Тиша рисует на ногах, черные линии похожи на ветки, пальцы закрашивает фломастером – красный, черный, синий.
– Красиво, – одобряет мама.
Обои напоминают листы альбома. Разноцветные круги, штрихи, мазки.
«Когда у нас был один ребенок, был полный порядок, чистые обои, все вещи на своих местах, даже когда их было уже трое, мы садились за стол, я надевала на детей фартуки, давала в руки кисти, – рассказывает мама Жанна.
– Но ближе к 2 годам Тиша перестал смотреть в глаза, откликаться на свое имя, казалось, что он просто нас не слышит. Когда ему поставили диагноз «аутизм», жизнь хрустнула на до и после».
Годовалая Дуся с хвостиком на макушке тянется к гамаку-кокону, он висит посредине комнаты. Долгое время Тиша спал только в коконе, ночью просыпался и громко кричал. Мама ложилась на пол и качала его. А потом папа придумал конструкцию из веревки на потолке, чтобы можно было качать кокон, лежа на кровати.
«Он уже был весь засаленный изнутри, но Тиша из него не вылезал, мы не могли его снять – даже чтобы постирать», – говорит папа Андрей, указывая на кокон.
Над кроватью – зеркальный шар, как в цирке. И карта мира, на которой залеплены пластилином все животные.
«Я пытался отлепить нескольких, но Тише хватило одного взгляда, чтобы это увидеть. Их там сотни, ну как можно заметить?», – удивляется Андрей.
«Он видит так, как будто у него в глаз встроена 3D камера, – объясняет Жанна. – Один раз мы гуляли в парке Сокольники, а когда пришли домой, Тиша начал лепить. Он слепил аттракционы, горку, качели. Все в том порядке, в котором мы видели, в мельчайших подробностях. Мы посмотрели и поняли, как многое мы упустили. А он заметил и показал нам».
Как-то в храме Тиша увидел вертеп. Он боялся заходить внутрь углубления-шалаша, покрытого лапником. Но все-таки заходил. А потом дома слепил вертеп – рваные куски зеленого пластилина стали еловыми ветками, на верхней ступени помоста были фигурки Иосифа и Марии с младенцем, на нижней – волхвы и пастухи – в детальной точности.
Тиша перемещается по комнате вихрем, то прыгает на кровати, то залезает на подоконник, то подбегает к столу с пластилином и что-то быстро лепит. Разглядываю – что сейчас? Коляска-люлька.
Как-то раз он выучил и вылепил из пластилина весь алфавит. А недавно мама читала ему книгу про одежду и Тише понравились картинки с шубами. И весь день он лепил шубы.
«Когда его что-то впечатляет, он не может высказать это словами, но может слепить или нарисовать. Поэтому дома всегда должен быть пластилин. Это также важно, как купить продукты или заплатить за квартиру», – поясняет Жанна.
Недавно Тиша ел глазированный сырок, а потом начал отгрызать кусочки и выплевывать. Мама сначала не поняла, в чем дело. А потом из целого сырка получилось туловище, из огрызка -голова.
«Вылитый бегемот», – догадалась Жанна.
Слепили из пластилина глаза и уши, скрепили туловище и голову с помощью зубочистки.
«Тиша безусловно – центр нашей семьи. А мы вокруг него как лучи. Иногда я переживаю, что это доставляет неудобство остальным детям. Но кто знает какими бы они были, если у бы них не было такого брата», – делится мама.
На окне – цветные витражи. Когда светит солнце – они как будто горят.
Тиша рисует на двери человечков виде разных фигур – квадрата, треугольника, трапеции, овала. Один как будто испуган, другой – удивляется, третий – чем-то огорчен, четвертый – показывает язык, дурачится.
– Что у тебя в голове? – спрашивает папа, гладя по волосам спящего Тишу. – Целая симфония.
Чтобы Тиша мог развиваться и справляться с проявлениями аутизма, очень нужны специальные занятия! Без них наступает ухудшение, откат в развитии, Тиша становится неуправляемым. Мы собираем средства на оплату занятий поведенческой терапией, помочь можно ЗДЕСЬ!
Фото Валерии Гречиной