Православный портал о благотворительности

Ты, друг и Бог

Можно ли прожить без друзей? Как проверяются друзья? И что, вообще, такое дружба? Об этом мы спрашивали разных людей — от самых общительных до самых замкнутых. Наиболее интересные ответы мы публикуем


Христос, называя своих учеников друзьями («Вы — друзья Мои» (Ин. 15,14)), закрепляет непререкаемую ценность человеческой дружбы. Высшая степень дружбы между людьми — братство.
На илл.: изображение Тайной Вечери

Протоиерей Владислав СВЕШНИКОВ. Родился в Москве в 1937 году. Окончил ВГИК, киноведческое отделение. В 1976 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках. Доктор богословия, заведующий кафедрой нравственного богословия ПСТГУ

Иеромонах ИОНА (Займовский). Родился в Москве в 1964 году. Учился в Педагогическом институте, окончил семинарию и Московскую Духовную академию. Насельник Данилова монастыря, исполняет послушание библиотекаря. В настоящее время руководитель программы духовной, психологической и социальной реабилитации Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре

Виктор Владимирович РЖЕВСКИЙ. Родился в Москве в 1957 году. В 1978 году окончил актерское отделение школы-студии МХАТ, после окончания играл во МХАТе, Театре Советской Армии и «Современнике», снимался в кино. Потом ушел из актерской профессии, более 20 лет проработал в строительстве. Сейчас староста храма Трех Святителей на Кулишках

Олеся Александровна НИКОЛАЕВА. Поэт, прозаик, эссеист. Автор книг «Православие и свобода», «Современная культура и православие», романов «Инвалид детства», «Мене, текел, фарес» и др. Член Союза писателей. Доцент Литературного института им. Горького

Наталья ЗАГРЕБИНА. Родилась в Москве в 1966 году. В 1991 году окончила филфак МГУ. Работала в журнале «Литературная учеба», в издательстве Валаамского монастыря. Замужем. В настоящее время растит четырех детей


Удивительный пример дружбы между Давидом и Ионафаном, сыном Саула, дает Святое Писание: «Душа Ионафана прилепилась к душе его и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар.18, 1)


Виктор РЖЕВСКИЙ:
—У меня был друг, которого я недавно похоронил. На его похороны пришло огромное количество народа, причем люди совершенно разных рангов, от дворников до замминистра. Он был очень скромным, незаметным человеком, но в жизни и в сердце каждого из пришедших занимал огромное место, поэтому они пришли его провожать. Это говорит о том, что он умел дружить.
Если ты человека впустил в свое сердце и он это ощущает — то даже если ты будешь говорить ему нелицеприятные вещи, он услышит тебя и поймет, что ты не просто его осуждаешь, а искренне переживаешь за него. Мне кажется, что дружба — это земное проявление любви, которая будет между людьми в Царстве Небесном.
Часто люди дружат, потому что связаны конкретным делом, например бизнесом, такие отношения только похожи на дружбу. Их цель конечна, и когда она достигнута — дружба может закончиться. Но бывает дружба иная. Друг для христианина, как мне кажется, это ближний, с которым он хочет из этой временной жизни перейти в вечность и вместе быть на трапезе со Христом.
Мы ищем чего-то для себя, а нужно научиться себя друзьям отдавать и не желать за это благодарности. Надо уметь прощать и проявлять терпение, потому что, если ты имеешь большие претензии к человеку, непосильные для него, он станет тебя чураться и сторониться. Отсутствие дружбы, состояние ссоры — это, мне кажется, ад при жизни.
Я думаю, дружба со временем должна переходить в другое качество. Не- обязательно, чтобы с другом тебя связывали годы совместной жизни. Друг может появиться в любой день. Бывает, встречаешь человека, которого раньше совсем не знал, и, пообщавшись с ним совсем немного, понимаешь, что это очень близкий тебе человек.
Дружба, наверное, и есть в какой-то степени объединение во Христе, потому что впустить другого человека в сердце мы можем только через Бога, никак иначе. В дружбе всегда присутствует третий — ты, друг и Бог.


