Православный портал о благотворительности

Трезвый Новый год: три истории о том, как трезвенники выкручиваются во время застолья

Знакомая картина: конец года, коллеги собрались в переговорной, накрыли стол. Все нарядные, звучит музыка. На столе бутерброды, сладости, шампанское. Начальник разливает вино с пузырьками по бокалам, как вдруг один из самых верных традициям сотрудников тихонько шепчет: я не буду, мне сок

Коллеги начинают перешептываться, а один во весь голос спрашивает: а чего это ты не пьешь-то? Дальше как в замедленной съемке: музыка стихает, конфетти повисает в воздухе, огоньки на елке замирают и все внимание переключается на сотрудника с соком, который обречен до вечера придумывать отговорки.

Тяжело сказать себе «хватит», если не помнишь, когда последний раз был трезвым. Еще тяжелее дать отпор настойчивым коллегам, родственникам и знакомым, которые вместо того, чтобы поддержать, ради собственного удовольствия стремятся сломать твою волю, чтобы посмотреть на твою беспомощность и чуть ли не угрожают порвать отношения.

Лучше всего в таких случаях отказаться от участия в застольях, где гости агрессивно настроены, рекомендует Валерий Доронкин, руководитель Координационного центра по утверждению трезвости и противодействию алкоголизму Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению

Уклоняться от новогоднего корпоратива или застолья с друзьями тоже надо уметь. Но если сделать это не получилось, придется действовать тактически. Вот рекомендации, которые помогут остаться трезвым во время новогоднего застолья в малознакомой или небезопасной компании.

Тактика трезвенника за новогодним столом

Найдите на столе все безалкогольные напитки, запомните, где они стоят, постарайтесь поставить их поближе.
Сразу наполните свой бокал до краев соком, морсом или лимонадом.
Не выпускайте свой бокал из рук, чтобы «шутники» не подлили в него алкоголь.
Не пейте из чужого бокала.
Если не уверены, что содержится в стакане, лучше из него не пить.

Валерий Доронкин советует еще до застолья договориться с авторитетным человеком, приглашенным на праздник, о том, что вам нужна его поддержка. Нужно попросить начальника или хозяина дома, чтобы он пресекал за столом все попытки пошутить или как-то прокомментировать ваш отказ от спиртного.

Если такого человека не нашлось, остается самому брать инициативу в свои руки и либо изобретать отговорки, либо спокойно и твердо объявить всем присутствующим о своей позиции.

На случай, если для пьяных членов компании честные аргументы уже неуместны, могут пригодиться, например, такие формулировки:

Что сказать пьяному собеседнику, который просит с ним выпить

Я за рулем.
Я недавно в браке, планирую детей.
Я буйный, когда выпью. Лучше меня не трогайте, я за вас переживаю.
Свою цистерну я уже выпил.
Мне не нравится вкус алкоголя.

Трудную ситуацию при наличии умения и доли таланта можно превратить в проповедь или просветительскую беседу на тему вреда пьянства.

Сбежала в храм в Новый год

В Замоскворецком обществе трезвости под руководством диакона Иоанна Клименко действуют общины трезвости для людей с алкогольной зависимостью и их близких. Члены этих общин поделились своими историями о том, как они встречали Новый год раньше и как они встречают его теперь.

Юлия Р. до сих пор с ужасом вспоминает историю о том, как однажды в новогоднюю ночь десятилетней девочкой они с сестрами ради веселья дали своей двухлетней сестренке попробовать шампанское. Когда об этом узнала мама, она сильно наказала детей. А потом Юлия сама стала матерью и поняла, чем могла закончиться детская забава. Сестру, как говорит Юлия, Господь уберег, а ее саму – нет.

