Православный портал о благотворительности

Тутта Ларсен: «Человек – это самая интересная тема на свете». Секреты успешного интервью

Публикуем полную запись шестой лекции для журналистов, которая прошла в рамках проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд».

Фото: Александр Мамаев/ТАСС

2 ноября 2021 года прошло очередное мероприятие проекта «Православная социальная журналистика. Молодой взгляд». Лекцию на тему «Секреты успешного интервью» провела теле- и радиоведущая Тутта Ларсен (Татьяна Романенко).

В ходе встречи, которая проходила в формате открытого интервью при участии корреспондента портала «Милосердие.ru» Елены Симанковой, Тутта рассказала о своем опыте интервьюера в программе «Вера в большом городе», поделилась воспоминаниями о сотрудничестве с различными музыкальными и информационными каналами и особенностях работы в прямом эфире, раскрыла свои личные профессиональные находки и лайфхаки.

Для вашего удобства мы подготовили основные тезисы лекции в формате тайм-лайна.

0.24 – Представление спикера.

02.27 – Что самое главное об интервью должен знать и понимать журналист? Каким должен быть интервьюер. Все просто, но не просто: сколько журналистов, столько и мнений, потому что люди преследуют разные цели, когда берут интервью. Тутта: «Для меня общение с человеком во время интервью – это бесконечный источник самопознания и обучения. Человек – это самая интересная тема на свете». Главная задача – человека не подловить, а раскрыть, чтобы он в беседе стал самим собой.

05.05 – Кого во время интервью удалось раскрыть? Раскрываются около 80% интервьюируемых, особенно когда речь идет о знаменитостях. Если не задавать звезде «типичные» вопросы, на которые он привык отвечать, может получиться интересное интервью. Больше жизни!

07.10 – Как быть с «проблемным» героем, который не хочет разговаривать. Сложные кейсы интервью со знаменитостями. «Мне приходилось частенько выкручиваться из самых неприятных ситуаций». Чему научила работа на MTV.

17.11– Как готовиться к интервью? Насколько важно посмотреть и перечитать более ранние интервью героя? «Ты должен знать своего героя настолько хорошо, чтобы при разговоре смотреть ему в глаза, а не в бумажку». Не подглядывайте в блокнотик все время! Слушайте и старайтесь зацепиться за то, что говорит человек! Баланс между заранее приготовленными вопросами и живым общением.

19.27 – «Я смотрю не больше 2-3 интервью человека». Как найти в этих материалах реперные точки и, опираясь на них, составить интересные вопросы.

21.42 – Самое важное – чтобы человек был тебе интересен. В каждом есть искра Божья и что-то крайне любопытное, за что можно зацепиться.

22.06 – Можно ли брать интервью без контакта «глаза в глаза»? Как выйти из этой ситуации.

23.34 – Где и как надо собирать информацию о своем герое? Стоит ли составить для себя его образ перед интервью?

24.52 – О сезоне «Веры в большом городе», посвященном благотворительности. Как герои из благотворительного сектора смогли удивить Тутту Ларсен.

27.16 – «Хорошее интервью – это интервью, после которого что-то во мне меняется».

28.30 – Кто из «Веры в большом городе» перевернул представление о себе. Интервью о вере с певцом Владом Топаловым. Интервью с братьями Зинковскими. Интервью с Фредерикой де Грааф. Интервью с Еленой Грачевой из фонда «AdVita». Интервью с Марией Львовой-Беловой. «Я люблю всех своих героев».

33.10 – Вопросы зрителей. Бывает ли, что пиарщик звезды навязывает вопросы, и что делать в этой ситуации?

34.40 – Любые ситуации, которые возникают в работе, это тренажер. Это монетка в вашу профессиональную копилку. Экстремальная ситуация на Пасхальном марафоне.

37.02 – Вопросы зрителей. Бывали ли во время интервью конфликты с героем, и как выходить из таких ситуаций? Примеры интервью, которые не удались. «Не бывает работы без брака! Иногда дело не в тебе». Об эфире с Владимиром Познером, который не удался.

44.49 – О ночном эфире на радио Maximum, во время которого поломалось все, и пришлось срочно выкручиваться.

48.40 – Бывает, что у героя есть «сложные» темы, на которые он может быть не готов говорить. Нужно ли уточнять это заранее? Как быть этичным по отношению к своему герою? Разные стратегии общения с героем. Можно припереть к стенке, а можно бережно попросить о диалоге.

51.47 – Если человек зажат, как его разговорить? Человек всегда приходит немного зажатым, надо человека максимально «заземлить» и начать с какой-то максимально понятной для человека и бытовой, привычной для него вещи. Как удалось разговорить рэпера Басту. Начинайте с общечеловеческого, понятного и неожиданного. И увидите, как человек расслабляется.

56.11– Как быть, если герой не симпатичен или стоит на противоположных от интервьюера позициях.

58.20 – Неси ответственность за свое интервью. Об интервью с маньяком и позиции интервьюера. «Если ты взял на себя смелость взять интервью у нелюдя, ты должен понимать, что это как инфекция».

