Мы реализуем авторскую методику работы с благополучателями. Можно ли оформить документ, что именно мы – создатели методики?
Злата Лебедева, руководитель юридического департамента Philin Philgood:
«Самый известный и простой способ – депонирование. Это передача экземпляра произведения на хранение в частные специализированные организации (их можно найти в интернете). Например, вы можете предоставить в компанию материалы с описанием вашей уникальной методики работы с подопечными.
После этого вам выдают документ (сертификат или свидетельство), который подтверждает, что в определенную дату произведение приняли от лица, заявившего свое авторство и/или правообладание.
Что дает эта процедура: в случае возникновения спора об авторских правах выданный при депонировании документ поможет установить временной приоритет и послужит весомым доказательством авторства и/или обладания исключительным правом на пользование. Из минусов – финансовые расходы (оплата услуг по депонированию)».
Наша НКО часто сотрудничает с авторами, которые создают и передают нам права на свои курсы и методические пособия. Какие аспекты важно учесть при работе с этими лицами?
Злата Лебедева, руководитель юридического департамента Philin Philgood:
«В первую очередь, с авторами необходимо заключить договор.
Это может быть:
договор авторского заказа,
договор услуг,
лицензионный договор.
Стоит учесть, что независимо от того, передают ли вашей НКО исключительные права на материалы в полном объеме или временные ограниченные права на использование конкретной информации, права автора неотчуждаемы. То есть если автор хочет, чтобы его имя было указано на передаваемых материалах, отказать ему в этом нельзя.
С автором можно обсуждать следующие условия сотрудничества:
Оплата материалов:
– автор передает вам свои разработки на возмездной или безвозмездной основе,
– получает ли автор отчисления, если материалы тиражируются и продаются.
Объем прав на передаваемые разработки:
– есть ли ограничения в применении курсов/пособий, иных материалов,
– можно ли НКО использовать материалы в коммерческих целях,
– остаются ли за автором какие-либо права на передаваемые материалы. Так, автор может договориться с НКО:
– закрепить за собой право пользования разработками в личных целях или для портфолио,
– передать организации права на материалы не полностью, а частично – например, разрешить НКО использовать пособие/курс для конкретных занятий. При этом сам автор имеет право делиться материалом с другими организациями.
Использовал ли автор в своих разработках элементы других лиц, например иллюстрации. Если да, то важно зафиксировать в договоре, что все возможные претензии автор будет решать самостоятельно с привлеченными им лицами».
Наша НКО проводит разные занятия для детей/взрослых: очные и онлайн-лекции, групповые занятия, мастер-классы и т. д. Нужно ли получить образовательную лицензию?
Злата Лебедева, руководитель юридического департамента Philin Philgood:
«Если организация (любая, а не только НКО) ведет образовательную деятельность, то получить лицензию необходимо. Здесь возникает две крайности:
Часть НКО считает, что если по окончании курса организация не выдает выпускникам аттестаты и дипломы, то можно обойтись без лицензии.
Другие НКО, которые занимаются обучением, думают, что главное – получить лицензию, а остальное не так важно.
Некоторые некоммерческие организации полагают, что оформить заявку на образовательную лицензию – самое сложное. Однако количество документов и необходимых действий, которые сопровождают ведение профессиональной образовательной деятельности, довольно велико. Это требует дополнительных административных ресурсов и времени.
Стоит задуматься о получении лицензии на осуществление образовательной деятельности, если:
– лекции (занятия, вебинары, семинары и т. д.) имеют продолжительный и последовательный характер (то есть проводятся последовательно и состоят более чем из одной),
– планируется проведение итоговой (промежуточной) аттестации,
– планируется выдача документа об образовании,
– у вас уже имеется программа, согласно которой проводятся лекции (занятия, вебинары, семинары и т. д.).
Если вы ответили «да» хотя бы на один вопрос, необходимо проанализировать внутренние возможности организации:
– необходимость внесения соответствующих изменений в устав организации,
– наличие помещений оборудования для организации обучения,
– наличие соответствующих кадров,
– наличие финансовых ресурсов, позволяющих реализовывать обучение.
Многие НКО проводят разовые вебинары или мастер-классы с обучающим компонентом без лицензии. Я, как юрист, не рекомендую этого делать: теоретически подобные мероприятия можно подвести под определение образовательной деятельности. В таком случае организацию ждет как административная, так и уголовная ответственность».
В нашей НКО сформированы основные коллегиальные органы управления. Их работа регулируется уставом. Нужно ли утверждать дополнительные положения/регламенты?
Ольга Жарова, руководитель направления юридической аналитики группы компаний Philin Philgood:
«Порядок формирования и деятельности органов управления некоммерческих организаций регулируется:
уставом НКО,
Гражданским кодексом РФ,
Федеральным законом «О некоммерческих организациях»,
специальными законами – в зависимости от организационно-правовой формы НКО. Например, Федеральным законом «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» или Федеральным законом «Об общественных организациях».
В уставе чаще всего прописывают основные аспекты работы коллегиальных органов управления:
состав участников,
срок полномочий,
перечень компетенций,
количество заседаний в год,
порядок принятия решений,
кто формирует, продляет и прекращает полномочия органов управления.
Так, если в фонде меняется руководство, с помощью устава новый директор может понять, когда необходимо созвать высший орган управления (совет / общее собрание учредителей / правление) и надзорный орган (попечительский совет) для проведения очередного заседания.
Дополнительно положения/регламенты можно утвердить, если некоммерческая организация планирует уточнить и детализировать работу органов управления. Именно в положениях/регламентах чаще всего фиксируется такая конкретика:
как и когда члены органа управления получают уведомления о заседании,
как проходит регистрация на заседание,
как проводится само заседание.
Если с членами органа управления налажена хорошая коммуникация и с проведением заседаний не возникает проблем, разработка и утверждение положения/регламента не обязательны.
В то же время утверждение положения/регламента необходимо, если в НКО создается орган, которого нет в уставе (например, экспертный совет)».
В совете НКО всего два члена и между ними часто возникают споры по разным вопросам. Из-за этого принятие решения и оформление протокола иногда откладывается. Можно ли разрешить эту ситуацию?
Ольга Жарова, руководитель направления юридической аналитики группы компаний Philin Philgood:
«Количественный состав высшего коллегиального органа управления на законодательном уровне не урегулирован (за исключением особых организационно-правовых форм НКО, например учреждений) и указывается в уставе НКО. Таким образом, требований к точному количеству членов высшего коллегиального органа управления (в данном случае – совета) нет.
В то же время если в составе управляющего органа только два члена, то все решения должны приниматься единогласно. А это, в свою очередь, может приводить к спорам и сложностям с принятием решений. В худшем случае – к блокировке деятельности всей некоммерческой организации. Такую ситуацию получится разрешить, только включив в состав органа управления нечетное количество участников».
Материал подготовлен при содействии Philin Philgood
Коллажи Дмитрия Петрова