Частная школа – это золотая рыбка, которую родители вправе попросить о чем угодно. Как известно из сказки, попросить у рыбки что-нибудь полезное – само по себе искусство. Большинство российских родителей просят эту рыбку только о высоких результатах ЕГЭ для своих детей.
Некоторые педагоги с горечью подводят итог развития российской частной школы: с тем же успехом можно потребовать от золотой рыбки бутылку колы и два мороженых.
Для того, чтобы получить высокие баллы ЕГЭ, частная школа не нужна. Во всяком случае, в России.
Сегодня в нашей стране, по данным Росстата и Минобрнауки РФ, чуть больше 750-ти частных школ. Учатся в них 0,7% всех школьников России. Это – очень мало. Названия пяти-шести известных частных школ широкой аудитории обычно ничего не говорят. Первые строчки официальных школьных рейтингов в других странах (например, британский School League Table) обязательно включают частные школы. В рейтинге лучших школ Москвы (учебное заведение может попасть в него по количеству баллов ЕГЭ, побед в олимпиадах и поступлений в престижные вузы), частных школ нет.
Но — с каждым 1 сентября частных школ в России становится все больше.
Что можно получить за эти деньги?
До кризиса — конный спорт, после кризиса — физика
На этот вопрос попытались ответить два российских исследователя — доцент кафедры управления и экономики в образовании Ленинградского областного ИРО Татьяна Рогозина и генеральный директор частной гимназии «Альма матер» (Санкт-Петербург) Татьяна Щур. Они проследили историю родительских запросов к частным школам на протяжении двадцати лет.
В начале 1990-х, когда у родителей впервые появилась возможность отправить детей в частные школы, семьи с готовностью платили за углубленный курс иностранного языка, уроки танцев и верховой езды. Но за несколько лет пестрая мода на воспитание светских мотыльков увяла.
Единственная польза, оставшаяся от этой светской волны — верховой ездой можно заниматься теперь и в некоторых государственных школах (даже несколько городских муниципальных школ на этой волне обзавелись своими конюшнями).
Финансовый кризис 1998 внезапно развернул родительские запросы в другую сторону, отметили исследователи: после него семьи стали требовать от школы углубленного преподавания математики и физики.
Сейчас условие родителей – чтобы все школьные предметы преподавались их детям на самом высоком уровне. Плюс – спорт и индивидуальные дополнительные занятия. Итого: каждый день — 9-10 уроков.
Семьи, которые привели ребенка в частную школу, требуют того, с чем борются родители в обычной муниципальной школе. Они требуют перегрузок
Окружите наших детей психологами, логопедами, врачами, говорят они, но научите их тому, чему их сверстников учат в обычной муниципальной школе. Но если цель семьи – карьера ребенка, а первая карьерная ступенька — поступление в престижный вуз, то сильная муниципальная школа поднимет ребенка на эту ступеньку надежнее частной. И к тому же с меньшими затратами: ведь кризис ударил, прежде всего, по родительским кошелькам.
Еще один факт, который вызывает удивление зарубежных ученых: в России вы не найдете стипендий способным школьникам для обучения в частных школах. А между тем только в британском Итоне около 100 талантливых мальчиков учатся бесплатно.
Почему в России не было Итона и Харроу?
Как случилось, что в России за несколько столетий так и не сформировались сильные частные школы, подобные Итону или Харроу?
Историки объясняют: не было общественного заказа на образование. Образовательные люди нужны были государству Российскому, а не русскому обществу
Старейшие частные школы Великобритании известны с 1364 года, а в России – только с конца 17 века.
«Даже слово «учитель» стало употребляться в современном контексте только с 18 века, — объясняет Алексей Игоревич Любжин, доктор филологических наук, педагог, автор монографии «История Русской школы в императорскую эпоху» (изданной благотворительным Фондом святителя Василия Великого). — Например, в переписке Сильвестра Медведева слово «учитель» еще не имеет отношения к школе. Учитель – это священник, который произносит проповедь».
В России 17 и 18 века учебные заведения не конкурировали друг с другом, как это было в Англии. Все русские школы того времени оставались частью либо церковных, либо – военных структур. А образовательное законодательство было законодательством о государственной службе.
