Православный портал о благотворительности

Тиморский царь благословил православного священника на проповедь Христа и раздачу риса

«Здравствуйте, я царь, вы мне очень нравитесь», – неожиданно сказал человек русскому священнику в одном из селений Восточного Тимора

Священник Кирилл Шкарбуль и члены православной общины в хижине
Иерей Кирилл Шкарбуль со своей паствой

Государство Восточный Тимор (Юго-Восточная Азия) все покрыто зеленью, абсолютно все. На малайском «тимор» означает восток, так что название страны переводится как «Восточный Восток». Государство молодое, полудемократическое, с добродушным населением и абсолютно пустыми недрами.

Единственное достояние – кофе редких сортов – до короновируса было спасательным кругом. Но когда в стране утвердился карантинный режим, экспорт кофе встал, и люди начали голодать. В самом буквальном смысле – не хватало на еду.

Посильную помощь тиморейцам оказывает Православная миссия. Уже розданы 118 мешков риса. Планируется раздать еще 117 мешков.

Рис всему голова

Рис для тиморейцев – основа питания

Россия – Восточному Тимору, прямо в руки

25-килограммовый мешок риса для тиморейской семьи означает, что месяц можно не бояться голода. Рис для тиморейцев – основа питания. «Это даже не как картошка для нас, это больше», – объясняет организатор гуманитарной миссии отец Кирилл Шкарбуль.

235 мешков риса – 235 семей, спасенных от голода.

Районы Баукау, Виекеке и Айлиу уже получили помощь. На очереди – Саме, Суаи, Ликиса, Мальяна, Эрмера и самый голодающий район – Окуси.

Заболевших ковидом-19 в Тиморе совсем немного – 24 человека. Оказавшиеся в бедственном положении семьи пострадали не от него, а от жестких карантинных мер, объявленных государством. Кофе – главная тиморейская валюта – перестал приносить доход из-за остановки экспорта. Обрушилось и без того хрупкое благосостояние жителей сельскохозяйственного Тимора.

Карты острова Восточный Тимор

Государство Восточный Тимор (официально – Демократическая Республика Восточный Тимор), как это ни странно, одно из двух преимущественно христианских государств Юго-Восточной Азии. Второе – Филиппины.

Однако православная миссия появилась в Тиморе недавно: в 2019 году здесь побывал священник Кирилл Шкарбуль, настоятель Крестовоздвиженского прихода Русской Православной Церкви в Тайбэе (Тайвань).

«Очень приятно, царь!»

Иерей Кирилл Шкарбуль со своей паствой

Предки тиморцев были приверженцами анимизма, – верили, что все, что их окружает, – дождь, земля, деревья – имеет свою душу

В свою первую и вторую поездку в Тимор отец Кирилл просто ходил и заводил разговоры с открытыми по натуре тиморейцами, раздавал несложную православную литературу. Только третья поездка принесла плоды. Люди потянулись к заморскому проповеднику и к Православию, которое он проповедовал.

Однажды среди прочих смуглых, улыбающихся людей к о. Кириллу подошел мужчина с длинными волосами. Он как-то отличался от остальных, был больше похож на американского индейца, чем на обычного тиморейца. «Здравствуйте, я царь, – и вы (т.е. православные) мне очень нравитесь», –  произнес он.

Царей в Тиморе несколько. Почти 400-летний период португальского правления лишил их власти политической, но не лишил сакральной: царей уважают, к царям прислушиваются.

Райлакан – так зовут царя, обратившегося к отцу Кириллу, заслужил уважение народа не только по факту царского рождения, но и как лидер партизанского сопротивления в годы индонезийской оккупации.

Более 10 лет тюремного заключения, шрамы от пыток… Все это сделало слова Райлакана значимыми и весомыми для тиморейцев.

Райлакан заинтересовался Православием и словами отца Кирилла. Тиморейцы на 97% католики. Но большая часть из них являются католиками номинально. Сам Райлакан признается, что 30 лет уже не был в католическом храме.