В семье Юлии Новый год отмечали традиционно: салат оливье, шампанское, «Голубой огонек». Дедушка, как обычно, напивался, и мама с бабушкой его ругали, а Юлия его жалела. В подростковом возрасте у девушки случилась несчастная любовь, и она принялась утешаться алкоголем сначала в компании, а потом в одиночестве. Так прошло 26 лет, пока однажды в храме приходской священник не сказал ей: я вижу в тебе Божью искру, молись, чтобы Господь тебя спас.

За эти слова Юлия уцепилась как за спасательный круг. Она стала приходить на богослужения, стыдясь запаха перегара. А однажды осенью, выходя из храма, она увидела объявление о том, что рядом с ее домом в Почаевском храме в Балашихе открывается школа трезвости. Юлия пообещала себе, что не упустит этот шанс, и на две недели погрузилась в обучение, во время которого алкоголь предполагалось исключить.

– От трезвости у меня было ожидание, которое может понять только алкоголик, – говорит Юлия. – Мне хотелось выходить на улицу, не боясь того, что я трезвая.

В декабре Юлия уже твердо решила, что готова исключить алкоголь из своей жизни. В школе трезвости она узнала, что 1 января, в день святого мученика Вонифатия, в Марфо-Мариинской обители будет богослужение с обетом трезвости.

– Вечером накануне Нового года у меня было очень хорошее настроение, я нарезала салаты, – рассказывает Юлия. – Когда я сказала родным, что собираюсь ночью уходить, у нас произошел скандал. Я взяла дочь и убежала из дома в храм на новогодний молебен. Там я и встретила Новый год. А утром мы поехали в Марфо-Мариинскую обитель на литургию. После нее был чин обета трезвости, и я дала Богу обет на полгода.

В дни Рождественского поста Юлия чувствовала, что сам Господь ей помогает. Окончив школу трезвости, она начала посещать общину трезвости. На таких встречах участники общины обсуждают сложные ситуации и поддерживают и молятся друг за друга. Прошло уже 4 года с тех пор, как Юлия не употребляет алкоголь. «Вечер пятницы, и ты трезвый – это кайф», – говорит она.

Апостол трезвости

Владислав Е. рассказывает про алкогольный яд так, как будто это его злейший враг, который отравил всю его жизнь. Отвоевывать позиции он начал в 2000 году, когда в 39 лет бросил курить. Владислав работал на транспорте, поэтому, когда стало падать зрение, он решил, что пора попрощаться и с алкоголем.

Новый год в семье Владислава проходил по типичной схеме: приходили гости, общались, смотрели телевизор. Выпить шампанского или водки считалось обязательным. Когда на Новый год выпадала рабочая смена, у всех сотрудников было плохое настроение, а о выпивке не могло быть и речи, к тому же в новогоднюю ночь часто приходилось подрабатывать на такси.

В 2006 году Владислав записался на курс по избавлению от алкогольной зависимости. Он интересовался различными практиками, изучал литературу, в том числе церковную. Опорой для Владислава стала добродетель трезвости, вера и Евангелие. Он говорит об образе Иоанна Крестителя как о примере для подражания: Он будет велик пред Господом, не будет пить вина и сикера (от Луки 1:15).

– Величайший пророк, Иоанн Креститель, это как раз и есть, если вольно выразиться, апостол трезвости, – говорит Владислав. – Это яркий пример того, что можно жить, не искажая в себе образ Божий. Любое опьянение – это искажение восприятия действительности. Если ты от этого отказываешься, это дело, великое перед самим Богом.

Навык твердо формулировать свою позицию в отношении алкоголя не раз буквально спасал Владиславу жизнь. В 2015–2016 годах он попал в ополчение в ДНР (Донецкая Народная Республика). В условиях боевых действий взаимодействие с сослуживцами было очень плотным: ополченцы спали на одних нарах, ели из одного котелка. Не так-то просто в такой ситуации не влиться в коллектив. Цену этого «вливания» Владислав усвоил очень хорошо.

