Православный портал о благотворительности

Надо уметь быть счастливым: совет от расстрелянного священномученика

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский в письмах из тюрем написал азбуку для христиан в испытаниях. Память 2 августа

Cвященномученик Иоанн Стеблин-Каменский, алтарная роспись московского подворья Соловецкого монастыря. Фото: https://drevo-info.ru/

Мамы не стало, когда Ване исполнилось 14. Вся жизнь перевернулась.

И хотя за плечами была надежная семья – дед по отцовской линии был виленским губернатором и тайным советником, по материнской – вице-адмиралом, а отец возглавлял канцелярию Морского министерства, подросток почувствовал себя одиноким, не хотел поверить в то, что мамы нет в живых, что она больше его не обнимет. Могила матери стала для Ивана особым местом, куда он приходил и рассказывал все, что было на душе.

По традиции рода Иван Стеблин-Каменский стал моряком. Служил в первом Балтийском флотском экипаже, в дивизионе, где испытывались первые российские миноносцы, преподавал в Морском корпусе, принимал участие в Первой мировой войне. Смелый, добрый, получил итальянскую серебряную медаль за помощь пострадавшим от землетрясения на Сицилии в 1908 году.

В 1917 году Иван уволился из флота, а через год отправился исследовать отмели реки Невы в составе научной экспедиции. Экспедицию прервала мобилизация, в течение трех лет Иван помогал следить за маяками Балтийского флота. В это же время он становится псаломщиком в одном из храмов Петербурга. Во время долгих богослужений Иван молился о матери, веря в то, что все доброе бессмертно, и порой чувствовал ее близость.   

Посмертное благословение

Шла гражданская война, радикально менялась жизнь, но в храме Иван чувствовал себя уверенно и спокойно. Потихоньку вызревало желание быть священником для помощи людям в один из самых тяжелых периодов в истории.

Решиться помогло явное чудо. Иван приехал на могилу матери и, по обычаю, стал с ней разговаривать словно с живой. Говорил о своем желании стать священником. Неожиданно он почувствовал благодатное тепло и радость, которые наполнили его сердце, как в детстве после того, как мама его благословляла. Он был уверен, что мать поддержала его намерение.

Иван Георгиевич служил сначала диаконом (его рукоположили целибатом), а приняв священство, стал настоятелем того самого храма Троицы на Стремянной улице, где раньше был псаломщиком. Он догадывался, что недолго будет на свободе. В 1924-м отца Иоанна арестовали, он честно ответил на вопрос, что проводил религиозные беседы на квартирах прихожан:

«Я по отношению к советской власти лоялен, но не сочувствую мероприятиям, направленным против религии. Считаю неправильным обучение детей в школах в противорелигиозном направлении и тому подобное. Поскольку я другого оружия не знаю, кроме креста, то как в прошлое время, так и в настоящее я нахожу единственно правильным действовать на массы умиротворяюще. Осуждал всякое выступление против гражданских законов. Для меня нет сомнения, что вера в распятого Христа непобедима, что кажущееся торжество материализма есть временное явление», – из допроса отца Иоанна.

Обвиненного в контрреволюции священника отправили в концлагерь на Соловки сроком на три года. На Соловках отец Иоанн ходил в одежде священника, по возможности участвовал в богослужениях и писал воодушевляющие письма своим близким и друзьям.

Подходило время конца ссылки, но отец Иоанн предчувствовал, что ему не позволят возвратиться в родной Петербург и увидеть дорогих сердцу людей. И на самом деле в ноябре 1927 года власти, запретив возвращение в Петербург, разрешили Воронеж. На новом месте его приняли с большим почтением и назначили благочинным. Вместе с новыми духовными чадами отец Иоанн собирал посылки и отправлял их на Соловки, чтобы поддержать заключенного воронежского епископа Петра (Зверева) и страдающих там за веру людей.

«Другого оружия, кроме креста, я не знаю»

Вокруг активно закрывались храмы и монастыри. Для легитимности в глазах общества власти организовывали собрания рабочих и служащих, где звучали атеистические лозунги и призывы бороться с опиумом религии до победы коммунизма. 1 мая 1929 года соввласти пришли ломать крест на куполе храма Девичьего монастыря Воронежа. Его игуменья в тот же день скончалась – не выдержало сердце. Служивший там отец Иоанн матушку отпел и изо всех сил старался утешить верующих.