Католики для тиморейцев по прежнему ассоциируются больше с оккупантами, чем с духовными лидерами. Португальские миссионеры действовали в тесном сотрудничестве с колонизаторскими властями, вводившими свои порядки в Восточном Тиморе столетиями подряд, почти не заботились ни о развитии местного образования, ни о благосостоянии людей.

Образ людей с запада как разрушителей традиционной культуры и национального своеобразия, поработителей до сих пор силен в Восточном Тиморе.

Есть те, кто ищет Бога истинного

«Настоящее христианство – из Израиля, а не из Рима», – говорит царь Райлакан и называет православных «израильскими католиками»

Сегодня в Тиморе около 420 членов православной общины и около 1000 оглашенных. Но ни одного храма

Сегодня у тиморейцев вера в единого Бога мирно уживается с традиционными языческими верованиями. Предки тиморцев были приверженцами анимизма, – верили, что все, что их окружает, – дождь, земля, деревья – имеет свою душу.

И до сих пор почти в каждой тиморейской деревне есть свой шаман, к которому, наравне с католическим пастором, не гнушаются обращаться за помощью сельчане.

Однако есть те, кто ищет Бога истинного. «Настоящее христианство – из Израиля, а не из Рима», – уверенно говорит Райлакан и называет православных «израильскими католиками».

Именно благодаря его царскому «благословению» к отцу Кириллу пришли самые энергичные и харизматичные молодые тиморейцы – Сиприано и Норберто. Сиприано – потомок Бовентуры, героя борьбы за независимость Тимора от Португалии.

Они первыми в Тиморе приняли осознанное решение и пришли к отцу Кириллу с просьбой совершить Таинство Миропомазания. Они решили перейти из Католичества в Православие.

Сейчас Киприан и Никифор (в Православии они обрели новые имена) – главные миссионеры в Тиморе. Доступ иностранцев в страну закрыт. В условиях карантина и оторванности от священников они сами поддерживают миссионерскую работу.

Это Киприан и Никифор изучили и посчитали бедствующие семьи и обеспечили им доставку риса, который оплатил Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ.

Причастие в общине Восточного Тимора

Говорят, если Никифор Родригес приезжает в деревню с миссионерской поездкой, то зачастую в Православие обращается вся деревня.

На данный момент в Тиморе около 420 членов православной общины и около 1000 оглашенных, ожидающих приезда священника и совершения Таинства Миропомазания.

И ни одного храма. Долгожданный приезд митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия не решил этой проблемы. Потому что приезд его состоялся в феврале, как раз накануне введения строгого карантина. И выполнение всех принятых решений: арендовать дом для обустройства храма, арендовать автомобиль для миссии, направить для постоянного служения двух священников – пришлось отложить на неопределенный срок.

Так что пока тиморейцы собираются для молитвы дома у кого-либо из членов общины, с благодарностью принимают помощь от Русской Церкви и передают ее нуждающимся.

Дистанционно руководит проектом отец Кирилл Шкарбуль. Он общается с местными на английском. Но английский в Тиморе – рабочий язык, не государственный, в отдаленных деревнях им не владеют. Здесь в ходу язык тетум. Приезжим миссионерам придется со временем осваивать его.

А царь Райлакан пока так и не стал православным… Имея 18 жен, нелегко принять такое решение. Впрочем, святого князя Владимира этот фактор тоже долго останавливал.

В помощь гуманитарной миссии государства Восточный Тимор передано 3000 долларов

Поддержать сбор средств можно на сайте Милосердие.ру, или отправив sms на короткий номер 3443 со словом Еда и суммой пожертвования. Например, Еда 300.

Если вы хотите помочь накормить восточных тиморейцев, вы можете связаться с отцом Кириллом Шкарбулем по его электронной почте:  integralo@rogers.com

Пандемия и карантинные меры поставила многих людей на грань выживания. Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ объявил сбор средств в помощь нуждающимся в самых разных епархиях. На текущий момент через сайт Милосердие.ру и смс 3443 собрано 6 млн 900 тысяч рублей. Из них 3000 долларов передано в помощь гуманитарной миссии государства Восточный Тимор.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version