Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Тюрьма на бумаге убережет от тюрьмы в жизни

Без лишнего правозащитного пафоса выставка должна пробудить личностный отклик внутри своих зрителей, заставить задуматься над собственным отношением к поставленным проблемам, совершить некую внутреннюю работу. Ведь не секрет, что многие подростки считают, что к успеху, богатству и власти можно прийти через воровство и игнорирование нравственных ограничений, а сами преступники зачастую приобретают ореол жертв несправедливой кары

25 февраля в помещении межрайонного центра «Дети улиц» ЮЗАО прошел семинар «Новые формы работы органов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних города Москвы». В семинаре приняли участие представители органов власти, неправительственных организаций, работники ФСИН и системы образования.


За знаниями – конечно, в библиотеку!
Своим опытом поделились сотрудники клинской городской библиотеки №2. Некоторое время назад они организовали круглый стол, за которым собрали представителей администрации города, инспекции ПДН, центра труда и занятости, управления по делам молодежи, комитета социальной защиты, и заключили с ними договор о сотрудничестве. А после этого, без какой бы то ни было финансовой помощи со стороны, библиотека стала регулярно проводить у себя лекции и выставки, направленные на то чтобы приобщить молодежь в возрасте от 14 до 27 к здоровому образу жизни, помочь с выбором будущей профессии, рассказать о правах и обязанностях молодого гражданина, о помощи, на которую вправе рассчитывать молодая семья (ведь у нас в стране система соцзащиты заявочная – пока сам не обратишься, никто тебе помогать не станет). Особое внимание уделяется предупреждению преступлений, для чего на базе библиотеки создана правовая школа «Знай закон смолоду». В этой школе желающим рассказывают об опасности наркомании, участия в сектах и экстремистских группировках. Причем если речь идет о наркомании, то демонстрируется фильм, приглашенный врач-нарколог рассказывает невеселую правду о жизни больных этим недугом, сотрудник УВД – об уголовной ответственности, которую они несут за преступление закона. Если тема занятия – секты, то приглашают священника и сотрудника инспекции ПДН. Детям рассказывают, как тяжело вытащить человека из секты и о преступлениях, которые совершают сектанты.

Слушателей приводят со всего города: центр занятости направляет своих подопечных за правовой консультацией, завучи приводят учеников, соцзащита направляет детей из неблагополучных семей. Такие дети особенно интересуются занятиями по построению будущей карьеры, материалами по борьбе с табакокурением и алкоголизмом, даже берут их домой, чтобы показать родителям. Ежегодно устраивается выставка-ярмарка учебных заведений района.

Выставка в папке
На семинаре была представлена выставка «Осторожно, тюрьма!», плод совместной работы правозащитников, психологов, криминологов, юристов, педагогов, соцработников и журналистов. Все участники семинара получили по экземпляру, потому что вся выставка вместе с методическим сопровождением умещается в одну небольшую папку. Выставка адресована прежде всего подросткам из «группы риска», балансирующим на грани между свободой и тюрьмой. Это 36 листов, предназначенных для расклеивания на стенах. Авторы считают, что показывать ее нужно в школах, в ПТУ и в инспекции по делам несовершеннолетних, а также во всех учреждениях, задействованных в системе профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Ведь молодым девушкам-лейтенантам, работающим в ПДН, часто даже нечем ни убедить, ни припугнуть малолетних преступников, потому что единственные методические материалы, имеющиеся в их распоряжении – непригодное к использованию наследие советских времен.


Первый и последний плакты выставки

К видеоматериалам прилагается книжечка методического сопровождения, в которой содержится небольшой опросник для посетителей (он легко вынимается из брошюры для удобства ксерокопирования) и примерные сценарии тематических тренингов, которые обязательно должны быть проведены после знакомства с выставкой. Такая работа необходима для того, чтобы выставка не произвела на своих зрителей эффекта, обратного желаемому – представления подростков, причинивших страдания другим людям, в качестве несчастных жертв. Без лишнего правозащитного пафоса выставка должна пробудить личностный отклик внутри своих зрителей, заставить задуматься над собственным отношением к поставленным проблемам, совершить некую внутреннюю работу. Ведь не секрет, что многие подростки считают, что к успеху, богатству и власти можно прийти через воровство и игнорирование нравственных ограничений, а сами преступники зачастую приобретают ореол жертв несправедливой кары. Формированию такой точки зрения способствуют фильмы и сериалы, герои которых легко преступают закон для достижения целей, а также выплеснувшаяся в массовое сознание тюремная субкультура, активно внедряемая и поддерживаемая СМИ.

Выставку рекомендуется размещать на небольшой срок, чтобы она не примелькалась и не превратилась в привычные фотообои. Она издана в ста бумажных экземплярах, а когда они закончатся, можно будет получить диск с макетами для распечатки. Проект «Осторожно, тюрьма!» был разработан Центром содействия реформе уголовного правосудия при участии воспитанников и сотрудников Можайской воспитательной колонии и МРЦ «Дети улиц» ЮЗАО. Желающие получить бесплатный экземпляр могут обращаться в центр Содействия по телефону (495) 621 09 15 или через сайт www.prison.org


Семья портит – колония исправляет?
На семинаре также выступили представители профильных государственных структур, работающих с подростками-правонарушителями.

