Ольга Погонина: индивидуальное сопровождение – не только тьютор
Индивидуальное сопровождение может потребоваться ребенку, если его диагноз ограничивает его возможности к самостоятельному обучению. Как правило, в таком случае психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) дает ребенку статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья». (Важно понимать, что это не равно инвалидности, статус ОВЗ может получить ребенок, не имеющий официально оформленной инвалидности и наоборот.)
Индивидуальное сопровождение бывает нескольких видов.
Ребенку может требоваться помощник/ассистент.
Например, у него ДЦП, ему трудно передвигаться и есть проблемы с мелкой моторикой, но нет особенных проблем с усвоением программы обучения. В таком случае ученику требуется технический работник, который поможет ему переходить из класса в класс, сходить в туалет, вымыть руки, достать из портфеля все необходимое для урока.
Человек, который выполняет эту работу, входит в штат школы и должен иметь среднее специальное образование, но необязательно педагогическое. В дополнение к своему образованию он может пройти специальные короткие курсы по подготовке школьных помощников детям с ОВЗ, либо пройти подготовку прямо на рабочем месте.
Теоретически на эту должность может быть оформлен родитель ребенка.
Есть ситуации, в которых ребенку необходим именно тьютор.
При аутизме, например, ребенку трудно сосредоточиться на уроке, тьютор помогает ему не отвлекаться, следит за тем, чтобы он выполнял задания. Кроме того, он участвует в обсуждении программы обучения, ее специальной адаптации к нуждам и возможностям своего подопечного, обсуждает с психологом, дефектологом, логопедом особенности его поведения и развития и то, какая помощь ему необходима. Таким образом, тьютор не только формально входит в педагогический коллектив, но является его активным членом.
На должность тьютора могут принять только высококвалифицированного специалиста с педагогическим или психологическим образованием и, как правило, с некоторым стажем педагогической работы.
Могут потребоваться и тьютор, и помощник. Так бывает, если у ребенка сложное сочетанное расстройство (например, ДЦП с элементами умственной отсталости, расстройство нейроразвития с двигательными нарушениями).
Как все организовать
Чтобы такие условия для ребенка были созданы в выбранной родителями школе, можно пойти двумя путями.
Первый путь (наиболее надежный и прямой) — зафиксировать необходимость тьюторского сопровождения в заключении Психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Ольга Погонина:
– Здесь важно отметить особенность, характерную для Москвы. Несмотря на название, в московскую ПМПК не входят врачи. Это означает, что члены комиссии в части оценки особенностей здоровья ребенка будут в основном полагаться на документы, оформленные лечащим врачом ребенка.
Для вас это лучше, потому что лечащий врач, как правило, наблюдает ребенка в течение нескольких лет и хорошо представляет себе его возможности и ограничения.
Любая поликлиника в Москве знает, что для ПМПК требуется справка формы 297, то есть заключение врачебной комиссии. Также детям с ментальными нарушениями можно получить справку в НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой (бывшая «шестерка») и в НПЦ ДП (бывшая 18-я больница). Здесь, кстати, можно пройти комиссию и детям с ДЦП и другими неврологическими заболеваниями. В справке врач фиксирует диагноз(ы) ребенка, и очень хорошо, если он укажет, что в силу определенных ограничений для него необходимо создать специальные условия, а именно, обеспечить поддержку тьютора или/и помощника.
В форме заключения комиссии есть раздел «специальные условия обучения». Именно в этот раздел вписываются сопровождающие тьютор и помощник, и если врач укажет, что ребенок проявляет, например, эмоционально-волевые нарушения, трудно сосредотачивается и недолго удерживает внимание и поэтому нуждается в сопровождении, то это поможет делу.
В регионах в ПМПК по-прежнему присутствуют врачи, и они оценивают возможности ребенка, но все равно требуется заключение лечащего врача, и если он указывает на необходимость сопровождения, это значительно повышает шансы его получить.