Слева – Свято-Троицкий храм на Стремянной улице, в котором о. Иоанн служил псаломщиком (храм утрачен).  Справа – Иоанн Стеблин-Каменский
Слева – Свято-Троицкий храм на Стремянной улице, в котором о. Иоанн служил псаломщиком (храм утрачен). Справа – Иоанн Стеблин-Каменский. Фото: wikipedia

На волю отец Иван писал: «Не предавайтесь скорби о неурядицах в Церкви, Господь все устроит к радости верных. Лишь бы нам самим не перестать быть верными Истине и Любви».

16 августа 1929 года отца Иоанна снова арестовали и приговорили к трехлетней ссылке на Соловки, однако отец Иоанн был по какой-то причине оставлен в воронежской тюрьме и 2 августа 1930 года вместе с девятью осужденными за веру был расстрелян.

Священномученик Иоанн Стеблин-Каменский причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви, который проходил в 2000 году.

Нужно уметь быть счастливым

Сохранились письма священномученика из ссылок и тюрем, где открываются его переживания в отношениях с Богом, самим собой, людьми.

– Любовь близких людей, как солнечные лучи, несет сердечное тепло через огромные пространства, не только не теряя своей силы, но, наоборот, давая эффект тепла, только достигнув объекта действия. Все, что я имею, все, что я получаю, так много мне говорит о любви близких, что мое сердце согрето на многие годы, хотя бы зима души продолжалась без перерыва.

Люди неверующие часто и в благоприятных обстоятельствах не получают радости жизни и только в тяжкие минуты с горечью вспоминают об уже утраченном благополучии. Мы же, согретые верой Христовой любви, ценим выше всех земных благ тот душевный мир, который является плодом чистой совести и познания сердечной любви наших близких. До некоторой степени справедливо, что «нужно уметь быть счастливым».

Воскресение – реальный предел кажущейся вечности смерти

Один английский проповедник дал мне мысль, что радость от слов «видите место, где лежал Господь» особенно может быть понята на кладбище. В самом деле, нисшел Господь на землю, снизошел и до могилы, на земле нося плоть человеческую и во гробе не имея ни вида, ни доброты. Место, где лежал Господь, – могила; но Его уже там нет. Предел человеческих страданий – позорная смерть – изведана Самим Господом. «Не плачите». Вера Христова приводит нас от смерти к жизни. «Печаль ваша в радость будет…»

Светлое Христово Воскресение. Воистину воскрес Господь. «Смерти празднуем умерщвление…»
Не напрасно неверующие люди часто не любят даже говорить о смерти. Не напрасно тропарь нашего Праздника праздников исполнен упоминаниями о смерти как о побежденном враге. Не напрасно апостол говорит, что если Христос не воскрес, то вера наша тщетна. В жизни людей, в их сознании нет ничего ужаснее смерти. Смерть – это конец; это вечная неотвратимая преграда для стремления человечества к устройству своего прочного благополучия, к удовлетворяющей его постоянной созидательной деятельности.

Смерть разлучает как бы навсегда любящие сердца; смерть отнимает у человечества великих двигателей его культуры. Это она заставляет человека трудиться в поте лица с ранних лет, и трудиться не созидательной работой, а чтобы есть свой хлеб, чтобы поддержать свое существование. Смерть – отнимает у людей 9/10, если не больше, их сил на воссоздание того, что она, эта всеразрушающая сила, во времени проявляющаяся, непрерывно у них отнимает.

Но Бог не сотворил смерти, Он создал все для бытия, но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его. Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть. Так учил премудрый Соломон, в скорби своей познавая, что и он, как и все люди, страхом смерти подвержен рабству и умрет наравне с глупцами.

А мы веруем в Воскресшего, силою Божества Своего смертию умертвившего начальника смерти. Смерть – это видимый ненавистный предел для естественно стремящегося к вечности человека. Воскресение – это реальный предел кажущейся вечности смерти; оно раздирает завесу, отделяющую нас от познания вечности своего бытия.

