Появившийся проект приказа Министерства труда и социального развития «Об утверждении методических рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки» уже успел вызвать изрядную панику среди нынешних социально незащищенных граждан.
Сначала дать землю, потом отобрать льготы
Намерение сделать помощь социально необеспеченным людям точечной и обоснованной логично. Беда в том, что, разрабатывая сложные формулы, нынешние законодатели не заметили: в некоторых регионах из числа получателей социальной помощи граждан исключают… действия самих социальных органов.
Ольга, пенсионерка, сыну двадцать четыре года, инвалид первой группы, колясочник.
«В свое время как инвалиду с детства моему сыну был выделен земельный участок. Если нынешний приказ вступит в силу, именно из-за этого участка мы не будем считаться малообеспеченной семьей. Еще департамент соцзащиты Москвы выдавал инвалидам автомобили. Счастье, что в нашем случае это было больше пяти лет назад».
То есть, когда-то московский департамент выделял инвалидам землю, но именно эта земля сейчас может оставить людей без льгот. Получаются какие-то «дары данайцев». Но не только они вызывают беспокойство в новом приказе.
«Раньше мы жили в квартире все вместе – я, сын и мои родители. Теперь в этой квартире мы остались с сыном вдвоем. По логике нового документа, со смертью каждого человека, чтобы сохранить право на льготы, семья должна переезжать. Чтобы сохранить право на московские доплаты, мы с сыном вообще должны будем жить в квартире площадью двадцать метров. Таких просто не бывает».
Какова же арифметика этой семьи?
«Сегодня на двоих мы получаем тридцать пять тысяч. При московских ценах хватает, знаете, хватает тютелька в тютельку. Квартплата, даже с учетом льготы сына, у нас получается около трех с половиной тысяч. За связь мы платим полную сумму, а представьте себе, каково молодому инвалиду без интернета. Но если завтра мы останемся без доплат, моя пенсия будет восемь тысяч, пенсия сына – семь.
Если б я могла, я бы, конечно работала и жила своей жизнью – это гораздо лучше, чем жить в этом замкнутом круге. Тем более, что при зарплате менее двадцати тысяч рублей сохраняются московские надбавки для пенсионеров. Но сын требует постоянного ухода. Так что выйти на работу я не могу».
Автомобиль – не роскошь
Другая история. Елена, трое детей, один из них ребенок-инвалид, диагноз «аутизм».
«У нашей семьи целых два статуса – многодетные и имеющие ребенка-инвалида. При этом пока мы – не малоимущие. И, если честно, живется нам очень непросто.
Например, земельный участок, который был положен нам как многодетным и ребенку как инвалиду, в итоге пришлось просто купить. За него получен налоговый вычет, но, если сейчас из-за него нас лишат льгот, даже не знаю, как это назвать.
Или автомобиль. К сожалению, в каждом округе у нас нет школы, в которой готовы заниматься с моим ребенком. Но с нашим диагнозом ездить общественным транспортом вообще неполезно. И к метро наш ребенок привыкал два года. Было время, когда дорога до школы занимала у нас полтора часа, сейчас – сорок минут.
Естественно, те, кто может позволить себе кредит, стараются купить машину. Если в семье ребенок-инвалид, это совершенно не роскошь. Потому что социальное такси у нас работает очень плохо – его надо заказывать заранее, они могут задержать машину или вообще не подать. Но там просто тридцать или шестьдесят машин на тридцать восемь тысяч одних только детей с оформленной инвалидностью в городе.
Кстати, для семей с детьми-инвалидами было бы очень хорошо, если бы материнский капитал им разрешили тратить именно на машину – ничего другого, по большому счету, на него все равно не купишь».
Так-то оно так. Но что делать, если именно обладание автомобилем может лишить такую семью льгот?
Интересуюсь арифметикой.
«Доход на члена семьи я сейчас не посчитаю. Зарплата у меня двадцать пять тысяч, у мужа – шестьдесят… Когда-то я ходила в отдел соцзащиты, мы считали среднедушевой доход, для признания малоимущими не хватило, получилось «значительное превышение».
