Мы уже можем стать неким центром – как ресурсным, так и волонтерским, – говорит президент фонда «София» Ольга Глухова Ольга Глухова. – Были бы желающие чем-то помогать».
Только вот даже в обеспеченной Москве желающих помогать меньше, чем тех, кто в их помощи нуждается. В мире, где основополагающим принципом становится «побольше заработать – повеселей потратить», не до доброты и милосердия… Или все-таки это не так?
В 2008 году фонд получил статус межрегионального.
Берите все, что нам не гоже?
«Мне кажется, – говорит Глухова, – Москва настолько состоятельна, настолько хорошо обеспечена, здесь столько вещей остается, что она может одеть всю Россию, если правильно все организовать». Проект корпоративного сбора одежды, разработанный фондом, помогает сотрудникам коммерческих организаций, начав с малого, приобщиться к благотворительности.
Сотрудники фирмы или предприятия сами собирают вещи для какого-то социального учреждения, как правило, находящегося не в столице, а затем самостоятельно организуют транспортировку пожертвования. В редких случаях фонд помогает с доставкой, но в основном выступает, как посредник, который помогает в выборе учреждения и всегда готов помочь советом начинающим благотворителям.
– Мы надеемся, что благодаря этим акциям, между коммерческой организацией, сотрудники которой участвуют в них, и социальным учреждением завяжется доброе знакомство, которое в результате может вылиться в шефские отношения, и, возможно, в будущем эта компания сможет помочь не только одеждой, но и чем-то более значимым, – говорит Ольга Глухова.
– При этом важно, чтобы все ответственно относились к сбору вещей и собирали только добротные вещи, без дыр и пятен. У нас был случай, когда одна организация собрала вещи, а мы не стали проверять, доверившись их утверждению, что одежда вся хорошая. Отвезли все это в Калужскую область, в село. А нам после позвонили оттуда и сказали, что сожгли 90% привезенного…
Конечно, это случай единичный, скорее даже исключение, но заставляет задуматься. Фонд старается не допускать подобного впредь, но здесь многое зависит от самих жертвователей и их отношения. Например, недавно был очень приятный момент: при проверке одежды, собранной сотрудниками филиала одного крупного зарубежного банка, Ольга видела на всех вещах бирки после химчистки.
Помимо сбора одежды у многих фирм есть и другие возможности помогать. Довольно часто остаются какие-то излишки, не востребованные покупателями. А ведь они могли бы быть кому-то так необходимы!
Зря порой считают, что директора крупных корпораций и маленьких семейных фирм никогда об этом не задумываются. Другое дело, что все здесь не так просто. Чтобы передать партию какого-то своего товара нуждающимся, надо повозиться с документами. А у руководителей, понятное дело, времени на это нет. И вот тут большое значение имеют благотворительные фонды. Ольга Глухова рассказывает:
– Некоторое время назад на нас вышли несколько компаний с предложением распределить крупные излишки товаров, которые они производят. Мы взялись, и распределили среди подопечных средства ухода за обувью, а также моющие средства – гель для душа, пену для ванн и дезодоранты. И мы поняли, что можем работать, как ресурсный центр. У нас есть большая база наших подопечных, создана система отчетности, система распределения, договоров, контроля с подключением епархиальных отделов по благотворительности и местных органов власти. Мы уверены, что можем помочь распределить любое количество гуманитарной помощи, тем более что у нас есть складские помещения в Московской и Калужской областях.
Владелица одной из московских фирм сама на своей машине привозит йогурты. В фонд она сдает их по одной накладной, а вот когда сотрудники начинают распределять их по многодетным семьям, бумажек становится уже гораздо больше.
– Но это же и есть наша работа, – улыбается Ольга Герасимовна. – И мы видим, сколько пользы это приносит людям, которые, к сожалению, не могут себе позволить хорошие продукты питания из-за малого количества денег.
Случаев, чтобы какая-то фирма пыталась «сбагрить» просроченный товар в практике фонда пока не было. Во-первых, у фонда строгие требования к каждому продукту – как пищевому, так и не пищевому. А во-вторых, компании делают это совершенно с иной мотивацией, поясняет Глухова:
-– Я думаю, что творить добро – это свойственно душе каждого человека, и поэтому любой руководитель хотел бы это делать, может быть, не всегда есть возможность. А когда у компании такие возможности появляются, к примеру, образуется излишек товаров, который в данный момент не нашел потребителя, или компания проводит ребрендинг своей продукции, и какой-то товар – хороший, с длительным сроком хранения – уже им менее интересен, фирма набирает новые обороты. А для нас не так важно, как оформлен товар, для нас важно, что наши многодетные малообеспеченные семьи, сиротские учреждения и другие наши подопечные все это берут с большой радостью.
Но ведь в стране и мире финансовый кризис? До благотворительности ли компаниям сейчас? Ольга Глухова пожимает плечами:
– Самое удивительное, что мы пока не замечаем. Понятно, что если компания выделяет деньги, то их взносы будут меньше, но поскольку мы принимаем товарную продукцию, то пока кризиса не чувствуем, и надеемся, что так и не почувствуем.