Воистину воскресе Господь, любимые мои, дорогие! И радуюсь, что вы все так же, как и я, познали истинность этой, не вмещающейся в ум человеческий, радостной вести. Ведь и нам, по милости Своей, Господь многократно давал радость удостовериться в ней, потому что иначе как могли бы мы, привыкшие доверять только опыту и верить одним глазам, отдаться вере в то, что даже и понять не можем.

Воскрес Господь – и вся грязь житейская, вся злоба мира уже обречена на смерть. Пусть же она не омрачает нашего, подчас тяжелого, но ясного при свете Воскресения пути к вечной радости!

…Верующему во временность телесной жизни и вечность полноты бытия особенно радостно верить, что ему, по слову апостольскому, всё содействует ко благу. Само собой, что в это «всё» не входит ни один собственный дурной поступок, но зато входят решительно все тяжелые переживания, как те, которые являются следствием наших собственных ошибок, так и в особенности те, которые нами лично действительно не заслужены. Тут мы участвуем в несении общего всего человечества креста, то есть в несении Креста Взявшего на Себя грехи всего мира Христа.

Не будем сожалеть, что работали и любили

Много вы, конечно, в прошлом переживали радостей; много получали удовлетворения от сознания плодотворности своей тяжелой работы, но много было у вас и остро мучительных минут, когда вся дальнейшая жизнь представлялась бременем, когда вся работа долгих лет казалась утратившей свою ценность. Но нет, дорогие, если мы с вами знаем, что в материальном мире, подверженном тлению, ничто не пропадает бесследно, то, несомненно, еще более полноценным в смысле последствий бывает всякое усилие воли, всякое движимое исканием правды напряжение мысли, всякое проявление любви. Ничто не пропадает бесследно, хотя часто след и не бывает нам заметен, как, впрочем, и в материальном мире.

Поэтому, если в нашей жизни мы работаем в интересах справедливости и правды, если мы ради помощи другим ограничиваем свои потребности, – то мы не будем сожалеть об этом, хотя бы нам казалось, что вся наша работа случайными условиями была уничтожена (например, близкий к завершению долголетний ученый труд – пожаром), хотя бы люди, которых мы поставили на ноги, выказали нам черную неблагодарность. Мы не будем, говорю, сожалеть, что работали и любили, потому что именно только наше собственное сожаление и может лишить нашу деятельность нравственного веса.

Мир любви непобедим

Христос раждается, славите!
Дорогие мои родные и во Христе любимые, радуйтесь! Радуйтесь наступающему великому празднику, в зимнюю стужу вещающему о грядущей весне. Пусть еще крепнут морозы, пусть зимние вьюги закрывают от наших глаз солнце – мы ведь знаем, что природа вершит свое дело и за февральскими морозами непременно выплывает весеннее солнышко. Пусть и в истории человечества еще царит нравственная стужа, пусть народы мятутся еще в безумном эгоистическом стремлении к материальному личному благополучию, – дело Божественного строительства совершается.

Солнце Правды неуклонно согревает все то, что призвано к жизни;

мир от земли неотъемлем, не тот мир, который не может устоять при первой брошенной кости, первом столкновении материальных интересов, а тот мир, которым наполняется душа голодного человека, когда он поделится своим последним куском с чужим ему нищим. Этот мир – непобедим потому, что это мир любви, а не соглашения.

Земные радости

Женский монастырь в честь Покрова Пресвятой Богородицы в городе Воронеже (разрушен). Фото: vif-vrn.ru

Христианин не чужд земных радостей, напротив того, он их воспринимает в гораздо большей степени, чем неверующий человек, потому что верит, что они ему даны не случайно, и радость того или иного житейского переживания соединяется у него с духовным переживанием беспредельной благодарности Ведущему наши нужды. Христианин не чужд земных радостей, но не ставит их целью своей жизни, не борется за них с ближними, не ищет, поэтому он их получает «чистыми» и они не омрачают его духа.

