Православный портал о благотворительности

Тихвинская икона Богородицы: пророчество отца Серафима

Свв. апостолы Петр и Иоанн просили Богоматерь приехать на освящение храма, построенного в Ее честь. Пресвятая Дева не смогла быть на торжестве, а может быть, не посчитала нужным участвовать в чествовании себя, но на колонне нового храма чудесным образом возник Ее лик

Икона Богородицы Тихвинская. С сайта azbyka.ru

В 1970-х годах в Псково-Печорский монастырь, к своему духовнику, о. Серафиму (Розенбергу) приехала одна матушка. О. Серафим, к тому времени почитавшийся в монастыре как старец, дал ей потемневшую от времени «дощечку» и сказал: «Это икона. Храни ее бережно и передай своим детям. Она проявится перед тем, как в Россию вернется Тихвинская».

Во время Отечественной войны, в оккупированных немцами  Печорах о. Серафим был монастырским ризничным (ответственным за церковные облачения, иконы, храмовую  утварь) и «ларечником»: продавал крестики, иконы, свечи в ларьке на монастырской площади. В 1944-м немцы при отступлении вывезли из монастыря все ценное (они хотели вывезти и самих монахов, только вот отцы не поехали, но это уже отдельная история). А в 1973 году именно о. Серафим принимал возвращенные правительством ФРГ монастырские ценности.

Но в годы войны была вывезена за границу и чудотворная икона Тихвинской Божией Матери. И вот о. Серафим говорит, что маленький образ на дощечке «проявится», а Тихвинская – вернется!

Шли годы. В мае 2004-го  дочь женщины, которой о. Серафим завещал хранить образок на темной дощечке, вбежала к матери с криком:

«Мама, икона, смотри!» На бывшей темной дощечке проступила яркая позолота. День ото дня образ менялся: сначала проступил контур, затем прояснился лик и все изображение стало, как новое.

А всего через месяц, 23 июня 2004 г., чудотворный образ Тихвинской Богоматери передали возрожденной  Русской Православной Церкви.

Из греков в славяне

Современный вид Влахернской церкви, Стамбул. Фото с сайта http://hramvkostino.ru/

По одной из версий предания, икона Богородицы Одигитрия (какой была Тихвинская) повторяет образ Богоматери, чудесно явленный Ей самою в городе Лидде (Римская империя):

свв. апостолы Петр и Иоанн просили Богоматерь приехать на освящение храма, построенного в Ее честь. Пресвятая Дева не смогла быть на торжестве (а может быть, не посчитала нужным участвовать в чествовании себя), но на колонне храма чудесным образом возник Ее лик.

В VIII веке святитель Герман, патриарх Константинопольский, заказывает копию с этого нерукотворного образа. Специально для него был построен знаменитый Влахернский храм Константинополя.

Однако во времена иконоборчества св. Герман, сам пострадав за иконопочитание, отправляет икону «по водам» Папе Римскому Григорию (тогда еще Папы Римские и Патриархи дружили). Образ поместили в Соборе святого Петра. После этого события Лиддская икона получила название Римской. Но с восстановлением иконопочитания, при царице Феодоре (842–855 гг.), образ возвращается в Константинополь.

На Руси Тихвинская икона, внешне соответствующая Римской, по преданию, была чудесно явлена на Ладожском озере местным рыбакам. Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею». Новообретенный образ устанавливают в Тихвине. По молитвам и вере от него происходит множество исцелений и чудесная помощь.

Экспертиза икон в XIV столетии

Внутреннее убранство Влахернской церкви, Стамбул. Фото с сайта incomartour.com.ua

Дальше события развиваются, о чем также можно прочитать в летописи: «Многие из богатых Новгородских купцов, находясь по торговым делам в Константинограде во время преславных чудес, совершившихся в Тихвине от иконы Божией Матери, беседовали о них с тамошним Патриархом, который, войдя во все подробности ея явления и чудес, с своей стороны передал им известие о том, как скрывшаяся из Константинограда икона Богоматери по смотрению Божественному и прежде иногда отходила в море, но возвращалась вновь к городу, изливая чудеса на верных, подавая победы на врагов, утоляя болезни и печали, и как наконец она отбыла невозвратно, конечно за гордость, братоненавидение и неправды народа. <…>

По долгим беседам, по сравнению явлений, чудес, величины, облика и т. п. утвердилось мнение, что явленная икона в Тихвине есть не иная, как та самая, которая была в Царьграде».

Игры со святыней плохо заканчиваются

Василий III и Елена Глинская. Художник Клавдий Лебедев. Изображение с сайта Wikimedia Commons

Конец 14 века – время объединения Руси в одно государство, когда  и святыни становятся общерусскими. Почитание Тихвинской иконы на госуровне в Московском княжестве начинается с Василия III, отца первого царя Всея Руси Ивана Грозного, и продолжается до конца монархии в России, и даже дальше.