«Для нас кажется необычным, что человек, который еще в начале 18 века учился в российской гимназии, числился на государственной службе, и получал казенное содержание, — продолжает Алексей Любжин. — Никто не платил за свое обучение, наоборот – учеба в школе оплачивалась ученику: ведь она была частью его карьеры и предполагала возможности карьерного роста. (Поэтому в школьных документах того времени мы встречаем странное выражение «уволить ученика», хотя сегодня мы говорим «исключить ученика»)».
…Уже с 17 века в России действовало правило: тот, кто хотел сделать карьеру, шел в государственную школу. Кто не хотел – нанимал домашних учителей. Впрочем, государство пыталось контролировать даже частных гувернеров.
«Елизавета, например, требовала, чтобы к детям принимались только те учителя, которые сдали университетский экзамен. В России с 1755 года было строжайше запрещено нанимать ребенку гувернеров, которые не имеют аттестатов. Штраф для родителей — 100 рублей».
…С тех пор частная школа в России знала три пути. Первый – подражать государственным школам. Второй – стать отдушиной для тех, кто этих школ на дух не переносил. Третий – окружить ребенка роскошью, прямо пропорциональной амбициям его родителей.
Амбиции: все в ампире
За минувшее десятилетие в разных регионах России выросли великолепные здания новых школ. Одни похожи на цветы, другие — на птиц, третьи — на облака… одним словом, на все что угодно, только не на то место, где дети изучают таблицу Менделеева.
Встающее перед родителями видение терема или замка, с портиками, колоннами, башнями и флюгерами, приглушает их дождливо-серые воспоминания о панельных зданиях муниципальных школ, в которых они учились сами.
В начале 2000-х заказчики соревновались друг с другом: кто первым пригласит для строительства частной школы знаменитость мирового уровня? Роскошь школьного здания завораживала воображение. Родители забывали, что не стены делают школу: ведь знаменитые британские частные школы имеют на балансе старое здание, спальни на 8 человек и один туалет на этаже.
В 2010 году легендарный российский архитектор Михаил Белов, профессор МАРХИ, чьи постройки вошли в лонг-лист лучших 60 построек России, создатель известных всем москвичам фонтана «Принцесса Турандот» на Старом Арбате (1998), и фонтана-ротонды «Пушкин и Натали» на площади у Никитских ворот (1999), построил в подмосковной деревне Жуковка на Ильинском шоссе свою «идеальную школу». Проект был во всех отношениях необыкновенный. Никогда еще архитектор такого уровня не строил школу!
«Неоклассический ансамбль из нескольких перпендикулярных продолжительной стометровой колоннаде трехэтажных корпусов, — описали эксперты увиденное. — Анфилада контрастных пространств, контраст камерного и крупного масштабов». Новое здание Михала Белова восхищенно окрестили «архитектурным театром». Было озвучено, что «характер архитектуры – консервативный авангард».
Но если бы не «консервативный авангард» Михаила Белова, превративший в событие школьное здание для частной школы «Президент», то о самой этой школе элитного поселка Жуковка, (со стоимостью обучения 180 тыс. руб. в месяц), никто бы никогда и не услышал.
Итальянские экономисты Джузеппе Бертола и Даниэле Чечи, утверждавшие, что частные школы в России очень слабы и слишком дороги, были совершенно правы.
Если опыт российских частных школ известен за рубежом, то – не потому, что эти школы работают в великолепных зданиях.
Отдушина: опыт великого двоечника
Недавно «Нью-Йорк Таймс» рассказал о образовательном успехе основателя «Фейсбука».
Марк Цукерберг и его жена Присцилла предложили 19 государственным школам США систему управления обучением Summit Learning. Суть идеи, поразившей американцев, в том, что неуспевающие школьники могут не посещать уроки. Вместо этого они получают все учебные модули сразу и могут переходить с одного на другой по собственному желанию. Формы и темп освоения знаний дети выбирают сами. Испытания этой платформы в школах оказались более чем успешными: более трети шестиклассников из 19 американских школ — участников эксперимента, сами выбирая учебные модули, почувствовали вкус к учебе.
