Сначала решили, что это шутка
«У нас, англичан, с алкоголем сложились странные отношения, — признается Кэтрин Сэлуэй. – С одной стороны, нам стыдно, что мы так много пьем. Но мы возненавидим любого, кто посмеет нам об этом хотя бы намекнуть».
В ее баре-ресторане Redemption («Искупление») спиртное не подают. И не только спиртное. Три года назад, когда заведение открылось, многие решили, что это шутка. Как собирается выживать ресторан, в меню которого нет ни единого ингредиента животного происхождения, а также сахара и пшеничной муки?! Кого можно завлечь вареной морковкой с брокколи и главное – что на этом можно заработать?
Вначале Redemption представлял собой просто временный прилавок в одном из торговых центров. Сейчас действуют два полноценных ресторана в лондонских Ноттинг-Хилле и Шордитче. Проект заручился поддержкой трех ангелов-инвесторов — так называют тех, кто, вкладывается в рискованные проекты, которые в случае успеха могут принести большой доход. Похоже, «ангелы» знали, что делали: прибыль безалкогольного ресторана сегодня достигает 300%.
Создатели Redemption доказали: не все люди ходят в бары исключительно для того, чтобы напиться. Некоторым нужно просто пообщаться между собой – на трезвую голову.
Подают здесь так называемые моктейли («mock» по-английски – фальшивый). Хитом среди помешанных на здоровье хипстеров Вест-Энда является коко-рита: кокосовое молоко, лайм, сироп агавы. Постоянные посетители «Освобождения» — клиенты близлежащих центров-йоги и фитнес-центров. Туристы предпочитают более традиционные пабы восточной части года.
Сухие студенты
Redemption не одинок. Трезвых точек общепита в стране пабов и виски становится все больше.
Сегодня в Великобритании насчитывается как минимум 16 «сухих» баров и кафе – не считая временных ларьков.
Джонни Форсит, маркетолог и исследователь рынка алкоголя, уверяет, что за этой бизнес-моделью будущее. Прибыль к таким предприятиям придет не слишком быстро, но зато она будет долговременной и устойчивой. То же касается и становящегося все более популярным трезвого образа жизни. «Трезвость войдет в моду надолго – так же, как те же фитнес-центры или приверженность здоровой еде», — уверен Форсит. По статистике, каждый пятый британец сегодня воздерживается от алкоголя – в силу разных причин.
Употребление спиртного резко снизилось в период с 2005 по 2013 год: выросло новое поколение с новыми взглядами на алкоголь. Почему именно так получилось, предстоит еще ответить психологам, социологам, культурологам.
Но факт остается фактом: количество «регулярно употребляющих» среди 16-24 летних англичан снизилось больше, чем на две трети!
Пить больше не модно, не стильно, не современно.
Именно эти молодые люди, уверен Форсит, и являются целевой аудиторий трезвых баров. «Они помогают создавать рынок, например, для безалкогольного пива, например – напитка, который еще совсем недавно совсем не пользовался успехом у британцев».
Ливерпульские студенты – основные посетители бара Brink. Название созвучно слову drink (пить), переводится как «край». Но сюда ходят отнюдь не те, кто дошел до края пропасти и «больше не может». За столиками – молодые люди, которым пить просто неинтересно. Этот бар создан в 2011 году некоммерческой организацией, занимающейся борьбой с алкоголизмом и прочими химическими зависимостями — Action on Addiction.
Инициатива принадлежала сотруднице НКО Джеки Джонстон-Линч, брат которой погиб в автокатастрофе по вине пьяного водителя.
Изначально кафе открывалось для членов организации – выздоравливающих алкоголиков. Но неожиданно сюда потянулись обычные люди, с улицы. Таких среди клиентов бара — больше половины. Для того, чтобы стало больше, менеджер заведения Карл Белл ездит на ярмарки в ливерпульские университеты (их здесь три), раздает студентам флаеры с рекламой безалкгольного бара – «места, где можно пообщаться с друзьями, и не просыпаться наутро с больной головой». Здесь самые популярные пункты меню — нохито и фальшивое шампанское.
«Мы во многом похожи на самый обычный паб, — говорит Белл. – Есть свои завсегдатаи, есть те, кто приходит лишь по выходным. Так же, как и в любом пабе, здесь собираются болельщики смотреть футбольные матчи. Так же кричат, так же переживают, а сами совершенно трезвые!»
За трезвый январь
Сетевые бары, пабы и кафе не спешат полностью отказываться от спиртного: слишком рискованно. Однако ассортимент безалкогольных напитков и коктейлей в их меню расширяется, и это не стихийный процесс. Большую роль здесь играет организация Alcohol Concern, которая всеми силами старается сократить употребление горячительного на Британских островах.
Уже три года после затяжных и для многих тяжких зимних каникул она проводит акцию «трезвый январь». Ее участники на месяц завязывают, подсчитывают, сколько денег сэкономили — и жертвуют их на благо трезвости.