– Алкоголь уносил жизней больше, чем огонь противника, – сокрушается Владислав. – Бьет по нам тяжелая артиллерия, снаряды рвутся, мы бежим в укрытие, считаем потери: все живы, убитых нет. На следующую ночь двое напиваются в карауле, и один другого застрелил насмерть.

Другой случай: бьют по нам из минометов. Мины рвутся, мы прячемся в укрытии. Выходим: все живы-здоровы. Вскоре бойцы напились, поехали за добавкой на боевой машине пехоты. Внутри сидеть тяжело, они расселись сверху на броне. Машина не удержалась на асфальтовой дороге, свалилась в обрыв. Несколько человек погибли, остальные получили тяжелые травмы. Про пьяных пленных, вооруженных до зубов, и обморожения по пьянке даже и говорить не хочу. Спиртное бьет без миномета.

Я пью. Пить – не травиться

На предложение выпить Алексей К. обычно с улыбкой отвечает: «Что плохого я вам сделал? За что вы хотите меня отравить нервно-паралитическим ядом?» Воодушевление, с которым Алексей рассказывает про свое открытое сопротивление алкогольным традициям, достойно восхищения. Он знает, что ложный стыд ему не помощник. Дойдя до грани в 38 лет, он в алкогольном дурмане чуть не лишил жизни свою сожительницу. С этого момента началось раскаяние сначала в рукоприкладстве, потом и в пьянстве.

В течение 10 лет Алексей употреблял пиво. Ключевое слово здесь «употреблял». Пиво, как и любой другой алкогольный напиток, пить нельзя, им можно только травиться, уверен Алексей. Такое филологическое открытие он сделал, когда обратил внимание на то, что слово «пить» происходит от слова «питать». Питать может молоко, вода, сок, а алкоголь питать не может, он может только разрушать клетки печени и мозга. На вопрос «ты пьешь?» Алексей всегда отвечает утвердительно, а в ответ на недоумение поясняет: пью чай, воду, кефир.

После семейной ссоры Алексей пришел на исповедь. Батюшка ему сказал: спасайся, иначе либо сядешь в тюрьму, либо погибнешь.

Тогда Алексей разорвал отношения с сожительницей и на полгода ушел в монастырь жить и работать охранником. Каково же было его удивление, когда он понял, что даже монахи бывают одержимыми страстью пьянства. Он думал о том, что если так, то у него тем более нет оправданий, чтобы не бороться, и еще больше утвердился в том, что он на правильном пути.

Вот уже 6 лет Алексей не дает алкоголю ни единого шанса разрушить свою жизнь. Он встретил любимую женщину, оформил с ней отношения. Приглашение гостей на свадьбу было с жестким отбором: никакого алкоголя. Того, кто возмущался, Алексей недоуменно спрашивал: вы хотите нас поздравить или опьянеть? Отметили тесным семейным кругом.

Новый год для Алексея давно не проблема: он не признает даже традицию чокаться стаканами, поэтому всю посуду, которая напоминала про старые традиции, он просто разбил, а спиртное из бутылок вылил в канализацию.

Прошлой осенью Алексей поехал в Рязанскую область помогать руководителю центра «Трезвое дело», прожил там три недели. Сейчас Алексей открыл небольшой бизнес по производству масел холодного отжима. Он делает косметические и пищевые масла из кедра, кунжута, пихты, тмина и других ароматных семян.

Трудно передать, как радостно-взволнованно наши собеседники говорят о своем освобождении из алкогольного плена. Как будто всю жизнь они прожили в тяжеленных кандалах на руках и ногах, а теперь им стало легко и хочется дышать полной грудью.

Кто-то видит в пристрастии к алкоголю противника, вышедшего на него с гранатометом, кто-то тюремщика, держащего на коротком поводке, кто-то палача, приговорившего к смерти. Одно общее есть у всех трех историй – человек в них противопоставлен страсти, как и требует святоотеческая мысль: грех ненавидь, а грешника люби.

Коллажи Татьяны Соколовой

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version