Несколько лет назад МБОФ «София» пытался обращаться в разные компании с предложением поучаствовать в благотворительных проектах. Но тогда этот опыт оказался неудачным, все отказывались. Сегодня компании сами выходят на фонд с предложениями:
– Может быть, мы стали более известными, – размышляет Ольга, – может быть, времена меняются…
Каким бывает корпоратив?
Но одно дело, когда желание сделать доброе дело у начальника касается его самого, и совсем другое – когда он решает вовлечь в благотворительность своих сотрудников. А ведь именно так представляется корпоративное волонтерство. Руководитель выбирает рабочий день и отправляет своих подчиненных с 9 утра до 6 вечера – все, как положено – заниматься добрыми делами в какое-то социальное учреждение – дом престарелых или детский дом, например.
«Обязаловка» не может быть доброй? Но почему же?
– По нашему опыту, – а у нас уже было около пяти или семи акций корпоративного волонтерства, – приезжают люди активные, жизнерадостные, и они с удовольствием этим занимаются. После того, как они поработают на территории дома престарелых: уберут, посадят деревья, покрасят скамейки, – они еще и дают концерты, и чай пьют с ветеранами. То есть, даже если это изначально только добрая воля руководителя, все равно, как мы видим, сотрудники с радостью принимают участие. Хотя, в данном случае не может быть ожиданий, что они будут это делать каждую неделю. Есть договоренность, что это будет повторяться хотя бы раз в год.
Может быть, пропущенный рабочий день – это и не очень выгодно для компании, но зато, согласно результатам исследований, проведенным на западе, где опыт корпоративного волонтерства широко распространен, тот, кто активно проявляет себя в добровольчестве, пусть даже в обязательные дни-часы, быстрее растет профессионально. И, наверное, именно поэтому в рамках тренингов личностного роста последний этап – это социальный проект, реализовать который также может помочь фонд «София». Для кого сделать доброе и важное дело, они всегда найдут. Но все-таки, для кого же тогда это дело важнее – для подопечных или для сотрудников фирмы, пытающихся выделиться перед начальством, или для участников тренинга, пытающихся сдать экзамены?
– Не знаю, – вздыхает Ольга Герасимовна, – конечно, подопечным это важно, с какой мотивацией приходит человек, и лучше, чтобы он пришел от души. Но даже такие один раз приходящие волонтеры, они же тоже чему-то учатся. Я верю, что если человек делает доброе дело, пусть даже не совсем искренне, он видит, что его труд значит, он видит других людей, которые находятся в трудной ситуации, и в нем происходит какая-то внутренняя работа. И этот опыт, может быть, позже прорастет. Надо пробовать, любой добрый поступок может тренироваться.
Так группа по проекту для тренинга личностного роста работала в доме престарелых в городе Дрезна Московской области год назад. И до сих пор раз в месяц они обязательно бывают там. Говорят: «а мы уже с бабушками подружились». Сейчас договорились, что в конце апреля вместе поедем к ним поздравлять с праздниками.
– Просто иногда человеку трудно начать заниматься благотворительностью, трудно стать волонтером. Нам часто звонят и спрашивают, какие для этого нужны особые качества, потому что люди размышляют, готовы они или нет. А корпоративное волонтерство дает возможность узнать, как это происходит, и увидеть, как счастливы дети в интернате, когда к ним приезжают гости, как старики ценят это общение. И тогда человек уже понимает, что он тоже может быть волонтером. И по программе индивидуального волонтерства он может выбрать удобный для себя день, чтобы кому-то принести радость.
Но все-таки, когда вокруг такой яркий мир, полный удовольствий и развлечений, и когда есть средства, чтобы получить все земные блага, будет ли человек заниматься с какими-то старыми бабушками, а если и будет, что это для него – очередной жизненный аттракцион, бегство от тоски и скуки вседостижимости? Наверное, все-таки и правда у любого человека где-то в глубине души есть потребность делать добрые дела. Кто-то ее находит, раскапывает среди всего остального и вытаскивает наружу:
– К нам приходят и те, – говорит Ольга Глухова, – кто обладает широкими возможностями с наслаждением и в развлечениях провести свое время, но почему-то они выбирают именно еженедельную работу в доме престарелых или в детском доме. Очень многие приезжают на «джипах», но они не выходят из них с выражением лица: ага, ну, хорошо, что я не такой. Они приходят искренне, и когда переодеваются в халаты, в них нет ни капли высокомерия, это самые милые и добрые люди.
Простой хороший человек
«Ну, а я-то, я-то, чем могу помочь, когда собираются владельцы фирм и топ-менеджеры компаний, в чем будет моя помощь?» Думаете, для простого человека дела не найдется?
– В нашем проекте «Цена одежды – спасибо» может поучаствовать любой, кто готов привести одежду в порядок, а затем еще и доставить ее к нам на пункт сбора, – говорит Ольга Глухова. – Если человек на самом деле хочет какой-то дар сделать нуждающимся, хочет внести свою лепту в благотворительную деятельность, я думаю, это не покажется очень сложным, и человек это сделает.
