«…Сколько в течение всей жизни претерпеть человеку достанется разных болезней, неприятностей, искушений и бед? И если бы не Господь подкреплял его, то не только упал бы он духом, но, кажется, от многой печали, не доживши своего века, и умер бы…«, — так поучал преподобный Антоний Оптинский, который сам через всю жизнь пронес тяжкий крест болезни.
Нередко больной человек становится ближе к Богу, поэтому многие святые отцы считали болезни особым благоволением Господа. А зачастую болезнь не только является уроком для самого больного, но и заставляет о многом задуматься окружающих его людей.
— Когда я наравне с другими членами нашей общины во имя святителя и чудотворца Николая начала ухаживать за инвалидами, стала значительно реже жаловаться на жизнь, — рассказывает Светлана. — Малодушие — ныть из-за временных трудностей, когда видишь, какие мучения выпадают на долю некоторых людей, а они, несмотря на это, продолжают радоваться жизни.
Что значит «быть»
Многие из нас даже не задумываются о том, что значит быть инвалидом. Для нас за этим понятием кроется нечто абстрактное, поскольку инвалида нечасто можно встретить на улице. Порой они годами не покидают пределов своей квартиры, общаясь с окружающим миром только по телефону.
— У нас свой круг общения, — объяснила Валентина Ивановна, уже много лет страдающая рематоидным полиартритом. — Мы перезваниваемся, поддерживаем друг друга, советуемся по разным вопросам. Жаль только, что встретиться лично получается крайне редко. Мы с моей лучшей подругой двадцать лет общаемся по телефону, а лично не удалось увидеться ни разу. Походы в гости не для тех, кто не может передвигаться без инвалидного кресла…
Тем не менее, несмотря на болезнь, многие такие люди живут насыщенной духовной жизнью. И, конечно, у каждого есть любимые занятия — по мере способностей и возможностей — живопись, музыка, иностранные языки, чтение. Это украшает и обогащает их внутренний мир, но, к сожалению, редко помогает адаптироваться в мире внешнем.
— Моя подруга Наташа, несмотря на то что практически полностью парализована, рисует прекрасные картины. Я видела одну или две ее работы — она присылала их мне по Интернету, но я понимаю, что никогда не смогу побывать на ее персональной выставке, — привела пример Валентина Петровна.
Представьте себе ситуацию, когда человек, лишенный возможности самостоятельно передвигаться, может рассчитывать только на помощь близких родственников. А родственники — это чаще всего престарелые, не очень здоровые родители, которые даже в самом необходимом оказывают помощь с трудом. Да и весь наш быт, начиная с узких дверных проемов в стандартных квартирах и заканчивая отсутствием пандусов в многоквартирных домах, не приспособлен для удобства человека в инвалидной коляске. Поэтому не то что путешествия и светская жизнь, а даже обычная прогулка у подъезда неосуществима без посторонней помощи.
Вот и получается, что единственная надежда на нормальную жизнь для инвалида — это общение со здоровыми людьми. По сути, такая дружба для них становится путевкой в жизнь.
— Вот только здоровым людям мы не нужны, — призналась мне Инна, «коллега» Валентины Ивановны по диагнозу.
Кому нужны чужие тяготы?
Несмотря на безнадежный диагноз, Инна очень жизнерадостный человек, занимающий, как это модно говорить, „активную жизненную позицию«. Я сидел у нее в гостях, и она делилась со мной невеселыми наблюдениями.
— Мы же прекрасно понимаем, что здоровому человеку на нас страшно смотреть, — разоткровенничалась она. — Однажды я оказалась в больнице, где была единственным инвалидом. Там на меня все смотрели так, словно я инопланетянка. Это было очень тяжело. А одна женщина спросила меня: «Зачем вы лечитесь? На вашем месте — чем скорее умрете, тем лучше». И я понимаю, что так считают многие.
На мои возражения о том, что так считают далеко не все, Инна только усмехнулась.
— Я коммуникабельна, поэтому у меня достаточно широкий круг общения. Знаю, что есть хорошие, сердобольные люди, и это греет мне душу. А если инвалид менее общителен? Для него встретить такое отношение — трагедия, после которой он действительно замкнется и никогда никому не поверит.
Инна уверена, что общество не заинтересовано в инвалидах. Они не выгодны ни потенциальным работодателям, ни родственникам. Из-за этого их жизнь превращается в полосу препятствий, порой непреодолимых, как крутые ступени.
Умение болеть
— Мы в большинстве своем не умеем болеть, а потому и соболезновать другим не умеем, — считает настоятель церкви в честь похвалы Божией Матери священник Александр Михайлов.
Вот уже полтора месяца в Похвалинском храме каждую субботу служатся молебны «О болящих». Во время молебнов каждую неделю поочередно читаются акафисты святому великомученику и целителю Пантелеимону и иконе Божий Матери «Целительница».
Эти молебны призваны помочь болящим, а также их родственникам справиться с недугами, оказать им поддержку. Поэтому после каждого молебна отец Александр читает проповеди и проводит просветительские беседы для всех пришедших, независимо от того, пришли они впервые или посещают молебны каждую субботу.
— Любая болезнь — это всего лишь повод обратиться к Богу. Принести ему свою молитву и покаяние, — говорит отец Александр.— Современный человек не готов смиряться, а потому и не готов правильно воспринимать как свою болезнь, так и чужие несчастья. В результате, серьезно заболев, он отчаивается и не видит выхода. Ему плохо и страшно… Если бы он воспринимал болезнь только как Божию волю, она и переносилась бы гораздо легче…
К чему приводит смирение
У меня есть знакомая семья — супруги Вера и Миша. Они оба — инвалиды-колясочники. Несмотря на это, они научились полностью себя обслуживать, и живут вдвоем, обходясь без посторонней помощи. Вера как-то рассказала, что у них не остается времени даже на то, чтобы посмотреть телевизор, — так много сил отнимает домашнее хозяйство. И тем не менее они счастливы.
— Прикован ты к креслу или нет, а жить все равно хочется. Чем старше я становлюсь, тем четче это понимаю, — призналась Вера. — И еще одну истину я поняла: каким бы ты ни был, ты нужен этому миру и его Создателю.
Артемий АРАЦКИЙ
Фото автора
P.S. Молебны о болящих в Похвалинском храме проходят каждую субботу в 12 часов, после Божественной литургии. Адрес храма: ул. Заломова, д. 21а, телефон 430–13–28.