Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Трогать детей нельзя, или Может ли учитель выпить в воскресенье

О педагогической этике начинают говорить, когда становятся известны факты ее вопиющего нарушения – такие, как в московской 57-й школе, уже несколько дней не сходящей с первых страниц СМИ

Татьяна Владимировна Cклярова, декан педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Фото с сайта pstgu.ru

Зафиксированы ли где-то нормы профессиональной этики учителя? Каким образом регулируется этическое поведение педагога? Не поздно ли говорить об этике учителя, когда ситуация больше похожа на криминальный роман?

Об этом мы говорим с Татьяной Владимировной Скляровой, доктором педагогических наук, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

— О профессиональной этике говорить всегда актуально. Этические принципы не раз и навсегда устанавливаются — они постоянно двигаются, — говорит она. — В Англии, например, несколько лет назад жарко обсуждался запрет учителям выпивать в воскресный день — он был продиктован тем, что им в понедельник на работу.

Профили педагога в соцсетях или аватарка его электронной почты, которой он пользуется в работе, — сейчас тоже предмет профессиональной этики.

— В прицеле внимания все — и одежда, и лицо, и мысли учителя? Но может ему хочется какой-то личной жизни после завершения рабочего дня в школе?

— Если педагог соблюдает границы, например, с личного аккаунта в соцсетях не вступает  в переписку со своими учениками, то он имеет на право на приватное пространство. Но в чистом виде такое встречается очень редко. И если его фотография в соцсети свидетельствует  о том, что на уроке он говорит одно, а в жизни поступает  иначе, то тут уже возникают этические коллизии.

И одежда педагога не должна препятствовать выполнению его профессиональных обязанностей. Если одежда отвлекает учеников, смущает коллег, то это тоже — предмет профессиональной этики.

Альбер Беттаннье, «Чёрное пятно» (1887). Изображение с сайта wikipedia.org

— Татьяна Владимировна, этический кодекс, наверное, не может быть спущен сверху — он рискует остаться формальным документом. А как тогда формируются правила этического поведения педагога? Исходя из чего?

— Формируются так же, как и все остальные правила, — жизнь учит.  Могу предположить, что в любой профессии есть сущностные ценности, отношение к которым определяет поведение носителя этой профессии.

Моя знакомая врач, которая много лет работала педиатром, а после переквалифицировалась в санитарного врача, рассказывала, как ей пришлось менять свои этические установки. «В педиатрии приоритет — спасение ребенка. И все твои действия нацелены именно на эту цель. В санитарной медицине сначала нужно убедиться в том, что ты сам в безопасности, и только после этого начинать профессиональные действия».

Наверняка свой этический кодекс есть даже у контролеров общественного транспорта. В любой профессии, имеющей отношение к взаимодействию человека с человеком, обязательно разрабатываются свои этические принципы.

– Возможно ли заставить представителя педагогической профессии соблюдать профессиональный кодекс?

– Наверное, нужно объяснить представителю педагогической профессии, что системное нарушение профессионального кодекса может привести к необходимости знакомства с уголовным кодексом. 

Гелий Коржев, «Дополнительный урок» (1986-1992). Изображение с сайта artchive.ru

– Какое самое распространенное нарушение педагогической этики?

– Трудно однозначно сказать. В дошкольном учреждении своя статистика, в вузе будет своя. Что касается общего образования, рискну предположить, что здесь сейчас актуальна проблема физических контактов. В зону риска попадает любое физическое воздействие – и со знаком плюс, и со знаком минус.

Геннадий Спирин, Иллюстрация к рассказу Л.Толстого «Филиппок» (2001). Изображение с сайта book-graphics.blogspot.ru

Не только предостерегающие одергивания, но и вдохновляющие похлопывания, – все это с точки зрения современной педагогической этики недопустимые действия.

Некоторые образовательные учреждения создают свои этические комиссии, которые и разбирают целесообразность-нецелесообразность того или иного выхода за рамки этических правил.

– А что это за этические комиссии? Они обязательны? Из кого состоят?

– Нет, не обязательны. Есть комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Но комиссия по этике – это другой функционал. Думаю, что ее работа значительно бы убавила работы по урегулированию споров. В такие комиссии стоит включать всех участников образовательных отношений и экспертов, к которым могут быть отнесены в том числе и представители религиозных объединений.

— Если комиссии станут обязательными, не станут ли это формальностью?

— Важно понимать, для чего комиссия создается. Чтобы просто блюсти этику? Тогда это не будет работающей структурой.

Процессы жизнедеятельности учебного заведения нельзя раз и навсегда охарактеризовать как  правильные или неправильные. Для определения как раз и нужны этические комиссии — на их заседаниях обсуждаются возникающие проблемы. Этическая комиссия их рассматривает, обсуждает и решает, как действовать в ситуации здесь и сейчас.

Например, современные подходы к проведению психолого-педагогических исследований с участием детей предполагают согласование исследовательских методов и методик с комиссией по этике.  Там обсуждается характер вопросов, форма публикации результатов, характер контактов исследователя и исследуемых и так далее. И только после детальной сверки стратегии исследования с  этической комиссией утверждается план работ.

И это приходит  к нам из-за рубежа, кстати говоря.

Ирина Воробьёва, «Учительница» (1957), фрагмент. Изображение с сайта uchportfolio.ru

– Этические комиссии распространены за границей?

– Да. За рубежом этика напрямую связана с юридическими казусами. И там предпочтительнее создать этическую комиссию, своего рода буферную зону, чтобы потом не тратить время на юридическое выяснение отношений, на суды.

В России правовая культура отстает в развитии на несколько десятков лет, и этические комиссии запаздывают. Но это направление, которое, я уверена, будет и дальше развиваться.

– В России при каких вузах есть этические комиссии?

– Например, при Высшей школе экономики. Там существует этическая комиссия, которая как раз утверждает условия проведения исследований.

– Каким образом вести себя руководителю в коллективе, чтобы соблюдались этические правила? Как ему действовать, если узнает о том, что педагог перешел некую черту в общении со школьниками? 

– Самому быть образцом и внимательно наблюдать за отношениями в коллективе.

А как реагировать – зависит от личного этического кодекса руководителя и его индивидуальных особенностей. Кто-то может строго поговорить с нарушителем этики с глазу на глаз, у кого-то лучше получается действовать через коллектив, а кто-то молча расстается с такими сотрудниками, действуя без объяснений.

В 2014 году Министерство образования совместно с профсозом работников образования разработало модельный кодекс педагога. Он носит рекомендательный характер.
Модельный кодекс — своего рода шаблон для дальнейшей работы, и, по словам Татьяны Скляровой, составная часть общего тренда.
В России в 2014 году вводились кодексы профессиональной этики работников, оказывающих услуги в социальной сфере. И Министерство образования инициировало разработку, обсуждение и принятие кодекса профессиональной этики работников образования.
Шаблон был разослан по департаментам образования с требованием выложить его в открытый доступ и предложить для открытого обсуждения.Некоторые образовательные организации — не только школы, но и дошкольные учреждения, — на его основе разработали собственные этические принципы.
Люди объявили, чем они руководствуются в своей работе.

На превью статьи картина Филиппа Мерсье «Школа для девочек» (сер. 17 века) с сайта sothebys.com

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?