В начале 1990 годов международная консалтинговая компания Маккензи (McKinsey & Company) высказала мнение, что благотворительных фондов через 30 лет не останется – технологии будущего позволят любому желающему найти и поддержать того, кого он захочет. Фонды в этих условиях выпадут из цепочки, окажутся в ней лишним звеном. Но прогнозы экспертов не оправдались. К началу 20-х годов XXI века фонды не исчезли из сферы благотворительности, а подключили к своей работе эффективных посредников – цифровые платформы. Сегодня они дают желающим возможность оказать помощь удобным способом для всех участников цепочки – от жертвователя до конечного получателя помощи.
Средний срок жизни цифровых благо-платформ – пять лет
Тем не менее, эти технологии пока остаются новым инструментом для большинства фондов. Игорь Соболев, советник генерального директора Фонда президентских грантов назвал четыре основных проблемы развития цифровых платформ в российской благотворительности:
– средний срок жизни цифровых платформ – пять лет. Многие не выдерживают конкуренции и уходят, не будучи востребованными. Платформы не могут выстроить нормальную систему отношений с пользователями, не могут добиться их доверия, следовательно, стать успешными.
– ошибка в оценке масштаба рынка, взять долю в котором платформы оказываются не в состоянии.
– успешные платформы, наоборот, сталкиваются с тем, что недооценивают конкурентную среду, «расслабляются» и не развиваются.
– несвоевременный выход к потребителю.
Много платформ эффективнее, чем одна
Летом 2019 года Уполномоченная при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова одобрила идею создания единой цифровой платформы оказания благотворительной помощи детям, с которой к ней обратились разработчики проекта «Доброфон» из Дагестана. Предполагалось, что электронная площадка объединит действующие в России благотворительные организации и ведущие медицинские учреждения и позволит им консолидировать усилия по оказанию помощи нуждающимся.
Но идея единой платформы не получила заметного развития. Участники отрасли сходятся во мнении, что намеренная консолидация только навредит.
– Наш голос – за большое количество платформенных цифровых решений, потому что только конкуренция способствует быстрому развитию, внедрению инноваций, совершенствованию пользовательского опыта, – говорит Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья». Фонд реализует цифровую платформу ProCharity, с помощью которой ищет и привлекает интеллектуальных волонтеров для благотворительных организаций. Вместе с коллегами-конкурентами мы закрываем разные ниши спроса и сталкиваемся с одной и той же проблемой – неготовностью пользователей со стороны НКО максимально использовать ресурсы, которые эти платформы дают.
Повторный аудит фондов-участников платформ
В отличие от частных сборов, цифровые платформы легче поддаются контролю. Формирование стандартов отчетности, степени открытости и прозрачности платформ позволяет эффективно бороться с мошенниками и укрепляет доверие пользователей. Но нужно учитывать, что такие инструменты похожи на живой организм, который может и заболевать, и выздоравливать. На это обращает внимание Александра Бабкина, руководитель социальных проектов и сервиса Добро Mail.ru.
– Проблема верификации НКО в последнее время стала обсуждаться в довольно странном ключе – в виде гонки вооружений. Победителем считается тот, у кого список доверителей длиннее или ярче, чем у других. Но, к сожалению, это вряд ли позволяет развиваться, – отмечает Бабкина. – Верификация фондов безусловно важна, но это не статичный процесс, который ограничивается попаданием платформы в «честный» список.
Понимая это, Mail.ru Group одной из первых на рынке запустила повторный аудит некоммерческих организаций, – осознав, что за 5-6 лет ориентиры тех из них, кому раньше доверяли, могли измениться. И наоборот, кто-то мог совершить качественный прорыв.
Tooba – шаг от адресной к системной помощи на Кавказе
Истории российской благотворительности уже известны случаи, когда одна маленькая платформа смогла коренным образом поменять отношение населения к цифровым технологиям в сфере благотворительности. Речь о платформе Tooba – сегодня она практически монополист в сфере благотворительности на Северном Кавказе.
До последнего времени большинство благотворителей Кавказа признавали только адресную, то есть безотчетную, несистематизированную и неотслеживаемую помощь в виде частных переводов на банковские карты. В Дагестане настолько привыкли жертвовать исключительно на карточки, что банки даже стали выпускать специальные карты для фондов. Благодаря этому они могли привлекать средства и не биться в стену в попытках изменить сложившиеся традиции в местной благотворительности. Так продолжалось до тех пор, пока житель Дагестана Рамазан Меджидов не создал платформу под названием Tooba. В исламе это название означает «райское дерево».
– Ее создатели воспользовались простейшим инструментом привязки банковской карты к платформе. Жертвовать можно в один клик – все очень просто. Северный Кавказ с точки зрения количества пожертвований, вовлеченности населения в благотворительную сферу сегодня – самый развитый регион России. Там жертвуют практически все, не делают это только те, кому жертвуют. И все благотворители внезапно перешли на Tooba! Это удивительная трансформация, – говорит Митя Алешковский (признан в РФ иноагентом), председатель совета благотворительного фонда «Нужна помощь». (признан в РФ иноагентом)
Создатели Tooba пошли дальше. Заодно с адресными сборами они диверсифицируют социальную составляющую проекта. Например, совместно с дагестанским фондом «Надежда» открыли в Махачкале кафе, где работают сотрудники с инвалидностью.
Метрика доверия измеряет возвращаемость волонтеров
Самый актуальный вопрос для сектора сегодня – понимание оценки своего социального воздействия. – Мы уже ушли из тех времен, когда было достаточно просто отправить деньги и быть уверенным, что они дошли. Как только мы будем уверены в том, что, например, мы с помощью конкретной программы на 5% решаем проблему сиротства и на 7% – людей в трудной жизненной ситуации, у донора вообще не возникает вопроса, зачем ему кому-то давать свои деньги, – подчеркнул Алешковский.
– В нашем секторе мы говорим о бесплатных услугах, поэтому здесь будет играть роль конкуренция доверия и качества услуги, – соглашается Антон Долгов, исполнительный директор Фонда президентских грантов.
Как измерить степень доверия благотворителей к цифровой платформе? Своим опытом поделилась Мария Баландина, управляющий директор фонда «Друзья». На третий год жизни платформы «Друзья» разработал и запустил специальную метрику доверия, которая измеряет возвращаемость пользователей. Например, фиксирует случаи, когда пользователи размещают задания на платформе фондов больше двух раз.
– Сегодня мы фокусируемся в первую очередь на этой метрике. Она становится для нас даже важнее, чем количество выполненных заданий, потому что больше говорит о качестве нашей работы, – рассказала Мария.