Супруги Цукерберг воспроизвели тип «школы-парка», созданный в России в 90-е годы выдающимся российским педагогом Милославом Александровичем Балабаном (1927-2005).
Неужели в России не получили лицензии на методологию «школы-парка»? на этот вопрос может ответить Ольга Милославовна Леонтьева, кандидат педагогических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования, координатор парк-школ России, дочь М.А.Балабана
— Научные открытия обычно не лицензируются: они публикуются в виде книг и статей, — объясняет Ольга Милославовна. — Книга моего отца Милослава Балабана была впервые опубликована в «Первом сентября» в 1992 году. В чистом виде эта методология не воспроизводится нигде на рубежом, а попытки создать нечто подобное повторяются».
…За рубежом российское движение «школ-парков» воспринимают в контексте двух других инновационных направлений: Продуктивного образования (для старшеклассников, которые одновременно учатся и работают) и Демократических школ (не самое удачное название проекта, который начался с созданием Саммерхилла – школы, в которой есть уроки, но дети имеют право на них не ходить).
Цукерберг опоздал: в России школа-парк давно работает
Парк-школа, или Парк открытых студий – зрелище не для слабонервных: дети гуляют по школе, заглядывают в аудитории, прислушиваются к тому, что говорит учитель, иногда остаются, а часто – уходят. Школьники «голосуют ногами» за те или иные предметы программы.
— Почему создатели назвали такую школу парком – местом для прогулок, игр, развлечений? Потому, что во время уроков дети свободно переходят от педагога к педагогу?
— На самом деле мой отец Милослав Балабан, выбирая это название в начале 90-х годов, имел в виду новое в то время явление – технопарк, территория, на которой созданы благоприятные условия для разработки и коммерциализации инноваций. В технопарке каждый может выбрать тот проект, который ему нравится, — продолжает Ольга Леонтьева. — Традиционная классно-урочная система, придуманная еще Яном Амосом Коменским, здесь не приемлема. Ребенок в ней приравнивается к бездушной машине, которая должна сидеть за партой, сложив руки, и воспринимать все, что скажет взрослый. Люди называют Коменского гуманистом, забывая, что для него ребенок был tabula rasa – то есть чистым листом: он даже не был человеком до той поры, пока не прочтет Библию. Мы же исходим из того, что даже самый маленький ребенок сам выбирает, чему, сколько и у какого учителя ему учиться.
— А что скажет на это учитель?
— А для этого мы специально готовим учителей. Регулярно проводим семинары: приходите, записывайтесь. Каждый учитель в парк-школе ведет свою студию и готов заниматься с ребенком индивидуально. Но при этом педагог должен быть готов к тому, что дети во время урока встанут и уйдут. Значит, им неинтересно. И здесь все зависит от мастерства учителя. Есть дети, которые начав учиться в школе-парке, перебегают от учителя к учителю, ничем не увлекаясь. А есть и такие: заходят в аудиторию на пять минут, смотрят на доску и заявляют: «решение этой задачи – такое-то и такое-то, но мне с вами скучно, привет!» — и уходят. Но в это время, меняя учителей, делая выбор и неся за него ответственность, каждый учится! Потом, когда ученик понимает, что ему нужна, например, химия, а он ее прогулял, он с помощью учителя успешно осваивает полный курс химии в течение двух-трех месяцев.
— В России уже более 200 выпускников парк-школ. Они действительно отличаются от тех, кто закончил обычную общеобразовательную школу?
— Они научились тому, чему обычная школа не учила: делать выбор. Семья тоже не учит его этому. Когда родители начинают выбирать за ребенка, какие книжки ему читать, какие фильмы смотреть, на какие сайты ходить и по каким учебникам учиться, они едва ли научат его выбору.
С одной моей выпускницей, когда она еще училась, мы все время спорили. Она мне доказывала, что у нас в школе учиться легко, но это неправильно, потому что учеба – вещь серьезная и учиться должно быть очень трудно. Сейчас она говорит: «Ольга Милославовна, я была неправа! Теперь, став мамой, я поняла, что нельзя мучить детей!».
