Православный портал о благотворительности

Трудоустройство бездомных: рассказываем о том, как это устроено

Какие сложности (самые неожиданные) могут возникнуть у работодателя? Например, в слишком роскошный офис бездомный человек, скорее всего, просто побоится зайти. С чем сталкиваются сами бездомные? Как им искать такую работу, чтобы не обманули? Почему работодателю не стоит бояться принимать на работу бездомных?

– Любой на жизненном пути может вдруг споткнуться и упасть, – говорит бездомный 54-летний Андрей из Подмосковья. – Дальше все зависит от человека: если есть желание подняться и жить, он встанет, отряхнется и пойдет дальше, а кто не захочет, будет лежать.

Проблема бездомности одна из наиболее острых для общества. Как мы писали ранее, в России насчитывается 2 млн 130 тыс. бездомных. В одной только Москве людей, оказавшихся на улице, примерно 238 000 человек – столько же жителей в городе Петрозаводске Республики Карелия.

Если в крупных городах помощь бездомным развита, то в регионах по-прежнему верят, что официально трудоустроить людей без регистрации нельзя, социальных центров для бездомных единицы, да и те избегают общения с журналистами.

Мы решили выяснить, как работает трудовая реабилитация бездомных, с чем сталкиваются люди, желающие изменить свою жизнь, и их работодатели.

Теплый прием  

Всех людей, которые оказываются в этом центре, ожидает теплый прием: чистая постель и горячий обед, помощь в оформлении документов, возможность обучиться чему-то новому. Здесь бездомным помогают восстановить или укрепить здоровье, найти близких и наладить с ними отношения, а самое главное, найти работу.

– Трудовая реабилитация – часть нашей помощи бездомным людям, – говорит руководитель благотворительных программ социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием» Татьяна Соколова. – У нас проживают в том числе люди с инвалидностью, и пока они здесь находятся, им необходимо чем-то заниматься, но в силу особенностей здоровья не всякая работа им подходит. Так у нас возникла идея создания кожевенной мастерской, где мужчины работают под руководством опытного мастера и получают новую профессию – кожевник. Для них это возможность зарабатывать, освоив новое ремесло, – подчеркивает девушка.

Татьяна рассказала, что их мастерская открывает удивительные таланты среди людей, волею судьбы оказавшихся без дома.

Так, на кожевника обучался мужчина тридцати с небольшим лет. Успешно переняв все навыки работы с кожей от мастера, он пошел дальше: стал смотреть обучающие видеоролики, расширял знания.

Свои первые изделия продал через интернет, на вырученные деньги купил инструмент для работы, продал следующее изделие – купил фурнитуру. Сейчас молодой мужчина делает необычные кожаные ремни и другие изделия, ведет свой канал, где показывает подписчикам готовые работы и рассказывает об этапах их создания.

Другой талантливый и, как отмечают в центре, самый неунывающий ученик, Олег, был найден сотрудниками «Теплого приема» у мусорного контейнера. Мужчина испытывал сильные боли в ногах: суставы частично ампутированных ног поразил коксартроз. Работа на стройках усугубила тяжелое состояние здоровья.

– До того как попал в нашу кожевенную мастерскую, Олег ни разу в руках не держал кожу и инструменты для работы с ней, – говорит Татьяна Соколова. – Просто он оказался очень талантливым. Знаете, у него любая работа в руках спорится, мне кажется, он любое направление так же успешно освоит.

В рамках трудовой реабилитации социально-реабилитационный центр полностью сопровождает людей. Здесь им помогают восстановить необходимые документы, дают пищу и кров над головой, выдают проездную карту «Тройка», а также могут помочь найти добросовестного работодателя.

– Некоторые подопечные считали, что если в соцучреждении они получали доброе отношение только потому, что они бездомные, то и у работодателя будет то же самое.

Они приходили на собеседование со словами: «Здравствуйте, я бездомный», это как будто должно было гарантировать их трудоустройство, – продолжает руководитель благотворительных программ. – Но это давало обратный эффект.

Для них стали проводить тренинги: рассказывали, как правильно подходить к работодателю, как вести диалог. Объясняли, что нельзя подходить к человеку слишком близко, нужно соблюдать дистанцию, – поясняет Татьяна.

