Гитарист Мосс Хиллс, подрабатывавший на борту круизного лайнера «Оceanos», никогда раньше не видел, чтобы опытные официанты роняли подносы.
Поначалу это было даже весело. Музыканты развлекали пассажиров, все вокруг ходило ходуном – пепельницы скользили, чашки падали. Люди пересаживались на пол, чтобы не упасть. На палубе находиться было невозможно.
К вечеру от веселья не осталось следа. «Ты на корабле, вокруг бушует океан, кромешная тьма», – вспоминал Хиллс. Пассажиры занервничали. Все ждали известий от экипажа, но ни один из офицеров не появился, чтобы рассказать, что происходит и дать инструкции, как себя вести. Тогда Мосс вместе с фокусником решили разобраться сами.
Спустившись на палубу, Хиллс и его коллега-фокусник увидели членов экипажа: с округлившимися от ужаса глазами они в спешке, на полупустых спасательных шлюпках, покидали лайнер.
Происходило что то ненормальное, пугающее. Единственное, что понял Мосс, – лайнер тонет, они совершенно одни в бушующем океане и спасаться придется самим.
Представьте, вас десять человек в лодке, рассчитанной на пятерых. Никто, включая вас самих, не знает, где вы находитесь. Лодка утонет, если вы не избавитесь от «лишнего груза».
Как вы решите, кого скинуть за борт? Что будет основополагающим для принятия решения – возраст, физические характеристики, инвалидность? У кого больше шансов остаться в шлюпке и выжить?
«Спасательная шлюпка» – это ситуация катастрофы, в которой, утверждают антропологи, сильный, как правило, жертвует слабым. В противном случае слабый потянет за собой сильного и погибнут все.
«Они уплывали в бушующий океан, крича от страха и не владея собой»
Проплывая вдоль побережья Южной Африки, круизный лайнер стал крениться на бок. Вдобавок начался мощный шторм.
Ни гитарист, ни фокусник понятия не имели, как спасать людей, как спустить шлюпки на воду. Мосс взял ответственность на себя и стал руководить эвакуацией, просто потому, как говорил позже, что рядом не оказалось никого, кто мог бы это сделать вместо него.
Они обрадовались, увидев, что шлюпок на лайнере «Оceanos» достаточно, места хватит всем 571 пассажиру.
Мосс действовал по наитию – они быстро сажали людей в шлюпки и спускали на воду. Было страшно – казалось, многие в шторме в конечном итоге утонут: «Мы отпускали их в ночь, и они уплывали в бушующий океан, крича от страха и не владея собой».
Вскоре корабль окончательно завалился на бок и спуск шлюпок на воду стал невозможен. На борту оставалось больше 200 пассажиров.
Мосс вспомнил про сигнал SOS, нашел радиорубку, но пользоваться рацией он не умел. Как беспомощные котята, вслепую, они жали на все кнопки подряд. Наконец им ответили. Мосс пытался объяснить, где находится лайнер, но не мог назвать радисту ни навигационных координат, ни времени, сколько еще лайнер предположительно будет оставаться на плаву.
Кое-как, с помощью «голоса из рации» Моссу удалось определить координаты тонущего корабля и передать их властям ЮАР. Эвакуацию решили проводить с помощью вертолетов.
Наша дочь не может потерять обоих родителей – один должен спастись
Если бы они нашли капитана! Позже они обнаружили его в задней части корабля. Капитан Яннис Авранас курил в темноте. Он был в шоке, и, судя по всему, помощь требовалась ему самому.
Оставалось положиться на судьбу и ждать. Мосс с женой Трейси сидели в полной темноте, в ожидании вертолетов, молясь, чтобы помощь прибыла вовремя. На суше их ждала 15-летняя дочь Эмбер. «Она не может потерять нас обоих и остаться сиротой, хотя бы один из нас должен выжить», – твердил Мосс.
Когда прибыл первый спасательный вертолет, гитаристу пришлось пройти пятиминутный курс по управлению воздушной переброской пассажиров. «Помни, ремни должны быть крепко затянуты вокруг тела, подмышками, иначе люди опрокинутся вверх ногами и выпадут – вы убьете их», – предупредили летчики.
