В Следственном изоляторе № 2 УФСИН России по г. Москве (Бутырская тюрьма) в Ильин день, 2 августа, совершилась уникальная Крещальная литургия. Она проходила в Храме Покрова Пресвятой Богородицы на территории тюрьмы.
Списки тех, кто хочет креститься 2 августа, составлялись заранее. Желающих было много, однако большинство из них пришлось окрестить, не дожидаясь этой даты, поскольку им предстояло отправиться в другие места лишения свободы, рассказал священник.
В итоге 2 августа крестились трое заключенных. Один из них совсем недавно попал в тюрьму, другой уже получил приговор и скоро отправляется в колонию, третий находится в «промежуточном» состоянии: его уже осудили, но он еще не прошел апелляцию. «Это люди со сложными судьбами», – подчеркнул о. Константин.
Во время Крещения новых членов Церкви одевают в белую крещальную одежду. Для заключенных кретильными рубашками стали белые футболки. «В них можно и по улице пройти. Они могут их надевать потом и вспоминать о Крещальной литургии», – говорит о. Константин.
«Волонтеры, которые присутствовали на литургии, отметили, что крестившиеся были погружены в себя, их о чем-то спрашивали, а они даже не отвечали. Мы надеемся, что Таинство Крещения повлияет на их жизнь, что это не просто так пройдет», – сказал о. Константин.
Духовная амнистия
Крещение в заключении – это особенный момент, объяснил о. Михаил Асмус. «Если человек крещеный совершает преступление, достойное наказания, он одновременно получает также и церковную епитимью, и какое-то время не имеет возможности приступать к Святым Христовым Тайнам, — сказал он. — <…> Но крещение в заключении означает, что человек, приступая к Таинству Святого Крещения, получает оставление грехов, духовную амнистию. То есть, оставаясь в заключении, с духовной точки зрения он становится свободным. Это один из величайших даров Божиих – внутренняя духовная свобода».
Как люди в тюрьме приходят к решению принять крещение?
«В основном подготовка бывает внутри камеры, – рассказал о. Константин. – Люди же не по одному сидят, у некрещеных возникает желание окреститься, когда они смотрят на крещеных сокамерников.
У меня был случай в другом СИЗО, когда крестился мусульманин. Он сидел в камере, где было 20 человек, настолько верующих, что они однажды пожаловались: у нас книжки отбирают, не разрешают держать больше десяти книг на человека. То есть у них было 200 книг в камере, которыми они менялись, и им все равно было мало».
С людьми, которые отбывают наказание в отряде хозяйственного обслуживания, проводят регулярные занятия катехизаторы. «СИЗО – это временный изолятор, здесь в камерах сидят люди, которые еще не получили окончательный срок. А хозотряд – это небольшое количество человек, которые выделены для проведения хозяйственных работ: приготовления пищи, уборки, ремонта. Это уже осужденные, как правило, молодые ребята, получившие первый срок. Вот с этими ребятами мы и ходим заниматься евангельскими чтениями», – пояснил один из катехизаторов, Валентин Циферблат.
«Когда человек находится под следствием, или осужден за совершенные преступления, он нуждается в духовном лечении. Он травмирован – и собственным грехом, и тем, что над ним произошло осуждение, и тем, что он находится в местах лишения свободы, ограничен в правах. Духовная жизнь может помочь залечить эту травму, – считает о. Михаил. – Если духовной жизни нет, то очень часто случаются рецидивы. Как с болезнью: если болезнь плохо вылечить, особенно тяжелую, она может вернуться».
«Новомученики с нами на службах»
Нынешняя Крещальная литургия была приурочена сразу к нескольким датам, в том числе к 80-летию начала «Большого террора» (30 июля 1937-го года был подписан приказ НКВД «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов»). «Через стены Бутырского изолятора прошли более 200 новомучеников за 50 лет», – напомнил он.
Иконы многих новомучеников Бутырских находятся в храме. «Мы постоянно поминаем новомучеников, они с нами присутствуют на службах», – отметил о. Константин.
А примерно 25-лет назад в Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме прошла первая литургия после революции и нескольких десятилетий безбожия, ее совершил протоиерей Глеб Каледа. Разговоры о необходимости установить в храме купель для проведения Таинства Крещения начались как раз при нем. «И сейчас, Слава Богу, мы все это воплотили в жизнь», – сказал о. Константин.
Фото диакона Андрея РАДКЕВИЧА