Другой вариант: объявить о своем решении в соцсетях и призывать других следовать твоему примеру или помочь Alcohol Concern материально. В 2013 году трезво провели январь 3 000 человек, в этом году их число выросло до 60 000. Есть еще и «трезвый октябрь»: акцию Go Sober for October организует НКО, поддерживающая раковых больных. В этом году в ней приняло участие 67 500 англичан.
«Сухие» бары, подобные двум описанным выше, – незаменимое место для фандрайзеров. Здесь они могут общаться с людьми, не подвергаясь соблазну выпить.
Клятва абстинента
Истории трезвых баров в Великобритании — почти 200 лет.
В 30-е годы сюда пришло так называемое Движение воздержания (temperance movement) и его радикальная форма – титоталиталризм (полный отказ от алкоголя). Родина последнего – Ирландия, где в 1838 году католический священник Теобальд Мэтью основал Общество полной абстиненции (Teetotal Abstinence Society). Отец Мэтью является, кстати, и создателем обетов трезвости, которые сегодня активно практикуются православными трезвенниками в России.
Клятва абстинента, которую давали члены его общества, звучала так: «С Божией помощью обещаем воздерживаться от употребления всяких опьяняющих напитков во все то время, на которое вписаны в число членов общества трезвости; кроме того, обязуемся, насколько это возможно, удерживать советом и примером других от пьянства».
В первоначальном тексте содержался перечень спиртных напитков (пиво, эль, виски, джин), от которых воздерживался новоявленный трезвенник, но со временем от него отказались: уж слишком много лазеек открывалось для желающего выпить и не нарушить клятвы.
Усилия эти могут показаться и скучными, и наивными, но факт остается фактом: в общество входила треть взрослого населения Ирландии.
Сотнями тысячи люди давали клятву в Англии, США, которые он посещал с миссионерскими поездками. Везде заодно закрывались питейные точки, а кое-где открывались и безалкогольные.
Бар Fitzpatrick’s в ланкаширском городке Раутенстолл — родом из того времени. Он был основан Английском обществом пропаганды воздержания еще в 19 веке. Все это время им владела семья Фитцпатриков. И все это время он оставался безалкогольным. Сейчас бар перешел к другим владельцам. Эшли Морли, новая хозяйка, трезвой традиции не нарушает, только сделала в заведении небольшой ремонт и мебель поменяла на более новую. «Сколько же людей перебывало здесь за эти десятилетия, и даже века! – восклицает она. – В этом баре люди давали клятвы абстиненции. Недавно приходил человек, который подписал здесь такую клятву 50 лет назад. И он до сих пор не пьет!»
Движение воздержания возрождается сегодня в виде новых организаций непьющих людей: Soberistas, Club Sober и других. Поскольку большинство членов таких сообществ – бывшие алкоголики – им очень важно найти трезвое окружение, безопасное место, где они могут хорошо провести время, не рискуя вернуться к старым привычкам.
Блогерша Луиз Роулинсон, которая, по собственному выражению «очень давно выздоравливает от алкоголизма» считает, что в Великобритании не пить спиртного – «нечеловечески трудно». «Это не вписывается в наш культурный ландшафт, — объясняет она. Встретить непьющего человека здесь – редкая удача. Устаешь от постоянных вечеринок, на которых люди годы напролет задают тебе одни и те же вопросы. Им кажется, что с тобой что-то не так, раз ты не пьешь: ты больна или, по крайней мере, беременна. Замечательно, что у нас появляется выбор».
Кофейни тоже не сразу прижились
В прошлом году в Великобритании была установлена награда Zero Alcohol Award. (То есть «нулевой уровень» алкоголя – видимо, по аналогии с «тремя нулями» нобелевского лауреата Мохаммаду Юнуса, которые должно достичь человечество к 2030 году: нулевой уровень бедности, безработицы и выбросов CO2). Самой выдающейся инициативой года были признаны «сухие бары».
Ноттигемский трезвый паб Sobar, попавший в шорт-лист премии, был открыт два года назад усилиями НКО Double Impact, занимающейся реабилитацией алкоголиков. Изначально здесь хотели создать пространство для общения и досуга людей, прошедших курс в реабилитационном центре. И здесь тоже стало собираться гораздо больше людей со стороны, чем можно было себе представить.
Традиция мало-помалу укореняется. Сюда приходят родители с маленьким детьми и студенты соседних университетов. Многие отмечают, что здесь царит атомосфера, которой больше нигде не найдешь: уютно, тепло, гостеприимно. К тому же и еда, и напитки превосходны. В округе есть огромное количество кофеен, но такого уюта не найти.
Кстати о кофейнях. Джон Форсит полагает, что именно они должны указать «сухим барам путь, по которому можно развиваться. Ведь когда в начале 90-х они начали активно открываются в Англии, это было совершенно новым для здешних мест явлением».
Многие думали, что не приживутся на островах французские забегаловки. «Теперь это многомиллионный рынок, — говорит Форсит, — стало принято назначать свидания в кофейнях. То же самое должно произойти и с безалкогольными барами. Сейчас они большинству публики в диковинку, но пройдет время, люди привыкнут к ним и полюбят».
Источник: theguardian.com