Зафиксированы ли где-то нормы профессиональной этики учителя? Каким образом регулируется этическое поведение педагога? Не поздно ли говорить об этике учителя, когда ситуация больше похожа на криминальный роман?
Об этом мы говорим с Татьяной Владимировной Скляровой, доктором педагогических наук, деканом педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.
— О профессиональной этике говорить всегда актуально. Этические принципы не раз и навсегда устанавливаются — они постоянно двигаются, — говорит она. — В Англии, например, несколько лет назад жарко обсуждался запрет учителям выпивать в воскресный день — он был продиктован тем, что им в понедельник на работу.
Профили педагога в соцсетях или аватарка его электронной почты, которой он пользуется в работе, — сейчас тоже предмет профессиональной этики.
— В прицеле внимания все — и одежда, и лицо, и мысли учителя? Но может ему хочется какой-то личной жизни после завершения рабочего дня в школе?
— Если педагог соблюдает границы, например, с личного аккаунта в соцсетях не вступает в переписку со своими учениками, то он имеет на право на приватное пространство. Но в чистом виде такое встречается очень редко. И если его фотография в соцсети свидетельствует о том, что на уроке он говорит одно, а в жизни поступает иначе, то тут уже возникают этические коллизии.
И одежда педагога не должна препятствовать выполнению его профессиональных обязанностей. Если одежда отвлекает учеников, смущает коллег, то это тоже — предмет профессиональной этики.
— Татьяна Владимировна, этический кодекс, наверное, не может быть спущен сверху — он рискует остаться формальным документом. А как тогда формируются правила этического поведения педагога? Исходя из чего?
— Формируются так же, как и все остальные правила, — жизнь учит. Могу предположить, что в любой профессии есть сущностные ценности, отношение к которым определяет поведение носителя этой профессии.
Моя знакомая врач, которая много лет работала педиатром, а после переквалифицировалась в санитарного врача, рассказывала, как ей пришлось менять свои этические установки. «В педиатрии приоритет — спасение ребенка. И все твои действия нацелены именно на эту цель. В санитарной медицине сначала нужно убедиться в том, что ты сам в безопасности, и только после этого начинать профессиональные действия».
Наверняка свой этический кодекс есть даже у контролеров общественного транспорта. В любой профессии, имеющей отношение к взаимодействию человека с человеком, обязательно разрабатываются свои этические принципы.
– Возможно ли заставить представителя педагогической профессии соблюдать профессиональный кодекс?
– Наверное, нужно объяснить представителю педагогической профессии, что системное нарушение профессионального кодекса может привести к необходимости знакомства с уголовным кодексом.
– Какое самое распространенное нарушение педагогической этики?
– Трудно однозначно сказать. В дошкольном учреждении своя статистика, в вузе будет своя. Что касается общего образования, рискну предположить, что здесь сейчас актуальна проблема физических контактов. В зону риска попадает любое физическое воздействие – и со знаком плюс, и со знаком минус.
Не только предостерегающие одергивания, но и вдохновляющие похлопывания, – все это с точки зрения современной педагогической этики недопустимые действия.
Некоторые образовательные учреждения создают свои этические комиссии, которые и разбирают целесообразность-нецелесообразность того или иного выхода за рамки этических правил.
– А что это за этические комиссии? Они обязательны? Из кого состоят?
– Нет, не обязательны. Есть комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Но комиссия по этике – это другой функционал. Думаю, что ее работа значительно бы убавила работы по урегулированию споров. В такие комиссии стоит включать всех участников образовательных отношений и экспертов, к которым могут быть отнесены в том числе и представители религиозных объединений.
— Если комиссии станут обязательными, не станут ли это формальностью?
— Важно понимать, для чего комиссия создается. Чтобы просто блюсти этику? Тогда это не будет работающей структурой.
Процессы жизнедеятельности учебного заведения нельзя раз и навсегда охарактеризовать как правильные или неправильные. Для определения как раз и нужны этические комиссии — на их заседаниях обсуждаются возникающие проблемы. Этическая комиссия их рассматривает, обсуждает и решает, как действовать в ситуации здесь и сейчас.
Например, современные подходы к проведению психолого-педагогических исследований с участием детей предполагают согласование исследовательских методов и методик с комиссией по этике. Там обсуждается характер вопросов, форма публикации результатов, характер контактов исследователя и исследуемых и так далее. И только после детальной сверки стратегии исследования с этической комиссией утверждается план работ.
И это приходит к нам из-за рубежа, кстати говоря.
– Этические комиссии распространены за границей?
– Да. За рубежом этика напрямую связана с юридическими казусами. И там предпочтительнее создать этическую комиссию, своего рода буферную зону, чтобы потом не тратить время на юридическое выяснение отношений, на суды.
В России правовая культура отстает в развитии на несколько десятков лет, и этические комиссии запаздывают. Но это направление, которое, я уверена, будет и дальше развиваться.
– В России при каких вузах есть этические комиссии?
– Например, при Высшей школе экономики. Там существует этическая комиссия, которая как раз утверждает условия проведения исследований.
– Каким образом вести себя руководителю в коллективе, чтобы соблюдались этические правила? Как ему действовать, если узнает о том, что педагог перешел некую черту в общении со школьниками?
– Самому быть образцом и внимательно наблюдать за отношениями в коллективе.
А как реагировать – зависит от личного этического кодекса руководителя и его индивидуальных особенностей. Кто-то может строго поговорить с нарушителем этики с глазу на глаз, у кого-то лучше получается действовать через коллектив, а кто-то молча расстается с такими сотрудниками, действуя без объяснений.
На превью статьи картина Филиппа Мерсье «Школа для девочек» (сер. 17 века) с сайта sothebys.com