Это было непросто. Судно погружалось все глубже, шквалистый ветер сильно раскачивал пассажиров, которых удалось поднять в воздух, некоторые ударялись о корабль. Нервы у всех были на пределе.
Некоторые вели себя как потерянные дети, кричали, сопротивлялись. Мосс чувствовал, что теряет самообладание и в то же время считал, что у него не было другого выбора, кроме как продолжать спасать.
В общей сложности в спасательной операции задействовали пять вертолетов. Мосс и Трейси покинули лайнер последними. Когда вертолет с ними приземлился на берег, пассажиры побежали к нему, чтобы обнять. «Я начал задыхаться и рыдать, – вспоминал Мосс. – А потом потерял сознание».
Корабль затонул через 40 минут после эвакуации последнего пассажира. Это было чудо, что никто не погиб.
Среди выживших в кораблекрушениях большинство – мужчины
В исследовании, проведенном шведским Университетом Уппсала, посвященном крупным катастрофам между 1852 и 2011 годами, говорится, что «Титаник» – практически единственная крупная катастрофа, во время которой женщин и детей действительно спасали первыми.
Во всех остальных ЧС в первую очередь погибали дети, затем женщины и лишь потом мужчины. Члены экипажа в большинстве своем выживали. Среди большинства выживших – мужчины.
К счастью, в жизни, помимо инстинкта самосохранения, есть место человеческому благородству.
Во времена «Титаника», например, для богатых и привилегированных мужчин спасти себя и оставить без помощи детей, женщин и стариков своего класса было немыслимо, хуже смерти.
Дело не в том, что мужчины не хотели жить. Они не хотели выжить за счет тех, кого считали слабее себя. Знаменитая фраза «Сначала женщины и дети» вошла в неписанный кодекс морской чести.
«Будьте спокойны, мои добрые люди»
Мы ведем себя в критических ситуациях по-разному. Томас Байлз, 42-летний католический священник, отказался покидать «Титаник» и до последнего вздоха был с пассажирами, которым не хватило места в шлюпках.
«Будьте спокойны, мои добрые люди», – успокаивал он отчаявшихся пассажиров. В последние минуты священник находился на палубе, а вокруг него стояли на коленях католики, протестанты, евреи. Он читал розарий и молился за упокой души тех, кто должен был погибнуть.
Накануне его проповедь была о том, что необходимо иметь «спасательную шлюпку в виде религиозного утешения на случай духовного кораблекрушения». Своим поступком он оставил послание – в жизни существует что-то более важное, чем физическое самосохранение.
Капитан – обычный человек или в ответе за пассажиров?
Яннис Авранас, капитан лайнера «Oceanos», одним из первых эвакуировался на вертолете на берег. Еще больше общественность шокировало то, что он был оправдан судом и в конце концов вернулся к работе.
Мосс Хиллс с ужасом вспоминал, какому чудовищному и ненужному риску подверглись почти шесть сотен пассажиров из-за отсутствия профессиональной помощи экипажа.
А как же негласная морская этика? Всем известно – капитан и команда должны покинуть тонущий корабль последними. Это дело чести. На «Oceanos» произошло все с точностью до наоборот.
Возникает вопрос, реально ли сегодня ожидать, что капитан, в общем-то, всего лишь человек, подавит свой инстинкт выживания и, наплевав на охвативший его ужас, забудет о своих «шкурных» интересах? Кто осмелится приказать ему стоять на мостике и наблюдать, как гаснет свет, поднимается вода и последний пассажир покидает палубу?
Но тогда получается, что одна из самых циничных теорий мироздания – этика спасательной шлюпки – имеет право на существование…
Не будучи ни богатым, ни привилегированным, как мужчины-пассажиры на «Титанике», Мосс Хиллс спас сотни человеческих жизней. Он был обыкновенным человеком и совсем не готовил себя к подвигам.
Как часто в сложной жизненной ситуации мы рассуждаем: я маленький человек, что я могу сделать, что от меня зависит? У меня нет ни возможностей, ни сил.
История ничем не примечательного гитариста-фрилансера Мосса Хиллса показывает, что в критический момент, когда проявляется естество человека, в нас чаще все же просыпается лучшее, а не худшее.