59.46 – Выбор между хайпом и этикой. Есть ли самоцензура? Тутта: «Это вопрос совести». О программе на канале MTV, которую осудил духовник. Есть личные принципы, против которых не стоит идти.

1.03.45 – Интервью о вере и духовности – какие задачи здесь может ставить себе журналист? От радио «Вера» к «Вере в большом городе». «В таких интервью я всегда говорю о том, что волнует меня лично». Интервью на духовные темы со священниками – как исповедь. Самое крутое в профессии интервьюера – иметь возможность воспользоваться служебным положением и пообщаться на темы, которые тебе интересны.

1.09.07 – «Интервьюировать по-настоящему духовных людей очень трудно». Интервьюер в таком случае стоит ниже своего героя, это урок смирения. В этом случае со стороны интервьюера это исповедь, а со стороны героя – проповедь.

1.11.11 – Как о Боге рассказывать интересно? Это должно быть в первую очередь интересно тебе. Если ты сам этим горишь, ты зажигаешь других.

1.13.40 – Как понять, что интервью состоялось? «Для меня это часть профессиональной интуиции». Ты просто знаешь, когда поставить точку. Это не просто пройтись по всем темам, но и внутреннее ощущение закрытого процесса, выполненной задачи. Ты можешь задать все вопросы, а внутреннего удовлетворения не получить. И тогда формально интервью состоялось, а на самом деле ты удовольствия не получил. Это ощущение, что тебя подпитали эмоционально и энергетически. Когда интервью хорошее, ты всегда заканчиваешь его на подъеме».

1.16.28 – Вопросы зрителей. Важно ли современному журналисту вести блог, и если да, то что это дает?

1.19.51 – Вопросы зрителей. Так же ли важен последний вопрос в интервью, как и первый? «В одной из своих программ я спрашивала людей, счастливы ли они, и ответы были очень разные».

1.21.57 – Не задавайте вопросы, которые задают все, или задайте их как-то иначе. Например: «Не спрашивайте, откуда появился псевдоним Тутта Ларсен, лучше просите, читала ли я детям сказку, из которой взяла этот псевдоним».

1.23.33 – Вопросы зрителей. Пересматриваете ли вы свои старые интервью, и нужно ли это делать, чтобы разбирать свои ошибки?

1.25.02 – Вопросы зрителей. Можно ли иногда задавать «глупые вопросы»? Самый глупый вопрос в интервью с популярной британской группой East-17.

1.29.14 – Кто из известных интервьюеров может быть образцом для подражания?

1.33.32 – Вопросы зрителей. Как коллеги с MTV относятся к тому, что вы воцерковились?

1.33.57 – Вопросы зрителей. По итогам съемок сезона «Веры в большом городе» о благотворительности какое впечатление вы составили о благотворительном секторе. «Конец света не наступит, пока такие люди есть».

1.35.30 – Вопрос зрителей. Не кажется ли вам, что люди из благотворительности перехвалены. Что вы думаете об опасности популярности?

1.38.31 – Вопрос зрителей. Что делать, если героя интервью не удается сбить с «заезженной пластинки».

1.40.30 – Вопрос зрителей. Если герой сразу резко негативно настроен к интервьюеру, что можно сделать? Личный опыт. Снимите забрало и выступайте открыто.

1.42.07- Вопрос зрителей. Как вам удавалось отказаться в работе от того, что противоречит вашим убеждениям и вере? Кажите: я могу сделать любой другой материал, но в этом задании я не буду эффективен, потому что это противоречит моей совести.

1.45.15 – Вопрос зрителей. Бывает, что с одним человеком журналист делает в разное время несколько интервью. Может показаться, что он своего героя уже знает и досконально изучил. Как себя перенастроить, чтобы посмотреть на человека под другим углом?

1.47.34 – С кем из героев своих интервью Тутта хотела бы побеседовать еще раз.

1.51.31 – Вопросы зрителей. Как научиться интервьюеру работать в кадре, если до этого он работал только в печатной журналистике? Важен ли для телевидения монтаж, и стоит ли после съемок перестраивать беседу?

1.53.00 – Вопросы зрителей. Как разговаривать с молодежной аудиторией?

1.58.31 – Вопросы зрителей. Ваше жизненное кредо?

2.00.47 – Вопросы зрителей. Часто герои показывают себя с лучшей стороны, например, демонстрируют картины семейного счастья. А потом вдруг, после данного интервью – разводятся. Насколько люди правдивы, когда они себя показывают на интервью? И как бы интервьюеру не обольститься и показать их настоящими, а не улучшенной версией себя? «Часто люди лгут себе даже больше, чем журналисту».

2.07.46 – Вопросы зрителей. В тандеме интервьюер и интервьюируемый насколько журналист в праве проявить свою личность, говорить о себе, о своем опыте, чувствах, эмоциях. «Я всегда говорю о себе, для меня это условие искреннего разговора». На каких интервью Тутта плакала.

2.11.00 – Вопросы зрителей. Если говорить в интервью о христианской вере, то какие особенности и сложности нашего времени вы бы назвали?

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version