Как отличить истинное счастье от миража

В жизни люди часто видят мираж счастья, исчезающий в тот момент, когда он кажется уже совсем близким. Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме, и даже истекает из него. Молодые люди, соединяясь в общение брака, только в том случае познают истинное счастье, если они чисты от искания материальных или иных выгод, если в самом стремлении к супружескому общению они с трепетом, не стыдясь Господа, но радостно повинуясь Ему, помышляют об этой великой Тайне бытия. Плод их любви будет плодом служения Господу и будет воплощать в себе лучшие стремления своих родителей.

Радостное шествие на смертные муки

Самые тяжелые переживания, если только они воспринимаются умом и сердцем как служение Господу, делаются легко переносимыми и по вере радостно вожделенными. Вспомните святую мученицу Софию, видевшую страдания своих дочерей, вспомните апостола Андрея, священномученика Игнатия Богоносца и исчисляемых тысячами мучеников, радостно отдавших себя и близких своих на мучения. И не надо и в мыслях иметь, что это делалось, как теперь говорят, «в припадке религиозного экстаза» нет, их радостное шествие на смертные муки логически истекало из их миросозерцания и веры.

Бог идет навстречу

Мир лежит во зле, и, предоставленные самим себе, мы часто изнемогаем в борьбе со злом. Если мы внимательно относимся к своей жизни, если намечаем себе путь следования, то часто приходится нам замечать, что мы с пути сбиваемся, кружимся на одном месте и возвращаемся обратно. Тяжело сознавать, как ты далеко отстоишь от того места, куда рассчитывал давно прийти. Снова набираешься сил, снова пускаешься в путь – и опять неминуемы неудачи. И часто человек впадает в уныние при сознании, что время идет, что уже невозможно ему добраться до вожделенного места.

Но вот Господь Сил, терновым венцом увенчанный, идет человеку навстречу и протягивает ему Свою Всемогущую руку, чтобы вести его много дальше, чем куда смел он надеяться дойти, еще когда был полон сил.

Ужели не радостен будет порыв такого человека к Господу? Ужели сможет он сравнить все возможное на земле счастье с радостным трепетом прохождения отделяющих его от Господа шагов, как бы ни были сами по себе эти шаги тягостны? Исповедую, что мы недостойны мук за Христа, недостойны и малейшего участия в несении Его ига.

Радостно поэтому и я приму всякое новое испытание, лишь бы Господь благоволил очистить сердце мое от греховной тяготы, лишь бы Он дал моим духовным плечам почувствовать, что они несут не иное что, а Его святое, благое и вожделенное всякому христианину иго. Думаю и верю, что и все вы с радостью преклоните под него свои главы.

Любовь Божия покроет все наши недостатки

Священник Стеблин-Каменский Иван Егорович, фото из дела 1924 г. Фото: kuz1.pstbi.ccas.ru

Больше всего меня поразило известие о смерти милой тети Оли. Мне хочется надеяться, что она перед смертию хоть немного успокоилась и примирилась с тем крестом, который ей послал Господь. Если у нее не хватило для этого духовной бодрости, если до самого конца тяжелая болезнь не отпустила ее сознания, то мы, любившие и любящие ее, тем не менее будем верить, что милостивый Господь, любящий нас и сострадающий нам больше, чем мы можем и помыслить любить и жалеть друг друга, даст ей вечный покой там, где нет болезней и печалей, где нет разочарований, где любовь покрывает недостатки всех ищущих ее, способных к самоотверженной деятельности, где вечный свет озаряет чистых сердцем.

Духовная любовь есть созвучие сердец

Мое благополучие и здоровье в руках Господних. Мое желание – постоянно работать Единому Истинному Владыке всех, работать на одном деле, имея своими сообщниками вас и всех, к кому прилепилось мое сердце, познанием не временной, плотской, но истинной, никогда не престающей духовной любви, которая есть созвучие сердец, тайно от нашего ума воспевающих хвалу своему общему Творцу. Чем громче раздается в нас эта дивная хвала, тем ближе становимся мы и друг ко другу.