Принесите на ПМПК характеристики ребенка из детского сада или школы, его тетрадки, рисунки, любые работы, которые давали бы членам комиссии представления о том, какие у него способности и, наоборот, слабости, что требует особого внимания педагогов. И снова, если специалисты, работавшие с вашим ребенком в детском саду, укажут на необходимость сопровождения его в процессе обучения, это тоже может в значительной мере повлиять на решение ПМПК.
Здесь есть определенные подводные камни. Например, некоторое время назад в нашу организацию поступали жалобы от московских родителей на то, что ПМПК прописывала тьютора только детям с аутизмом или ДЦП. Детям, обучающимся по другим программам в тьюторе отказывали.
Однако согласно ФГОСу НОО для детей с ОВЗ («Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья»), тьютор — это специалист «широкого профиля», нигде не сказано, что он полагается только при конкретных диагнозах.
Если у ребенка ОВЗ, и он обучается по адаптированной программе — он может претендовать на сопровождение тьютора.
Путаница возникла из-за фразы в одном из уточняющих документов Министерства образования — приказе № 1015, где сказано: «Учащимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор)».
Когда мы задали вопрос о том, что имели в виду в Министерстве образования, то получили ответ, что таким образом они хотели подчеркнуть необходимость обязательного тьюторского сопровождения школьников, обучающихся по программам для детей с расстройствами аутистического спектра и опорно-двигательными нарушениями.
Это не исключает возможности предоставления тьютора детям с другими нозологиями! То есть автоматически отказать только потому, что диагноз не ДЦП и не аутизм, комиссия не имеет права.
Какие документы важно знать и полезно взять на ПМПК
Ольга Погонина:
– В регионах нередко приходится сталкиваться с отказами, и здесь важно, чтобы родители хорошо знали законодательную базу. Изучите вот эти документы:
Распечатайте их, выделите главное и возьмите их с собой на ПМПК, чтобы вы могли бороться за своего ребенка, апеллируя к федеральному законодательству.
Помните, что все дети имеют право на образование, а оно может быть реализовано, только если ребенку создадут для этого условия, соответствующие его возможностям. В противном случае права ребенка нарушены.
Если ПМПК не прописало
Но даже если ПМПК не прописала тьютора в своем заключении, у вас есть еще один путь. Ольга Погонина:
– Дело в том, что школа обязана предоставить ребенку не менее того, что прописано ПМПК, но имеет полное право предоставить сверх этого.
В школе теперь есть свой орган, психолого-педагогический консилиум, который обладает большими полномочиями.
Такой консилиум может самостоятельно принять решение о том, что вашему ребенку необходим тьютор, и на основании этого решения директор может ввести новую единицу в штатное расписание.
Подайте заявление заранее
Имейте в виду, что обычным школам, которые являются бюджетными учреждениями, требуется время на внесение изменений в штатное расписание, поэтому вы должны заранее подать заявление с просьбой создать для вашего ребенка особые условия обучения, подчеркивает Ольга Погонина.
Заявление зарегистрируйте у секретаря и оставьте себе копию. Ответ на него вам обязаны предоставить в течение 30 дней.
Несколько отличается ситуация с казенными образовательными учреждениями. Как правило, это коррекционные школы и школы-интернаты.
Если вы делаете выбор в пользу такого учреждения, то лучше всего проинформировать школьную администрацию о том, что у Вашего ребенка есть потребность в тьюторе, по крайней мере, за несколько месяцев, а еще лучше — за год до планируемого поступления ребенка в него. Дело в том, что такие учреждения не обладают собственным относительно гибким бюджетом, и для введения новой штатной единицы им требуется длинная цепочка согласований с вышестоящими инстанциями, на что уходит иногда до года. Кроме того, в этом случае вам необходимо заключение ПМПК, так как эти учреждения не могут принять решение о введении в штат тьютора своим консилиумом.
Имейте в виду, что решение ПМПК может быть принято учебным учреждением к исполнению в течение года. Если же год уже истек, вам потребуется новое заключение, так что составьте свой план действий заранее с учетом всех обстоятельств
Тьютор может быть и групповым
Есть еще один подводный камень. Родители часто не отдают себе отчет в том, что тьютор не означает автоматически индивидуальное сопровождение. В соответствии с Приказом Минобра № 1015 тьютор может быть назначен на группу детей от 1 до 6 человек.