В социально-реабилитационном центре говорят, что не у всех жизнь сразу налаживается. Нередко бывают так называемые откаты, когда человек снова уходит на улицу. В центр приходят с разной целью: поправить здоровье, получить протезы, найти работу, перезимовать, найти родственников.

Риск отката возрастает при нечеткости цели. Если у человека алкоголизм, но нет цели завязать, то первая зарплата для него – искушение. Уходит, напивается. Так снова оказываются на улице.

На беседы к людям регулярно приходят священники и клинический психолог, но, по замечанию Татьяны, если у человека нет твердого желания все изменить, положительного результата не будет.

Примерная статистика «Теплого приема» такова, что более половины поступивших к ним человек трудоустраиваются или социально устраиваются (дома-интернаты и т. д.).

Среди вакансий чаще всего: уборщики, дворники, сотрудники клининговой службы, грузчики, фасовщики, сортировщики, кладовщики, рабочие на стройке, охранники и другие.

– У нас был молодой парень, он все схватывал на лету, умный, – продолжает разговор Татьяна Соколова. – Пошел рабочим на стройку, потом стал бригадиром. Другой подопечный устроился охранником, уже второй год работает на этом месте, работодатель хорошо отзывается о нем.

Наша бывшая подопечная устроилась работать на автомойку, она ответственно подходила к работе, а потом ее взяли уборщицей в офис продаж. Звонила радостная, рассказывала, как ей сотрудники дарят подарки на праздники, хвалят. Она молодец, у нее все в порядке, – подытожила девушка.

Как оказалось, счастливых случаев в социально-реабилитационном центре много, жизнь людей после такого действительно теплого приема кардинально меняется.

Некоторые подопечные центра становятся менеджерами в магазинах спортивных или продовольственных товаров, даже госслужащими, бывший айтишник работает в компьютерном магазине, другой подопечный работает в известном благотворительном фонде.

– Люди, которые когда-то проходили у нас реабилитацию, иногда оставляют комментарии на нашей страничке во «ВКонтакте», – рассказывает Татьяна. – Кто-то на фотографии со своей половинкой, кто-то в белой рубашечке – понимаем, что все у них хорошо, и радуемся.

Бездомный человек не ребенок, а взрослый, который сам принимает решения.

Приют дает ему все, что необходимо, но выбор остается за ним. Если вдруг он возвращается к прежнему образу жизни, то мы понимаем, что со своей стороны сделали все, что могли.

Необходимость регистрации – миф

Коллаж. Трудоустройство бездомных

– Бездомность – это не характеристика человека, а лишь этап в его жизни, – говорит директор московского филиала некоммерческой организации «Ночлежка» Дарья Байбакова. – Можно быть безработным, но с домом, можно быть только бездомным, но иметь работу, можно не иметь и того, и другого.

Наша организация помогает любым людям, в том числе тем, у кого сейчас период бездомности и безработицы. Подбираем вакансию, сопровождаем, стараемся сделать все максимально быстро и удобно для человека.

В «Ночлежке» есть направления, которые позволяют людям освоить новую профессию, например наш ресторан в Санкт-Петербурге, который мы открыли в прошлом году. Он отличается от остальных только тем, что часть персонала – это люди, которым мы помогаем. В ресторане можно пройти стажировку в качестве помощника повара, баристы, официанта, мы платим стипендию.

Мы оформляем документы, помогаем подобрать вакансии – выдаем распечатки со списком, даем проездные, чтобы человек мог доехать до места собеседования, работы. Душ, прачечная, чистая опрятная одежда, помощь психолога и соцработника – у нас есть все, чтобы бездомный человек чувствовал себя увереннее.

Наши hr-консультанты учат, как выбрать добросовестного работодателя, юрист помогает вычитать трудовой договор, а если работодатель не заплатил, помогает получить деньги.

Мы консультируем компании, объясняя им, почему нельзя отказывать в работе людям без регистрации, почему это является нарушением законодательства, учим, как правильно их оформлять.

К нам могут обращаться строительные компании, небольшие автомойки, магазины, к счастью, к нам часто приходят запросы от разных компаний, которые сообщают о вакансиях.

– Какие самые распространенные заблуждения работодателей насчет бездомных людей вы бы отметили?

