В Москве, на время первых дней Великого поста по православному календарю и последних дней перед Пасхой по календарю западной церкви, в помещении Христианского культурного центра «Встреча», выставлена полноразмерная копия Туринской Плащаницы.
В мире существует не более двух десятков полноразмерных копий Туринской плащаницы. Одна из них была подарена Российскому центру Туринской Плащаницы в 1997 году американским ученым Джоном Джексоном и была выставлена в Сретенском монастыре. По словам устроителей выставки, в монастыре эта копия вот уже более двух лет не доступна. По этому по инициативе Молодежного христианского клуба «Осанна» и частных лиц, владеющих еще одной копией этой реликвии, у всех появилась возможность увидеть точную копию четырехметрового полотна, которое по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул Тело Иисуса Христа после Его крестных страданий и смерти. На Плащанице отпечатались лик и тело Иисуса, и она стала одной из важнейших реликвий христианства.
До разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году (IV крестовый поход) Плащаница хранилась в храме святой Софии и выставлялась для поклонения на Страстной неделе и каждую пятницу. Сейчас Туринская Плащаница хранится в специальном ковчеге в соборе святого Иоанн Крестителя в Турине и открывается для обозрения паломников раз в четверть века. В последний раз это произошло летом юбилейного 2000 года. Тогда ее успели увидеть более миллиона человек. Следующий раз Плащаницу предполагается выставить в 2025-м году.
А.В. Беляков, директор Российского центра по изучению Плащаницы при Сретенском монастыре
И.К. Языкова, декан кафедры искусствоведения Библейского Богословского института святого апостола Андрея, рассказывает о том, как изображение на Плащанице повлияло на иконографию Господа Иисуса Христа
На заднем плане на стене – полноразмерная копия Туринской Плащаницы
Иконография Спасителя соответствует изображению на Плащанице
Так древние иудеи хоронили покойных. Порядок связывания был строго определен, так же как и материал, в котором не должно было быть волокон животного происхождения. Например не должно было быть шерсти |
«Гроб пуст? Пелены лежат». Акварельные рисунки. После положения во гроб (слева). Утро воскресения (справа).
Изумление апостола Иоанна при входе в пещеру вызвано не просто тем, что пелены были пустые, а тем, что они были не развязаны и пустые. Вот что утвердило апостолов в вере.
В мае 1931 года Плащаница была сфотографирована Джузеппе Энрие. Самый впечатляющий снимок – снимок лица, которое Джузеппе Энрие смог сделать не через защитное стекло, а непосредственно и в натуральную величину.
Одно из первых исследований Плащаницы
Следы пыльцы цветов на Плащанице, как марки на конверте — сегодня рассказывают ученым истории странствий святыни.
Следы крови на Плащанице, как искусные криминалисты — сегодня могут рассказать историю мученичества за человечество Сына Божия: ноги Спасителя были пригвождены в перекрещенном виде: левая на правой, которая непосредственно касалась креста.
Удары бича сделали тело Распятого одной огромной раной.
Несение креста.
У человека на Плащанице видны гематомы на плечах, особенно на правом плече, возникшие в результате несения перекладины креста.
Обычно приговоренные несли только горизонтальную часть креста (она весила ок. 45 кг); вертикальная часть, слишком тяжелая, была вкопана в землю на месте распятия.
В перерыве
«Пусть люди, начинающие подвиг Великого поста, ведущего к радости Пасхи Христовой, получат духовную поддержку в созерцании не только «Мужа скорбей», предавшего Себя на страдания ради нас, но и Воскресшего Спасителя, даровавшего нам победу над смертью».
Из письма Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла организаторам выставки
Фото Ирины СЕЧИНОЙ
См. также: Туринская плащаница: можно ли доказать чудо?