Проблема инвалида не в том, что он не может выйти на улицу, а в том, что к его активной позиции зачастую не готово не только общество в целом, но и его семья. О своем опыте рассказали специалисты, которые помогают детям с инвалидностью получить образование.
В России около 545 000 детей-инвалидов, 40 000 из них обучаются на дому. Болезнь лишает такого ребенка не только возможности получить качественное образование, но и социальных связей, общения со сверстниками. Кроме того, 100 000 российских семей с детьми-инвалидами живут за чертой бедности, треть таких семей – неполные. Социальная перспектива для людей с инвалидностью сегодня практически отсутствует.
Обучение и трудоустройство инвалидов в нашей стране по-прежнему остается делом штучным, требующим немалых усилий, ведь создавать образовательные программы и рабочие места и нужно не для «сферического инвалида в вакууме», а для реального человека с конкретными нуждами и потребностями. Эти проблемы обсуждали участники круглого стола «Эффективное решение вопросов социализации, образования и трудоустройства людей с ограниченными возможностями здоровья. Примеры успешного взаимодействия бизнеса и некоммерческих организаций».
В этот день культурном центре «Гараж» собрались специалисты, которые помогают инвалидам получить образование и найти работу. Разговор шел о программе «Образование для всех», нацеленной на помощь в освоении компьютера и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Сотрудничество в работе над проектом помогло его участникам увидеть стереотипы общества по отношению к инвалидам и переосмыслить свой взгляд на проблему.
Модератором дискуссии была красивая девушка, блондинка и телеведущая. Но, в отличие от большинства участников Евгения Воскобойникова сидела не на стуле, а в инвалидной коляске, впрочем, люди с ограниченными возможностями, в том числе и колясочники были и среди экспертов в зале. О том, чтобы такая встреча стала возможной, позаботился культурный центр «Гараж», создавший у себя доступную для инвалидов среду.
Барьеры – в голове
О проблемах социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья говорила директор благотворительного фонда помощи детям «Детские Домики» Светлана Розанова:
«Благотворительность в России воспринимается, как товарная помощь: берем коробку, перевязываем бантом и идем помогать. Но социальные программы – это тоже помощь, направленная на качественное улучшение жизни благополучателей. Такая помощь эффективна только при индивидуальном подходе, никакие массовые акции здесь не годятся. Ни одна социальная проблема не решается легко. Индивидуальный подход требует большого количества специалистов из разных сфер – педагогов, психологов и социальных работников, представителей бизнеса, которые все это будут финансировать.
Программа «Образование для всех», направленная на детей с ограниченными возможностями здоровья, объединяет усилия специалистов, родителей и волонтеров. Мы обучаем не только детей и волонтеров, но и родителей. У нас есть родительский университет, который оказывает правовую помощь и воспитывает родительскую компетенцию.
Сначала мы думали, что детям-инвалидам для получения образования не хватает только компьютеров, но оказалось, что им не хватает поддержки общества, поддержки родителей и всех тех людей, которые их окружают.
Программа идет полтора года, но лишь совсем недавно мы поняли, что иногда проблема не в том, что ребенок не может выйти из квартиры, а в том, что есть барьеры, не связанные с физиологией, барьеры в общественном сознании.
Через полгода после внедрения программы, вдруг увидели, что есть соцработники, которые не уважают своих клиентов, не понимают их нужд и не обладают достаточной квалификацией. В России социальной защитой населения занимаются около 30 000 человек, но при этом мы не видим решения проблем, они только усугубляются и нарастают. Почему же так происходит? Эта армия соцработников, к сожалению, не обладает современными технологиями, в большинстве своем даже не пользуются компьютерами.
Мы увидели, что есть волонтеры, которые не знают, как подступиться к инвалиду, да и сами родители инвалидов часто ограничивают своих детей, говорят им: «Не высовывайся! Выше головы не прыгнешь». Когда мы все это осознали, программа заработала по-другому».
Оказалось, что войти в семью, где растет особый ребенок, непросто, далеко не все родители оказались готовы не допустить волонтеров к участию в воспитательном процессе, далеко не все родители были готовы участвовать в нем вместе с волонтерами (это было условием программы). Некоторые надеялись потратить час, когда ребенок находится под присмотром волонтера на накопившиеся дела. То, что особые родители отвыкли от социальной активности, заметили все участники проекта. Поначалу, приведя своих детей к специалистам, мамы даже верхней одежды не снимали и шапок, не было у них нарядов для публичных мероприятий, забыли, когда были у парикмахера. «Да я тут, в коридоре постою», – так они поначалу говорили, постепенно, оттаяли, «распушились» и начали встречать гостей и в гости ходить при полном параде.
Порой результаты программы были очень неожиданными и вдохновляющими. Например, мальчик с тяжелым ДЦП, который не может ни говорить, ни держать карандаш, с помощью компьютера не только успешно стал учиться, но и освоил программирование.
Бизнесмен, помоги инвалиду!
Каким образом помощь инвалидам может стать становится частью философии компании? Как правило, благотворительность ограничивается подарками. Казалось бы, о чем беспокоиться бизнесмену, который подарил инвалиду компьютер? Он же сделал доброе дело, деньги потратил! Но инвалид, получив подарок, в лучшем случае начинает осваивать компьютерные игры и интернет-чаты, а в худшем – просто не может воспользоваться чудом техники, потому что она не оборудована специальными программами. Для того, чтобы с помощью компьютера ребенок-инвалид получил образование, ему нужна помощь. Об этом говорил директор департамента корпоративных отношений и спонсорских проектов российского отделения Samsung Electronics Сергей Певнев:
«Компьютеры позволяют детям социализироваться и общаться со сверстниками. Техника и программы подбираются с учетом особенностей каждого ребенка, обучение – тоже индивидуально. Но мы не оставляем детей один на один с компьютером, освоить технику им помогают волонтеры».
А после того, как инвалид получит образование, ему нужно будет трудоустроиться. Для этого нужно чтобы о такой возможности знали и соискатели, и работодатели. То есть будущих соискателей и работодателей, как минимум, нужно познакомить. В ноябре юные участники программы «Образование для всех» из Московской и Калужской областей посетили завод Samsung. «День профессий» был не просто экскурсией, а мероприятием инклюзивным – дети задумались о выборе профессии, а сотрудники компании убедились в том, что люди с ограничениями по здоровью, которые в будущем могут стать их коллегами, – не чудовища и не марсиане, а вполне обычные и довольно симпатичные граждане.
Опыт системной благотворительности для России пока в новинку, научить чему-то – сложнее, чем оказать ему материальную помощь. Но когда в работе над образовательной программой объединилось множество людей, каждый сделал свои, личные открытия, а дети – получили образование и надежду на трудоустройство. О своем проекте специалисты в области благотворительности и бизнеса рассказывали не ради пиара, а в надежде на то, что их опыт пригодится другим, ведь образование инвалидов требует серьезных денег и человеческих ресурсов. Конкретная образовательная программа изменила жизнь нескольких сотен семей и нескольких тысяч волонтеров, но в России более 10 млн человек с ограниченными физическими возможностями, около 500 000 из них – дети и подростки. Реальная помощь им – не подарки, а возможность улучшить жизнь, обрести перспективы.