечка и т.д. Можно придумать интересные названия для торговых рядов, например «Русский дом» – для поделок в народном стиле, «Галерея» – для рисунков и т.д. А можно и устроить целую ярмарочную страну, как сделали это в Свято-Дмитриевской гимназии. Организаторы выставки все работы условно разделили по странам и придумали для каждой страны небольшую «экскурсионную» программу для посетителей: где-то учащиеся спели народную песню, где-то почитали стихи и т.д.
Разнообразные формы проведения ярмарки отнюдь не являются обязательными. От того, что ярмарка будет проходить традиционно, она не станет хуже. Для начала вполне достаточно того, чтобы работы были выполнены аккуратно, а оформление павильона создавало бы атмосферу праздника.
Приглашение посетителей
Поскольку основной целью ярмарки, является сбор пожертвований, то покупатели являются очень важными участниками нашего мероприятия. Чтобы ваша акция привлекла как можно большее число посетителей, необходимо известить о ней заранее. За несколько недель до ярмарки нужно повесить в школе или на приходе красочное объявление о том, что готовится благотворительная ярмарка. В объявлении обязательно нужно указать, для кого или для чего собираются пожертвования, а также время и дату проведения ярмарки: очень важно, чтобы гости пришли вовремя, тогда само мероприятие займет всего несколько часов. Непосредственно перед ярмаркой объявление можно сменить на другое: «До ярмарки осталось …. дней». В новом объявлении уже можно сообщить о программе мероприятия: что будет представлено, кто приглашен и т.д.
Если проводить ярмарку в храме или Доме культуры, то можно подгадать время чтобы в этих местах было наибольшее число посетителей. (Например, накануне больших праздников в храмах). Тогда число участников акции значительно увеличится за счет случайных гостей.
Если ярмарка проходит в районном Доме творчества или в местном парке, и количество товара достаточно, можно пригласить на ярмарку всех жителей микрорайона, оповестив их либо через местные СМИ, либо разнося листовки. В этом случае затраты на информационную поддержку могут быть существенными, так что придется прибегнуть к поискам спонсора.
Ярмарка как праздник
Как и многие другие мероприятия, благотворительная ярмарка должна начинаться с торжественного открытия. На открытии могут выступить и священник, и представитель фонда или организации, которой оказывается помощь. Нередко ярмарку открывает небольшой детский концерт, или выступление приглашенных музыкантов. Если у вас ярмарочные павильоны оформлены особым образом, то можно сначала устроить по ним небольшую экскурсию для покупателей, чтобы они могли увидеть все многообразие представленных работ.
После этого можно начинать продажу изделий. Помимо непосредственной торговли можно провести и аукцион. Так, в школе «Знак» на благотворительной ярмарке проводился аукцион вещей, пожертвованных учителями. А одна ученица устроила аукцион своих кукол. За приобретение каких-то уникальных вещей между детьми, а потом и родителями разворачивается порой нешуточная борьба, за которой с интересом наблюдают зрители.
Желательно чтобы на ярмарке у гостей была возможность угоститься чаем. Чаепитие можно устроить недалеко от павильона с выпечкой. По мнению многих организаторов, кондитерские и кулинарные изделия пользуются на ярмарке особым спросом.
Среди посетителей ярмарки немало и таких, которые ничего не приобретают, но могут охотно пожертвовать какую-то сумму, иногда довольно существенную. Поэтому на ярмарке обязательно должен быть и отдельный ящик для пожертвований.
Бывает и так, что не все работы удается продать. В таком случае их можно отправить в качестве подарков адресатам помощи, либо же использовать в школе как подарки или призы для других конкурсов или праздников.
Чтобы всем гостям запомнилась ваша ярмарка, на выходе можно раздавать на память небольшие листовки, буклетики, значки, которые бы отражали суть вашего мероприятия. Не исключено, что на следующую акцию это привлечет новых посетителей.
Что касается детей, то важно, чтобы им запомнилась ярмарка не только как развлекательное мероприятие, но и как важное и нужное дело. Об этом им стоит напомнить, выразив в конце праздника благодарность всем его участникам. Также именно с этой целью организатору необходимо в ближайшее время опубликовать отчет о собранных средствах.
Отчет
Как правило, в ходе благотворительных ярмарок за несколько часов многим приходам и школам удается собрать довольно крупные денежные суммы (десятки тысяч рублей). И хотя многие жертвователи утверждают, что им решительно все равно, на что будут потрачены их средства, на самом деле это не так. Поэтому, чтобы не потерять доверие взрослых, а также детей, которые готовили работы, торговали, выступали и т.д., в ближайшее после ярмарки время организатору необходимо представить творческий отчет о результатах акции.
Отчет может быть в форме объявления, где будет указано, сколько средств удалось собрать и куда они будут направлены. Также желательно, чтобы организатор выразил персональную благодарность детям и семьям, принявшим активное участие в подготовке ярмарки. Стоит упомянуть и жертвователей, которые внесли в сбор средств особую лепту. Отчет украсят фотографии с ярмарки. Фотографии, которые не пригодились для стенгазеты, можно положить тут же в коробочку, чтобы участники могли взять их на память.
Акция «Белый цветок»
«Белый цветок» – одна из благотворительных акций, пришедших к нам из прошлого.
В конце XIX века Международный Красный Крест выдвинул идею сбора пожертвований на борьбу с туберкулезом. Эту инициативу поддержал Датский королевский дом, а затем и Царская семья Романовых. С 1911 по 1914 год Дни борьбы с чахоткой, как называли в те времена туберкулез, проводились во многих городах России по нескольку раз в год. В празднике «Белого цветка» принимали участие все слои населения. Особым его украшением были дети, которые ходили с шестами, увитыми символическими белыми цветами, и собирали пожертвования, выкрикивая «Жертвуйте на борьбу с чахоткой». Суммы, которые жертвовали, могли быть самыми разными – от нескольких копеек до сотен и даже тысяч рублей, но независимо от этого дети вручали благотворителю букетик белых цветов.