Говорит выпускница:
Александра Никифорова, первый выпуск Парка открытых студий (2003 год)
«В Парк открытых студий я пришла в 5 классе из другой школы. Нам разрешили выбирать предметы, учителей и тьютора (хотя мы не совсем понимали, зачем они нам нужны). Я воспринимала все происходящее как игру. Со временем картинка прояснилась. Мне было интересно. Мы могли найти себя, свои увлечения, таланты в той или иной сфере, при этом нас не ограничивали рамками изучения предметов. Учителя старались преподнести каждый предмет интересно для каждого ученика, придумывали всякие погружения в темы, семинары и т.д. Не было тупого натаскивания по программе, скорее программа подстраивалась под каждого из нас».
Альтернатива: родители сами создают школы-парки
… В 2016 году «школа-парк», или «парк-школа» — самая востребованная педагогическая концепция в секторе альтернативных частных школ России. По интересу родителей и педагогов «школы-парки» уступают в России только детским садам и начальным школам, работающим по методике итальянского педагога Марии Монтессори.
В новом учебном году энтузиасты готовятся открыть парк-школы в районах Раменского, Новой Риги и Химок (Московская область). Летом в Подмосковье работали летние выездные парк-школы (ребенок по своему выбору может присоединиться к любым образовательным процессам, а может просто отдыхать на природе). Обсуждается создание парк-школ в стационарах для детей с тяжелыми заболеваниями. Эксперты считают, что парки-школы будут востребованы в условиях инклюзивного обучения.
Сколько стоит создание парк-школы? Бюджет сводится к минимуму: аренда помещения для студий (2-3 комнаты), оборудование и педагоги. Решающую роль в открытии новой школы играют родители: они ищут в Сети единомышленников и педагогов, оплачивают помещение. А некоторые – проходят курсы переподготовки и сами преподают в парк-студиях для своих детей и детей своих друзей.
Главный опыт таких школ – организовать их можно самим. По крайней мере, до старших классов родители будут избавлены от страха перед тем, что их ребенок не находит общего языка с государственной школой.
Смотрите, ищите, думайте
Итак — хорошо сдать ЕГЭ вам поможет государственная школа.
Хорошая государственная школа — из тех, что находятся на вершине рейтинга ТОП-500 лучших школ России и ТОП-300 лучших школ Москвы — поможет вам обеспечить ребенка хорошими связями, научит его двум языкам, и обеспечит поступление на бюджет в топовые московские ВУЗы.
Если вы хотели бы развить дарования вашего ребенка, вам имеет смысл обратить внимание на специализированные школы, некоторые из них соединяют общее образование и введение в творческую специальность.
Таковы литературные школы Москвы и Подмосковья.
Соединяют общее образование и развитие гуманитарных талантов и театральные школы:
- ШКОЛА № 123 «ТЕАТРАЛЬНАЯ»
- ШКОЛА № 232
- МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КИНОШКОЛА
- ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 1089 «КОЛЛАЖ»
- ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 686 «КЛАСС-ЦЕНТР».
Художественные школы — по крайней мере государственные, лучшие и старейшие из них, не обучают детей общим дисциплинам. Вот список художественных школ Москвы по округам — советуем вам обратить внимание на Детскую художественную школу № 1 им.В.А. Серова на Пречистенке и школу № 3 им. В.А.Ватагина
Выбирая школу, так же обратите внимание на более узкие рейтинги:
Рейтинг школ Москвы 2016 года по успешности поступления в ВУЗы
Рейтинг школ Москвы 2016 года по успешности выступлений на Всероссийской олимпиаде школьников 2015-2016 года
200 школ, обеспечивающих развитие талантов учащихся
Лучшие школы, обеспечивающие высокий уровень профильной подготовки
Наконец, посмотрите список популярных частных школ. Это рейтинг журнала Афиша-Город, и выбор экспертов кажется нам достойным внимания. Но — посмотрите, как журнал предваряет свой рейтинг: «Обязательный китайский, бассейн с морской водой, писатель Дмитрий Быков в педсовете, стажировки в Англии и первый класс за 1,6 миллиона рублей: как устроены частные школы Москвы с лучшей репутацией». Частные школы в любом случае считаются собранием образовательных аттракционов. Таково общественное мнение.
ТОП-50
Официальный рейтинг лучших школ Департамента образования г. Москвы 2016 года