Между тем, повод для обращения за помощью к чудотворному образу у Василия III совсем неблагочестивый: он только что развелся со своей царицей Соломонией Сабуровой из-за того, что та не могла родить ребенка.  И теперь, в новом браке с молодой красавицей Еленой Глинской, принялся молиться о наследнике:

«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол», – запишут царские летописцы.

Митрополита Всея Руси Варлаама, отказавшего царю в разводе (отсутствие детей у супругов не являлось канонической причиной для расторжения брака), Василий отстранил, отправив в ссылку, и нашел нового, Даниила, который развел его с царицей и повенчал с Глинской. Соломонию насильно постригли в монашество.

И наследник рождается, а со временем становится психически нестабильным тираном на троне, погубившим множество людей, проигравшим Ливонскую войну с потерей больших территорий Руси (белорусских земель, земель южного побережья Финского залива, Ливонии), что привело к экономическому кризису и страшному Смутному времени.  

Сам же Василий через три года после рождения сына внезапно умирает, как пишет летопись,  «от нарыва в ноге».

В 18-м псалме есть такие строки: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его» (стих. 27).  Бог, как известно, не посягает на свободу воли человека и, если человек упорствует, то предоставляет человека себе самому — «лукавству его». Или, как сказано в псалме 81, «Народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам» (11-13).

Не зря говорят, что есть молитва во грех. Можно сместить митрополита, можно обмануть себя, приведя самые «веские» оправдания, но ведь Бога не обманешь.

Защитница правды

Тихвинская икона Божией Матери в окладе, XV-XVI вв. Фото с сайта wikipedia.org

Богородица Тихвинская не раз помогала в защите страны от врагов, попутно объясняя, что хорошо, а что не очень. Например, во время войны со шведами в 1613-1614 годах, противник, уже захватив Новгород, подошел к стенам Тихвинского монастыря.

Монахи, завидев шведа, решились бежать, забрав с собой чудотворную икону, но…  не могли сдвинуть ее с места. Такое «говорящее» чудо укрепило ослабших духом, и монахи остались в монастыре, надеясь на защиту Божией Матери.

Конечно, Матерь Божия не оставила: осадившим монастырь шведам, как писали впоследствии участники события, вдруг представилось огромное русское войско, шедшее будто бы из самой Москвы на их разгром, и они отступили. После чудесной победы в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они поместили его в Московском Успенском соборе Кремля – главном соборе Руси. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери было установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов.

В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый «Ополченная» защищал тихвинских партизан во время Отечественной войны с французом. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли».

В знаменитой битве при реке Березине в ноябре 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.

Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. Фрегат «Тихвинская Богородица» в эскадре контр-адмирала Сарычева в июле 1855 года ходил между Кронштадтом и Любеком. Иеромонах Кирилл в самый разгар бомбардировки неприятельского флота на палубе одного из кораблей служил молебны, укрепляя своим мужеством моряков.

По одному из преданий, именно Тихвинский чудотворный образ из храма Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском (Москва), был на самолете обнесен вокруг города, и вслед за этим начался разгром фашистов под Москвой. Вскоре был освобожден и город Тихвин. Храм этот построен в 1682 году и в советское время не закрывался.

После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время Второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли во Псков. В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго.

После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский Успенский монастырь после его возрождения.

В январе 2004 года после встречи Патриарха Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке, Тихвинская икона возвращается в Россию, в Тихвинский Успенский монастырь.

Тихвинской Божией Матери молятся о защите от болезней, врагов, о воинах, о примирении враждующих; Тихвинская Божия Матерь считается особой покровительницей детей, беременных женщин, ей молятся о защите детей от разного рода телесных и душевных напастей.

Тропарь, глас 4:

Дне́сь, я́ко со́лнце пpесве́тлое,/ возсия́ нам на возду́се всечестна́я ико́на Твоя́, Влады́чице,/ луча́ми ми́лости миp пpосвеща́ющи,/ ю́же вели́кая Росси́я,/ я́ко не́кий даp Боже́ственный свы́ше благогове́йне воспpие́мши,/ пpославля́ет Тя, Богома́ти, всех Влады́чицу,/ и от Тебе́ pо́ждшагося Хpиста́ Бо́га на́шего велича́ет pа́достно./ Ему́же моли́ся, о Госпоже́ Цаpи́це Богоpо́дице,/ да сохpани́т вся гpа́ды и стpаны́ хpистиа́нския/ невpеди́мы от всех наве́т вpа́жиих/ и спасе́т ве́pою поклоня́ющихся Его́ Боже́ственному/ и Твоему́ пpечи́стому о́бpазу,// Де́во Неискусобpа́чная.

Перевод: В сей день как солнце пресветлое воссияла нам на воздухе всесвященная икона Твоя, Владычица, лучами милости мир просвещая! Ее великая Россия, как некий дар Божественный свыше благоговейно приняв, прославляет Тебя, Богоматерь, всех Владычицу, и от Тебе родившегося Христа, Бога нашего, величает радостно. Ему молись, о Госпожа Царица Богородица, да сохранит все города и страны христианские невредимыми от всех козней вражеских и спасет с верою поклоняющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дева брака не познавшая.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version