Дружба — образ должного отношения человека к ближнему. Такое отношение невозможно без самоограничения, жертвы и подвига. Христос показал людям образ подлинной любви, умыв ноги своим ученикам, и заповедал им поступать так же


Олеся НИКОЛАЕВА:
— Прожить без друзей? Я думаю, это очень страшно. Эта ситуация близка к опыту ада, потому что в аду, наверное, человек испытывает ужас абсолютного отчуждения, внутренней изоляции, полного отсутствия любви. Бывает, конечно, что Господь ставит человека в особые трудные обстоятельства. Но ведь известно, что и в тюрьме, и в лагере человек склонен сострадать и помогать ближнему, любить его. Проблема отсутствия друзей не внешняя («Не с кем дружить!», «Некого любить!», «Никто здесь меня не достоин!»), а внутренняя. Дружба — образ должного отношения человека к ближнему. Эта любовь невозможна без самоограничения, без жертвы и подвига.
Христос, называя своих учеников друзьями («Вы — друзья Мои» (Ин. 15, 14)), закрепляет непререкаемую ценность человеческой дружбы. В Евангелии упоминается, что, когда умер Лазарь, друг Христа, которого потом Господь воскрешает, «Христос прослезился» (см. Ин. 11, 35). Замечательные картины дружбы нам даны в Ветхом Завете, прежде всего — это дружба Ионафана, сына Саула, с Давидом: «…душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар. 18, 1). Но бывают, конечно, и такие друзья, вроде трех друзей Иова Многострадального…
В дружбе есть какой-то иррациональный момент: не всегда дружат люди, у которых есть общие интересы и даже общие жизненные ценности. Это ведь удивительная вещь — как друзья избирают друг друга? За что, почему они вдруг начинают друг друга любить? Зачем моему «Я» так необходимо это другое «ТЫ»? Почему порой именно через это «ТЫ» человеку открывается радость и Царствие Божие?
У меня есть друзья, с которыми я могу не видеться годами, но, оказывается, не это важно. Например, у меня есть друзья, которые живут в Грузии, мы с ними не виделись лет десять, а когда встретились — та же любовь, то же чувство внутреннего родства, та же радость…
Мы с мужем, отцом Владимиром Вигилянским, однажды были свидетелями замечательной встречи митрополита Антония Сурожского и владыки Иоанна Снычева. Владыка Антоний приезжал в Россию в 1990 году на Архиерейский собор, и мы пришли к нему в гости — он останавливался в гостинице «Украина». И вот когда мы были у него, одновременно к нему пришел владыка Иоанн — они были давними друзьями. Было очень трогательно видеть, как два этих маститых архиерея — а ведь они были очень авторитетные, значимые люди в Православной Церкви — общаются: они называли друг друга — «владыченька», шутили, даже подтрунивали друг над другом, но так, как это делают близкие друзья, с любовью, с огромным доверием друг к другу…
Конечно, если ты не священник, защищенный сугубою благодатью таинства, то тебе выслушивать откровенности другого человека, фактически его исповедь, бывает очень тяжело. Но если твой ближний, раскрывающий перед тобой сердце, действительно чувствует при этом облегчение, успокоение, и ты, выслушивая его, помогаешь ему распутать кое-какие психологические узлы и, быть может, приготовиться к настоящей, церковной исповеди, то нужно потерпеть, пройти с ним это поприще. Апостол Павел об этом сказал: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2). И если твой друг оказался в тяжелый ситуации: или в больнице его нужно навещать, или деньгами помочь, или какие-то сложности взять на себя, — значит, свои собственные дела нужно отодвинуть, пожертвовать чем-то своим. Иногда не хочется, но вот в этом-то и состоит испытание.
Уменьшается ли количество друзей с годами? Уменьшается, потому что друзья умирают… И с ними умирает какая-то часть жизни. Но за них молишься, и таким образом продолжаешь с ними общаться. Уменьшается еще и потому, что сокращается время на продолжительность жизненных историй, которые стоят за каждой дружбой — ведь за каждой дружбой стоит удивительный сюжет о том, как Господь сводит людей. И, наверное, в любого человека, который появляется в нашей жизни, мы должны всматриваться — мне кажется, каждый человек нам послан, чтобы мы его полюбили, чтобы мы чему-то от него научились. Там, где есть дружба — неподалеку Господь.


«Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой»,— говорила Марфа Христу, когда умер Лазарь. Подлинная дружба не ограничивается земными категориями — временем, пространством, простой человеческой памятью. Господь воскрешает Лазаря, любовь «никогда не перестает»

Читать дальше


Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version