Начальник можайской воспитательной колонии Сергей Попков выступил скорее оптимистично – все хорошо, работаем над вопросами по мере их поступления, проблем особых нет. По его мнению, корень малолетней преступности – прежде всего в обществе и семье. Воспитательная колония – лишь последняя инстанция в этой цепочке и не надо перекладывать на колонию всю ответственность за ребенка и всю работу по его исправлению. Ни одна колония не в состоянии его переделать, только немного скорректировать.

Инспектор Зоя Максимовна Баранова, Начальник подразделения по делам несовершеннолетних УВД по Юго-Западному округу, согласилась, что работать нужно прежде всего с семьей и школой – именно там начинается формирование личности человека. И пока ПДН на неблагополучные семьи повлиять не имеет практически никакой возможности – для этого нужен специальный орган, который бы занимался такой работой. Она также выразила сожаление по поводу снижения качества воспитательной работы в школах, которая раньше являлась важным элементом системы образования.


Пьянство vs бедность
Кандидат психологических наук, психолог Энгельсского центра психологии, и руководитель проектов социальной помощи детям группы риска в общественной организации «Социум» Римма Чиркина уверена, что подростки должны становиться не объектом профилактики, а ее субъектом. У любого человека есть удерживающие его механизмы, даже у самого прожженного рецидивиста есть опыт удержания себя от противоправных действий в ситуации, которая к этому подталкивает. Конечно, есть и факторы, которые запускают криминальное поведение. Но профилактика правонарушений через пресечение факторов риска нерезультативна – под каждую ситуацию «соломки не постелешь». Сложно изменить алкоголичку мать, которая подталкивает своих детей к совершению преступлений (хотя и здесь нас ждут свои открытия. Так, на вопрос о причинах подростковой преступности взрослые часто отвечают: «Не хватает денег», в то время как сами дети основным фактором называют потерю контроля над собой в состоянии алкогольного опьянения. Вот и получается, что бороться с преступностью надо не столько денежной помощью, сколько ограничением доступности алкоголя для несовершеннолетних).

Поэтому именно на факторы сдерживания необходимо направить основные усилия, если мы хотим изменить поведенческие установки человека. На вопрос «что тебя останавливало» было очень мало ответов. Всего девять факторов, которые удерживали людей от совершения преступления. На первом мест у криминально-пораженной группы молодых людей е оказался страх наказания. На втором – «значимый другой», то есть человек, ради которого стоит остановиться. Фактор морали оказался на последнем месте. В то же время у контрольной группы, их сверстников, находящихся вне группы риска, фактор морали был на одном из первых мест, и также лидировал фактор «значимого другого».


Покажи пример
Римма Вячеславовна рассказала, как организована работа в Германии. Эта страна признана одной из лидеров по внедрению ювенальных технологий – специальных форм работы с трудными подростками и подростками-правонарушителями. В Германии ребенка не сажают в тюрьму за не самые тяжелые преступления, а девочки в тюрьме вообще не сидят. Существует множество специальных учреждений, программ. «В итоге – статистика очень хорошая, только мигранты им картинку портят, особенно русскоязычные – отметила Римма Чиркина. – У них даже есть такое понятие «русский концерт», когда русскоязычные заключенные формируют отдельную субкультуру внутри тюрьмы».

Но даже эта идеальная система дает сбои. Вот история, рассказанная Чиркиной. Эмигрантская семья, уехала в Германию в поисках лучшей жизни. Старшая дочь учится и полностью адаптировалась, а мальчишка со своими друзьями начал воровать мотоциклы, они разбивали их и много чего еще – послужной список богатый. И его не сажали, не сажали, берегли права личности, не обнародовали, не «клеймили». «У нас бы его уже два раза посадили бы лет на шесть» – заметила рассказчица, а там, в соответствии с ювенальными принципами, маме с папой сказали, что и пороть нельзя – нарушение прав ребенка. Зато оштрафовали их на 2000 евро, когда он с двумя пацанами разукрасил школу граффити от первого до четвертого этажа. Изменилось его поведение только когда сестра взяла его к себе в детский лагерь, работать помощником вожатого. И там он оказался на своем месте.

«Из этой истории видно, что именно включение в другую, личностно значимую для человека деятельность может изменить установку на противоправное или другое деструктивное поведение. Сейчас у нас нет, как говорят психологи, личностной ситуации для изменения. А создавать эти ситуации мы могли бы на каждом из этапов пребывания ребенка: вот задело что-то за живое, прозвучали какие-то вопросы – обязательно нужно это подхватить и грамотно сопроводить. Если мы продемонстрируем заинтересованное, личностное отношение к его проблеме, то сможем «искушению тюрьмы», которое льется с телеэкранов, противопоставить совершенно другую позицию. И ребенок с этой другой личностной позицией обязательно согласится. Любой дефицит профессиональных навыков, можно покрыть за счет личности ведущего. Хороший наставник не говорит – делай так-то и так-то. Он просто живет, и своим примером показывает, как надо».

Кирилл МИЛОВИДОВ

См. также автореферат кандидатской работы Риммы Чиркиной, посвященный этой проблеме

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?