При этом надо еще понимать, что как добросовестные родители мы много занимаемся с ребенком, гораздо больше, чем положено бесплатно. И, поскольку социально получить эти услуги невозможно, приходится платить. Начинается необходимая сумма от двадцати тысяч, верхнего предела, честно говоря, не имеет. Но в среднем это – пятьдесят тысяч рублей в месяц».
Вот так выглядит московское «превышение» – восемьдесят пять тысяч минус пятьдесят плюс пенсия ребенка-инвалида и льготы для многодетных. На пятерых.
Когда закон многозначен
Однако главная проблема нынешнего приказа – во многих местах его текст просто многозначен, и трактовать его можно так и этак – как удобно чиновникам. В других случаях – проект откровенно нарушает уже имеющиеся законы.
Текст документа комментирует юрист Наталия Кудрявцева.
– Внимательно ознакомившись с проектом приказа Минтруда «Об утверждении рекомендаций по оценке нуждаемости и установлению критериев нуждаемости при предоставлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления мер социальной поддержки», можно говорить о существенном нарушении прав многих семей и отдельно проживающих граждан в РФ.
- Трактовка понятия «семья» в Методических рекомендациях при расчете прожиточного минимума позволяет занизить нуждаемость в социальной помощи в разы. При расчете учитываются доходы всех совместно проживающих и ведущих совместное хозяйство.
- Понятие «ведущие совместное хозяйство» позволяет трактовать его как угодно. Не ясен механизм установления ведения или неведения совместного хозяйства. Особенно актуальна эта формулировка для сложносоставных семей. В связи с этим трактовка понятия «семья» имеет высокую коррупционную составляющую.
- Согласно ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. То есть фактически семья лишится социальной поддержки на весьма значительную сумму.
- При расчете дохода семьи учитываются доходы от предпринимательской деятельности всех ее членов. На практике это может выглядеть так: в одном сельском доме живут две сестры, у одной из которых ребенок-инвалид. Первая сестра зарегистрировала ИП, и вяжет на заказ. Вторая сестра оформлена как лицо, осуществляющая уход за ребенком-инвалидом, и не работает, но в то время, пока работает другая сестра, присматривает за ее детьми. Сестра мамы совершенно не обязана содержать племянника. Тем не менее, ее доход учитывается, и ребенок лишается государственной поддержки.
- Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки указано наличие в собственности земельного участка, приобретенного под индивидуальное жилищное строительство, за исключением многодетных семей.
- Основанием для отказа указано наличие транспортного средства, используемого в личных целях. Не учтен тот факт, что транспортное средство для всех детей-инвалидов и инвалидов первой группы является элементом доступной среды, которая в регионах существенно отличается от доступной среды той же Москвы или Санкт-Петербурга.
- Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не ограничивает количество имущества, которое может принадлежать гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, за исключением установления максимального размера общей площади земельных участков (п. 5 ст. 4).
- Отказ в предоставлении социальной помощи предусмотрен и для одиноко проживающего и находящегося в трудоспособном возрасте гражданина, не имеющего работы, и не зарегистрированного в качестве безработного в службе занятости. Таковым гражданином вполне может оказаться любой инвалид в возрасте от 18 до 55/60 лет. Ведь формулировка достаточно четкая – «находящийся в возрасте…», а не «трудоспособный».
В связи с полным отсутствием системы трудоустройства инвалидов в РФ такая формулировка автоматически лишает всех нетрудоустроенных одиноко проживающих инвалидов социальной помощи.
Таким образом, именно трактовка понятия «семья», и связанная с ним методика расчета доходов, «вымывает» из сектора государственной социальной помощи весьма значительный пласт наименее защищенных граждан – инвалидов и детей-инвалидов.
Мотивации к самостоятельному решению тех вопросов, которыми изначально занималось государство, у граждан нет. Поэтому подавляющее их большинство будет идти по пути наименьшего сопротивления – оставлять детей в родильных домах, передавать их на попечение государства, а в случае проживания детей в кровной семье они не будут получать необходимого лечения и реабилитации.
Как следствие этого инвалидизация населения увеличится как в количественном, так и в качественном отношении. Что в свою очередь потребует значительных финансовых вложений. Поэтому попытки сэкономить в данном случае приведут к еще большим финансовым тратам государства.
Передает: http://creative-place.ru/