– Самое большое заблуждение, что бездомному человеку нужна особая реабилитация, будто к ним нужно подходить особым образом. Да, опыт бездомности довольно тяжелый, если человек много времени провел на улице, это своего рода травма, состояние сильного стресса. Это важно понимать. К примеру, вакансия курьера: если человек долгое время не спал нормально, тратил много сил, чтобы перемещаться пешком по городу, у него нет телефона, то он просто не сможет составить конкуренцию тем, кто хорошо спит и полноценно ест.

Но уровень образования бездомных такой же, как в целом в стране: это люди с высшим образованием и учеными степенями. 90% тех, кто обращается к нам за помощью, имеют среднее специальное и высшее образование, у многих есть опыт работы.

Второй миф – необходимость регистрации. Многие права в России привязаны к ней, но не в случае трудоустройства. Нет закона, запрещающего трудоустраивать людей без регистрации. Это дискриминация людей.

У нас есть портал, отдельный раздел которого поясняет, почему можно трудоустраивать бездомных и как правильно их оформить.

– Какой совет дадите работодателям, которые хотят трудоустроить к себе бездомного человека?

Я бы советовала при запуске программы трудоустройства брать в партнеры организацию, которая могла бы стать третьей стороной, – говорит Дарья. – Помимо трудоустройства человеку нужно закрыть множество разных потребностей. Если ему негде спать, то в первое время ему потребуются ежедневные выплаты, ему важно оплатить аренду жилья, оформить документы. Профорганизация сможет заняться этим вопросом, будет рядом, поможет с документами и проживанием в первое время, организует встречи с психологом.

У нас был опыт сотрудничества с крупной девелоперской компанией Stone Hedge. Мы не могли понять, почему наши клиенты не доходят до собеседования, хотя им изначально все нравилось, они стремились получить эту должность. Один клиент даже пришел нетрезвым!

Оказалось, что для человека, который только вчера спал на улице, зайти в огромный чистый сверкающий и современный офис этой компании – просто непреодолимый психологический барьер.

Мы нашли решение и стали проводить собеседования на нашей территории, что помогло избежать стрессовых ситуаций для наших клиентов.

«Я верю в людей»

О том, как на практике работает или не работает трудовая реабилитация бездомных, мы поговорили с работодателем.

– Я стал брать на работу бездомных людей с прошлого лета, – говорит руководитель московской коммерческой организации Алексей. – За год трудоустроил в охрану порядка 30 человек.

Отмечу, что все бездомные, которые у меня работают, до того, как оказаться в социальных центрах, проходили через рабочие дома, заманивающие ежедневными выплатами. А что остается делать человеку, который оказался на улице?

Не спорю, есть нормальные трудовые дома, где людям действительно помогают и не держат никого силой, но их единицы. Остальные стали проблемой всей России, синонимом рабства.

Трудоустраивая к себе бездомного человека, я понимаю все риски, но ведь можно так же по объявлению взять работника, и все с ним закончится негативно. Не надо акцентировать внимание на том, что человек бездомный.

Если говорить о моем опыте в процентном соотношении, то это 70% позитивного результата на 30% негативных случаев. Многое зависит от вашего отношения к людям, я стараюсь сделать так, чтобы человек не вернулся назад.

Скажу честно, были негативные моменты, когда я говорил себе: «Все, я с этим заканчиваю». Но если на 5–10 бездомных людей получилось помочь даже одному-двум, то это уже большой плюс. В приоритете, я считаю, должен быть человек. Бывает, слышу в свой адрес: «Леша, тебя жизнь ничему не учит?», но я все-таки верю в людей!

Среди моих сотрудников были те, кто возвращался домой, те, кто уходил работать в лучшее место, те, кто пошел получать определенное образование, кто восстановил отношения с родственниками.

Нужно помогать человеку в трудовой реабилитации. Если можешь, предложи работу, но она должна быть не такой, когда его отправляют на сутки разгружать вагоны, пока все не сделает. У него должно быть время для отдыха, возможности разнообразного времяпровождения, должна быть работа с психологом, ведь в коммерческих компаниях есть психологи для сотрудников. То есть все, как у любого другого человека.

Какой совет дадите работодателям, которые хотят трудоустроить к себе бездомного человека?