В наши дни этот праздник возрожден в Ялте, традиционном центре лечения больных туберкулезом. Сначала это был небольшой приходской праздник, организованный по инициативе местной учительницы истории. А с 2005 г., когда идею поддержали Крестовоздвиженский домовый храм царской семьи и Ливадийский дворец-музей, праздник «Белого цветка» стал ежегодно проводиться во второе воскресенье по Пасхе, в день Жен Мироносиц, в Ливадии. В этот день в южной императорской резиденции собираются тысячи людей со всего Крыма. Здесь проходит праздничный концерт, в котором участвуют лучшие музыкальные коллективы. Проводится благотворительная ярмарка при участии ялтинских приходов, школ, объединений художников, частных предпринимателей. И конечно же, традиционно в этот день всем жертвователям дети раздают букетики ромашек.
Поскольку сегодня проблема борьбы с туберкулезом не стоит так остро, как это было столетие назад, то современная акция посвящена сбору средств на лечение для малоимущих больных. Благодаря «Белому цветку» многие неимущие пациенты ялтинской городской больницы получили дорогостоящие препараты, смогли оплатить сложные операции.
В 2011 г. планируется возродить эту акцию и в Москве. Но не дожидаясь, пока событие приобретет городской размах, можно провести день «Белого цветка» в своем приходе или в школе.
Для этого необходимо рассказать детям о «Белом цветке» и попросить их подготовить для благотворительной ярмарки работы с символикой белого цветка. Это могут быть и поделки, и рисунки, мягкие игрушки, изделия из природного материала. Также можно подготовить исторические открытки или фотографии с этого праздника с участием царской семьи.
Отдельно нужно изготовить необходимый реквизит для сборщиков пожертвований:
– шесты с белыми цветами (можно взять искусственные ромашки или маргаритки); в серединке символического цветка, венчающего шест, должна быть надпись «Все на дела милосердия»;
– коробочки для сбора денег нужно закрепить на лентах и оклеить бумагой с изображением ромашек;
– также нужны открытки с белым цветком, или просто вырезанный цветок, который дети будут вручать взамен пожертвований.
Поскольку сборщики пожертвований – главное украшение праздника, детей нужно немного подготовить к тому, что они должны будут ходить небольшими группками под руководством взрослого (для присмотра за деньгами) и выкрикивать: «Жертвуйте на дела милосердия! Помогайте неимущим больным!»
Все остальные этапы праздника организуются так же, как на обычной благотворительной ярмарке: концерт, выпечка, самовар. По итогам акции необходимо опубликовать отчет, какие средства собраны и куда направлены.
Акция про сбору помощи в гипермаркетах
В делах милосердия бывает очень трудно самому заставить себя сделать первый шаг. В нашем обществе волонтерское движение еще не стало нормой, поэтому и ребенку бывает трудно понять, для чего он должен заниматься помощью кому-то, ведь он и так учится, занимается музыкой, помогает родителям и т.д. Чтобы почувствовать насколько важно и в то же время приятно делать кому-то добро бескорыстно, важно окунуться в среду людей, активно занимающихся делами милосердия. Такой средой, например, может стать православная служба «Милосердие», которая проводит множество благотворительных акций с участием добровольцев. Такими добровольцами могут стать и школьники, приняв участие в акциях по сбору пожертвований на дела милосердия, которые служба регулярно, как правило, четыре раза в год проводит в гипермаркете «Ашан».
Как правило, проведению акции предшествует специальный тренинг, который желательно посетить и школьникам, или организовать в школе. На тренинге специалист-доброволец рассказывает о социальных проектах службы, показывает фильм, фотографии, которые помогают детям осознать, для кого и для чего они собирают пожертвования.
Дети в этой акции выполняют важную роль информаторов службы: в зале гипермаркета они раздают покупателям листовки и по возможности рассказывают о службе, о том, для чего собираются пожертвования. Очень важно, чтобы дети относились к этому поручению неформально, не так, как раздатчики листовок у метро, а это не только зависит от особенностей характера (кто-то побойчее, кто-то стесняется), но и от того, насколько они проникнутся серьезностью порученного им дела.
Средний возраст детей-добровольцев, участвующих в подобных акциях, – 11-13 лет, но многие старшеклассники тоже с удовольствием раздают листовки, а малыши могут участвовать в акции вместе с родителями.
Обычно дети проводят в зале 2-3 часа, иногда задерживаются и дольше, поэтому очень важно, чтобы от школы присутствовал координатор, который контролировал бы местонахождение и самочувствие детей.
Рассказывает организатор акции Наталья Пиминова: «Детям бывает очень увлекательно собрать в тележку разные товары, которые необходимы нашим подопечным, и двигаться с этой тележкой вдоль линии касс, убеждая покупателей выбрать что-то, оплатить и пожертвовать нам. В какой-то степени это и игра, поскольку дети нередко соревнуются между собой, кто больше «продаст» товаров, но при этом они понимают, что это конкретная помощь больным и брошенным детям».
Как и в известном лозунге, в делах милосердия «главное не побеждать, а участвовать». Поэтому независимо от личного вклада все участники акции получают в конце большой сертификат со словом «Спасибо!» Впоследствии обязательно публикуются отчеты о собранных пожертвованиях (в данном случае это происходит на сайте Милосердие.ru)
Димитриевская школа, в которой детей учат делами милосердия, является одним из проектов Православной службы «Милосердие». Наши взрослые читатели могут сделать дело милосердия прямо сейчас, финансово поддержав этот проект