В общем-то, правда, не очень сложно покопаться в шкафу или в чулане, отобрать не заношенные, без дыр и пятен вещи, постирать их, погладить – мятые вещи гораздо меньше привлекают внимание своих потенциальных хозяев. Желательно, чтобы вещи были по сезону – у фонда нет возможности хранить много вещей долгое время, и надо, чтобы они сразу попадали людям в руки.
Любой нуждающийся может прийти в пункт выдачи одежды МБОФ «София» во вторник с 15.00 до 17.00 часов, чтобы выбрать себе что-то по потребности, по размеру и по вкусу. Правда, выбор не всегда бывает. «Дело в том, – говорит Ольга, – что существует очень острая нехватка мужской одежды, ее гораздо меньше приносят. Потому что мужчины – они не такие модники, они дольше носят, они снашивают, что называется, до дыр. И еще очень востребована мальчуковая одежда, потому что и в детских домах у нас больше мальчиков, да и подростковая одежда часто нужна многодетным семьям. Они приходят, а мы практически ничего не можем им предложить…Спрашивают обувь, куртки, постельное белье, мужское нижнее белье, какие-то удобные теплые вещи – футболки, свитера. Для наших подопечных важно, чтобы одежда была не какая-нибудь модная, а удобная, поскольку многие из них люди немолодые, или же она им нужна для каких-то работ, просто для жизни, а не для того, чтобы ходить в офис».
Хотя практически любая вещь, если вещь на самом деле приведена в достойный вид, обязательно найдет своего нового хозяина.
– Один раз позвонила девушка и сказала: «У меня очень дорогие костюмы для работы в офисе. Но я бросила курить и поправилась на несколько размеров. И поэтому я хочу свои деловые костюмы очень высокого качества предоставить для выпускниц институтов или колледжей, чтобы они ходили на собеседования, а потом и на работу в красивой одежде». И мы нашли среди многодетных семей несколько таких молодых девочек, которым именно это было нужно.
***
Вы человек скромный, и наряды меняете не слишком часто. Так может быть, у вас есть книги? Хорошие православные книги, которые помогают в тяжелые минуты жизни – можно просто перелистать странички, пусть даже очень и очень знакомые, со много раз пройденными строчками… Есть такие? А вот у обитателей одного из московских пансионатов для ветеранов труда таких книг мало. У них и дом-то какой-то не совсем родной – дом престарелых. И радости у них в этом доме не так много. Да еще и неоткуда черпать душевные силы. Нет, все вроде бы неплохо – и уход и забота есть, и домовый храм, в котором два раза в неделю проходят службы, и волонтеры приходят, и даже собрана хорошая библиотека классической литературы. «Но нам кажется важным, – говорит Ольга Глухова, – чтобы была и православная библиотека. Тем более что у части проживающих там есть живой интерес к этому. К тому же это в некотором смысле миссионерская деятельность, на которую у нас есть благословение. Надо сказать, что многие проживающие там – это люди с таким серьезным коммунистическим прошлым – они еще не пришли к вере; и мы надеемся, что это начинание сможет им помочь».
Пока что собрано не очень много книг. Ольга Глухова пожимает плечами: ну, как сказать, какие именно книги нужны?
– Жития святых, комментарии к Библии, наставления святых отцов… Каждый из нас знает, какая литература необходима ему для поддержания духа, духовного развития. То же нужно и нашим подопечным.
Идею в пансионате поддерживают. Нина Ивановна – колясочница. Она уже решила, что возьмет на себя обязанности библиотекаря – будет приезжать в выделенное помещение, следить за всем, распределять книги.
А в дальнейшем, как рассчитывают в фонде «София», библиотека превратится в православный клуб. Телевизор уже есть, в ближайшее время будет передан видеоплеер, чтобы у постояльцев пансионата была возможность смотреть добрые документальные и художественные фильмы православного характера. «А позже, когда все организационные моменты останутся позади, – говорит Ольга Глухова, – мы планируем приглашать туда на выступления православных бардов. Так что, добро пожаловать!». А пока можно просто поделиться книгой. И не забыть при этом, что книга – это подарок, а значит, она должна быть в хорошем состоянии.
Если вы можете и хотите поучаствовать в каком-то из проектов благотворительного фонда «София», то полезную информацию можно найти на сайте фонда http://www.sofiafond.ru/ С вопросами и предложениями вы можете обратиться по телефону фонда:
8-499-140-03-34
Или же напрямую к Ольге Глуховой:
8-916-521-46-42.
Адрес пункта приема одежды МБОФ «София»:
Москва, ул. Ярцевская, д.21, здание кинотеатра «Брест», магазин «ЦентрОбувь. Прием одежды ведется в часы работы магазина ежедневно с 10.00 до 21.00. Когда в пункте нет сотрудников фонда, вещи принимают работники магазина.
Тел. 8-916-3619915
Ккниги для православной библиотеки можно приносить в офис фонда «София» по адресу:
Москва, м. Молодежная, ул.Ярцевская, д.25а. Офис находится в торговом центре «Трамплин». Время необходимо согласовывать с сотрудниками фонда по
тел. 8-499-140-03-34, 8-9163619915
или
8-9165214642.