– Самое главное, нужно быть честными. Они тебя могут обманывать, но ты с ними будь честен, чтобы они знали, что в мире есть добро. Обязательно разговаривайте с людьми и доверяйте им.

«Рука помощи рядом»

Открыто о своей жизни с нами поговорил сотрудник Алексея, имеющий за плечами долгие годы жизни на улице.

С Алексеем (работодателем. – Ред.) я познакомился в октябре 2022 года, – говорит бездомный 37-летний Александр. – У меня тогда не было вообще ничего, я с 14 лет жил на улице. Это был очень тяжелый жизненный опыт. Алексей помог мне получить документы, трудоустроил в охрану. Знаете, это же моя первая официальная работа, я себя человеком почувствовал, налогоплательщиком, полноправной ячейкой общества.

В первый рабочий день мне сразу дали денег, чтобы я мог на что-то купить еду. Сначала я работал охранником, потом стал старшим смены – зарекомендовал себя хорошо, но честно скажу, дальше случился большой срыв. Я запил, – признается мужчина.

Как оказалось, Александр всегда мечтал купить себе домик под Рязанью, где-то в глухой деревне. Даже узнавал стоимость – 70 000 рублей. Мужчина скопил эти деньги.

А дальше «друзья» позвали в Самару, пообещав прописку. Туда Алексей поехал со всеми своими деньгами, его обокрали. Обратная дорога в Москву, признается мужчина, была долгой: «Возвращался электричками целый месяц». Все это время о судьбе пропавшего Александра переживал его работодатель Алексей.

Я снова реабилитировался только потому, что вокруг меня были такие люди: Алексей и благотворительный фонд «Справедливая помощь Доктора Лизы», куда я прихожу в качестве волонтера. Они мне в свое время очень помогли, – говорит Александр. – Почему я не могу помочь?

Когда вокруг тебя хорошие люди, это придает тебе силу, ты уже не можешь подвести тех, кто в тебя верит. Для меня это много значит, учитывая, что я круглый сирота. Считаю, что в тяжелых ситуациях не столько твой внутренний стержень помогает, сколько люди, которые тебя окружают. Больше всего сил дают тебе они.

У меня была еще одна тяжелая ситуация. Я находился на вокзале и нашел там телефон, так меня хотели за это посадить. Для меня эта ситуация стала таким стрессом, что я дошел до психиатра. Пил антидепрессанты – мне опять помог Леша. Он нашел психолога, психиатра, которые прописали лекарства. Так пришел в себя. Помогли с адвокатом, меня не осудили. Все обошлось, слава Богу. Эта ситуация стала очень тяжелой для меня. Я, бывало, выходил пройтись по Москве ночью и, когда приходил в себя, не понимал, где нахожусь.

Понимаете, ведь я всегда гордился, что, несмотря на такие тяжелые условия жизни, остался честным человеком, не стал наркоманом, не судим.

И вот тут случилось такое. Это был колоссальный стресс. Мне тогда психиатр сказал, если бы я не обратился вовремя, то довел бы себя так, что мог в дурдом лечь.

– Попадались ли вам ранее недобросовестные работодатели?

Конечно. Это те самые рабочие дома. Там же я первый раз потерял свой паспорт. Они его у меня забрали и не отдавали. Это жизнь. Господь нам посылает эти испытания, чтобы мы их прошли. Просто кто-то с ними справляется, а кто-то нет.

Помочь людям в трудной ситуации может любой человек, у которого в душе есть частичка света.

– О чем мечтаете?

На данный момент я живу на работе, но у меня, знаете, планы какие? – с энтузиазмом подхватывает мой собеседник. – Сейчас закон вышел, хочу взять ипотеку! Верю, что получится.

Мне по жизни помогает вера. Я сам решил покреститься в 21 год, чувствовал, что мне это нужно. Каждое воскресенье езжу в храм. Внутренние силы для решения трудностей можно найти после разговора с батюшкой.

Помимо того, что я работаю в охране, еще хожу убирать вагоны электричек. Вижу на вокзале много бездомных людей. Вот сидит человек потерянный, а ему два-три слова хороших от души скажешь, и у него крылья вырастают.

Сейчас много обмана, все боятся, обжигаются, особенно категория бездомных, и люди закрываются. Пусть идут в церковь и знают, рука помощи всегда рядом.

Коллажи Дмитрия Петрова

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version