Ольга Погонина:
– Скажем, в инклюзивном классе, два ребенка с ОВЗ, и к ним может быть приставлен один тьютор. А если речь идет о маленьком коррекционном классе, где есть дети с проблемным поведением, то там тьютор может выполнять роль помощника основного учителя, помогая ему справляться с нежелательными поведенческими проявлениями на уроке.
Иногда школы действуют следующим образом: есть 6 учеников с ОВЗ, они вводят в штат одного тьютора. Вроде бы формально они ничего не нарушили, но если один ребенок в 1-м классе, второй — в 4-м, третий — в 6-м, и так далее, то в реальности тьютор будет сопровождать каждого ребенка в течение дня только на одном уроке.
В таком случае вы можете заявить о нарушении права ребенка на обучение, потребовать созвать психолого-педагогический консилиум и попросить обеспечить вашему ребенку индивидуального тьютора.
А можно ли нанять своего тьютора? Рассказывает Ольга Погонина
– Выше я описала два способа получения тьютора, которому будет платить школа, то есть бесплатного для родителей.
Возможна ситуация, когда родители ребенка хотят привести в школу того тьютора, которого они нашли сами, и оплатить его услуги самостоятельно, либо при помощи общественной организации, помогающей детям с ОВЗ.
В таком случае нужно будет заключить трехсторонний договор между школой, тьютором и родителями/общественной организацией.
В чем слабость такого варианта? Тьютор будет в определенном смысле для школы человеком со стороны, его могут не воспринимать как коллегу, как члена коллектива, и это затруднит его полноценное участие в образовательном процессе. Кроме того, возникает вопрос разделения ответственности: кто отвечает перед родителями за жизнь и здоровье ребенка, когда он находится в стенах школы, тьютор или школа?
Но если речь идет об инклюзивном проекте, осуществляемом школой совместно с общественной организацией (а такие проекты есть в Москве, Московской области и в некоторых других регионах)), это очень хороший, возможно, наилучший, вариант для вашего ребенка.
Мама-тьютор – не лучшее решение
Есть еще один важный момент. Иногда школа предлагает родителю самому стать тьютором своего ребенка. Вам дают возможность сопровождать его, помогать ему на уроках и переменах, в обмен на эту возможность вы фактически работаете бесплатно.
Ольга Погонина:
– Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, непросто совмещать родительскую и педагогическую функции одновременно. Они разные, и для лучшего развития ребенка эти роли лучше разделить.
Во-вторых, при аутизме, например, усваивая определенный навык с мамой, ребенок не сможет генерализовать его, то есть начать применять в отсутствии мамы и в другой обстановке, если он не будет проводить достаточное количество времени без нее с другими людьми.
В-третьих, присутствие родителя на уроке сбивает с толку основного учителя, ведущего урок, который не может сориентироваться, кто находится вместе с ним в классе — коллега-педагог или родитель ученика? То же самое относится и к другим специалистам школьного коллектива — психологу, дефектологу.
В-четвертых, родительское тьюторство очень быстро приводит к «выгоранию» мамы или папы и как родителя и как педагога. Очень тяжело постоянно заниматься ребенком в режиме 24/7, родитель имеет право на собственную профессиональную и личностную самореализацию.
Ну и в-пятых, как уже говорилось, тьютор – это не просто нянька, это высококвалифицированный педагог, обладающий уникальными педагогическими компетенциями. Родители далеко не всегда соответствуют формальным квалификационным требованиям. И как правило, родителю предлагают работать тьютором бесплатно, что, безусловно, является и нарушением прав работника, фактически, если хотите, эксплуатацией труда человека, который находится в безвыходном положении.
Поэтому я бы не рекомендовала родителям соглашаться на тьюторство. Постарайтесь добиться сопровождения вашего ребенка специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, который станет при этом членом школьного педагогического коллектива и будет работать в команде с другими специалистами, обеспечивая ребенку необходимую комфортную среду для обучения.