Не унываем в испытаниях

Христианину недостаточно быть лишь пассивным восприемником благодати Божией, нужно, чтобы он был активен, чтобы он и сам напрягал свои силы, и вот Господь, временно лишая нас Своей помощи, как бы обнажает перед нами отсутствие нашей активности и тем самым опять-таки оказывает нам помощь в духовном возрастании. Итак, веря в благой Промысел Божий, мы не унываем в испытаниях, но душа наша естественно тоскует, по сравнению псалмопевца, как жаждущая земля (яко земля безводная).

Впрочем, оглядываясь на уже прошедшее время моей разлуки с вами, я не могу не сказать, что Господь и тут явил мне столько Милостивого Своего утешения, что скорбеть я могу только о своей неблагодарности и немощи духовной. И скорбь моя растворяется радостью о Господе, и в сознании своей немощи я еще больше стремлюсь служить Господу всем своим существом…

Ценнейший дар

Не унывайте никогда духом, но и не пренебрегайте своим здоровьем, а дорожите им – как одним из ценнейших даров Премудрости Божией… Для того чтобы быть христианином, вовсе не нужно читать богословские трактаты. Надо иметь только сердце отверстое, хранить в себе чистоту душевную и, сознавая свою немощь, просить помощи свыше. Как часто в самоуверенности своей мы не делаем последнего и потому попадаем на ложный путь.

Эгоист не может быть христианином, а движимый любовью непременно попадет на крестный путь и пойдет вслед за Христом, может быть даже долго сам того не замечая.

Служение ближним

Христианин должен все свое внимание сосредоточивать на том, чтобы так или иначе служить ближним. Значит ли это, что я должен делать сапоги сапожнику, а не он мне? Значит ли это, что я сам должен сеять или добывать для общины хлеб, а не получать его? Конечно, нет. Но это значит, что каков бы ни был род моего труда, я не имею права на исключительное благополучие; это значит, что чем больше я проникаюсь духом Христовым, тем более стараюсь ограничить свои личные потребности.

Спасительное средство

Дорогие мои, я пишу это для тех, кто ослабевает в скорби, чтобы в обновлении веры через покаяние и приобщение Святых Таин они получали утешение. Нет нам скорби без радостной возможности принести ее к престолу Любви. Но так как всякий грех – есть отступление от Истины, и путь греховный все дальше нас от нее отводит, то в погрешившем человеке искажается верное стремление к радостному очищению, и чем больше он согрешает, тем ему труднее даже верить в действительность всем всегда открытой возможности получить утешение и духовное укрепление через покаяние. Я хотел бы, чтобы все, кто мне близок, знали, где и как надо искать помощи в тяжелую минуту скорбного уныния, потому что и сам я всегда к этому спасительному средству прибегаю.

Неприятное окружение

Не надо избегать жизни и работы с теми, с кем нас Господь так или иначе соединил, надо лишь избегать участия в их грехах и не поддаваться их примеру в таких поступках, которые осуждает наша совесть; тогда не затемнится в нас свет Христов, но, озарив наших близких, он исполнит наше сердце радостью от сознания хотя бы в малой мере исполненного служения.

Духовные блага

Новый Завет в отличие от Ветхого дает ищущим Господа людям блага не материальные, а духовные. Новый Израиль уже не получает чудесным образом изобилие земных плодов, напротив того, он призывается в участии в Голгофской жертве для действенного участия в общем воскресении. Истинно и справедливо, что «блаженнее давать, нежели принимать», хотя нашему ослабленному грехом сознанию это и кажется сомнительным.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:

  1. Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 4. – Тверь: «Булат», 2000. – С. 221 – 287.
  2. Иоанн (Стеблин-Каменский). Письма из лагеря 1925–1927 годы // Фома: журнал. – 2009. – № 11 (79). – С. XII–XV.
  3. Слепцова А. О. Подвижнический путь протоиерея Иоанна Стеблин-Каменского (1887–1930) // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2019. – Вып. 6. – С. 189–196.
  4. Шкаровский М. В. Иоанн Георгиевич Стеблин-Каменский // Православная энциклопедия. – М., 2010. – Т. XXIII: «Иннокентий – Иоанн Влах». – С. 305–307.  

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version