Екатерина Мень: ПМПК путаются в функционале тьютора
– Хочу отметить, что в квесте по получению тьютора определенную роль играет то, что далеко не все понимают функционал этого работника. Более того, вообще часто забывают, что он работник – педагогический, а не социальный, например, и не медицинский.
Несколько лет назад был принят Профессиональный стандарт тьютора, в котором эта профессия достаточно подробно описана с точки зрения ее содержания и по навыкам, и по знаниям, и по компетенциям. Очевидно, что тьютор — это высококвалифицированный кадр.
Однако профстандарт — это всегда некая рамка профессии, это обобщенный портрет профессии, который должен уточняться для конкретной должностной позиции и конкретной среды сопровождения и наставничества.
В случае с тьюторством в инклюзивном образовании сегодня существует много возможностей для интерпретации. Да, возможно и вполне законно групповое тьюторство, если тьютор выступает наставником, методистом и разработчиком адаптированных образовательных стратегий для детей.
Если же речь идет о том, что тьютор выступает главным действующим лицом психолого-педагогической поддержки включения ребенка в общее образование, буквально ведет своего ученика из более изолированных условий обучения в более общие, то тут всегда требуется индивидуальный порядок. И дело здесь в том, что у каждого такого ученика темп и объем включения будет строго индивидуальный.
В той модели инклюзии, которую разработал, адаптировал под российские условия образования и внедрил Центр проблем аутизма, и которая сегодня наиболее востребована сообществом родителей детей с аутизмом (так называемая «модель ресурсного класса»), индивидуальное сопровождение приоритетно. При этом «групповое» тьюторство в этой же модели прекрасно используется, например, в формировании и проведении коммуникативных групп — специальной методике обучения учеников коммуникативным навыкам. Для детей с аутизмом – это как бы отдельный предмет, которого в обычной школьной программе нет, а необходимость в этом обучении очень острая.
Кроме того, обязательной составной частью квалификации тьютора в нашей модели является владение поведенческим подходом. Это общая методологическая база, на которой строится сопровождение, так как именно поведенческий подход обеспечивает максимальную индивидуализацию маршрута включения ученика.
Безусловным слабым звеном сегодня является сама правовая конструкция, на которой держится назначение тьютора.
С одной стороны, именно заключение ПМПК является наиболее убедительным основанием для школы, с другой стороны, ПМПК часто не может разобраться за непродолжительное время контакта с ребенком, какого типа тьюторство необходимо именно этому ученику в образовательной организации.
Нормативная база устроена таким образом, что лакун для интерпретаций, увы, не в пользу ученика очень много.
В идеале именно школа должна определять и необходимость тьютора, и содержание тьюторской поддержки – ведь ученик учится именно в там, а не в кабинете ПМПК.
Но здесь есть несколько проблем.
Во-первых, школы никак не стимулируются и не поддерживаются в части развития тьюторства, открытия дополнительных ставок для этих специалистов.
Во-вторых, школы сегодня так зарегламентированы, что боятся проявлять инициативу в этом направлении.
В-третьих, источников таких кадров с реальной квалификацией сегодня очень мало.
Часто при определении необходимости персонального сопровождения ПМПК путаются в функционале тьютора. Иногда вообще тьюторы понимаются как няньки или социальные ассистенты, не обучающие ребенка, а просто облегчающие его физическое присутствие в школе (отвести в туалет, переместить инвалидную коляску, проводить из кабинета в кабинет). Это, конечно, очень сильное искажение педагогической роли тьютора.
В нашей модели у тьютора очень четкий функционал, он обширный, но при этом очень конкретно определенный. В нашей программе повышения квалификации «Включи меня!» есть отдельная Школа тьютора, где очень четко и последовательно дается представление о функционале, роли, целевых показателях подлинного тьюторства. Без понимания этих вещей как родителями учеников с особыми образовательными потребностями, так и чиновниками из ПМПК, назначение тьютора по-прежнему будет очень субъективным, стихийным и избирательным.
Иллюстрации: Оксана Романова