Современная жизнь уже немыслима без компьютера. Мы связываемся с коллегами по электронной почте, находим одноклассников в социальных сетях, пишем о самом интересном из своей жизни в блоге. Помимо этого значительная часть нашей жизни проходит в поисках того, что непременно найдётся на поисковых системах, в бурных обсуждениях на форумах и в комментариях, прослушивании последних подкастов и, конечно же, чтении твитера Президента. В то же время, среди нас есть довольно большое число людей, которые, на первый взгляд, не имеют никакой физической возможности использовать компьютер – это незрячие. Казалось бы, они обречены на низкий уровень образования, низкоквалифицированную работу сборщика розеток или выключателей на специализированном предприятии для слепых. В лучшем случае общество видит в них чуткие руки массажистов. Однако сегодня можно с уверенностью утверждать, что инвалиды по зрению могут работать на компьютере, получать высшее образование, вести полноценную профессиональную деятельность практически в любой сфере интеллектуального труда, и все это стало возможным благодаря тифлотехнологиям. Но обо всём по порядку.
Брайлевский дисплей
На протяжении многих веков основной формой накопления и хранения информации были письменные источники. Сначала полностью рукописные, а затем печатные книги по понятным причинам не были доступны для людей с нарушенным зрением. В 1829 году слепой французский студент Луи Брайль изобрёл специальный шрифт для незрячих, в котором вместо букв использовались комбинации выпуклых точек на бумаге – шрифт Брайля, используемый до настоящего времени во всём мире. Слепые, наконец, получили свою письменность. Однако перепечатать рельефно-точечным шрифтом сколько-нибудь значительную часть обычной плоскопечатной литературы оказалось невозможно. Издание книги в брайлевском шеститочии — очень дорогостоящий и трудоемкий процесс. Проблемой является ещё и то, что плотность информации в таких книгах невысока. Для их хранения необходимо огромное пространство. Так для того, чтобы уместить текст известной книги Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» потребовалось 4 толстых тома книг в шрифте Брайля.
Во время Первой мировой войны в результате ранений большое количество солдат потеряли зрение. Их реабилитация осложнялась тем, что Шрифт Брайля был слишком сложен для изучения. При этом сами бывшие военнослужащие ослепли уже будучи взрослыми и с трудом могли переучиваться. В 1920 году Британский Национальный Королевский институт слепых начал исследование возможности издания аудиокниг или так называемых «говорящих книг». Итогом этой работы стало появление первых прототипов «говорящих книг» на основе долгоиграющих граммофонных пластинок. 7 ноября 1935 года институт слепых разослал первую партию аудиокниг: «Убийство Роджера Экройда» Агаты Кристи и «Тайфун» Джозефа Конрада. Это было прорывом в области реабилитации незрячих, но конечно аудиокнига не смогла заметить полноценный академический учебник или сколь бы то ни было серьёзную литературу. В аудиокнигах отсутствовала возможность быстрого поиска нужного фрагмента. В результате за всё время существования «говорящих книг» и книг напечатанных шрифтом брайля, в этих двух форматах было издано только 2% от общего количества плоскопечатной литературы.
Бурное развитие компьютерных технологий во второй половине XX века привело к тому, что появились так называемые компьютерные тифлотехнологии. Так начале 1980-х годов был разработан специальный брайлевский дисплей. Это устройство представляет собой узкую полоску с отверстиями, из которых выдвигаются пластмассовые иголки, формирующие тот или иной знак в шрифте Брайля. Одним из главных недостатков брайлевских дисплеев является их запредельная цена, которая сейчас составляет более 3 тыс. долларов США.
В 1989 году Тэд Хентер, бывший мотоциклист, потерявший зрение в результате автокатастрофы, создал первую версию своего программного синтезатора JAWS. Эта программа могла озвучивать текст с экрана обычного компьютера. То есть компьютер читал всё, что было написано на экране, включая заголовки окон, названия кнопок, сообщения операционной системы и т.п. Слепые получили возможность использовать обычный персональный компьютер при помощи этой программы, которая была значительно дешевле брайлевского дисплея.
Компьютерные тифлотехнологии открыли перед незрячими целый мир. За два десятилетия, прошедших с момента их появления, миллионы слепых людей по всему миру научились работать на компьютере наравне со зрячими. Появились даже незрячие программисты, системные администраторы и веб-мастера. В интернете можно легко найти целые порталы, созданные и поддерживаемые инвалидами по зрению, например: «Тифлокомп», «Интеграция» и другие.
В старом доме для слепых, недалеко от платформы Лось, живёт слепоглухой доктор психологических наук Александр Суворов. Вот уже много лет он использует компьютер в своей работе и повседневном общении. В начале 2000-х на рабочем столе учёного дорогостоящий специальный ноутбук для незрячих заменил обычный компьютер, оборудованный брайлевским дисплеем. При помощи персонального компьютера, соединённого с интернетом, Александр Васильевич переписывается с коллегами по всему миру, общается со своими студентами, друзьями, читает книги из библиотеки Максима Мошкова, публикует стихи.
– Прежде всего, компьютер для меня – это возможность свободного творческого самовыражения, – говорит Александр Васильевич – до появления тифлотехнологий приходилось писать статьи и главы для моей книги «Достоинство в склепе» при помощи металлического прибора и грифеля для прокалывания точек на бумаге, что было очень неудобно. Сейчас же я имею возможность быстро набирать текст с клавиатуры, а при необходимости, так же оперативно делать в нём правки.
У Александра Васильевича есть персональный сайт (www.suvorov.reability.ru) на котором можно почитать о работе и жизни этого удивительного человека.
Александр Васильевич Суворов за работой (Фото Олега Гурова)
К сожалению, в нашей стране уделяется недостаточно внимания изучению тифлотехнологий. Это связано, прежде всего, с недостатком соответствующих специалистов. Фактически можно назвать только несколько отечественных организаций, которые занимаются исследованиями в области компьютерных тифлотехнологий. В их числе Тифлоинформационный центр при Нижегородском государственном университете им. Лобачевского и Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Всероссийского общества слепых «Реакомп». В то же время, например в Белоруссии с августа 2008 года работает учебная лаборатория по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ». Данная организация создана с целью накопления, обобщения, адаптации и распространения опыта использования информационных технологий в образовании и социальной адаптации лиц с особенностями психофизического развития. В Лаборатории «Образование без границ» разработан целый ряд программ для коррекционно-развивающей работы по пространственному ориентированию детей с нарушениями зрения. Кроме того, в федеральный перечень технических средств реабилитации, утверждаемый Правительством РФ, не входят средства для компенсации зрительной недостаточности при работе на компьютере (брайлевские дисплеи и речевые синтезаторы). Следствием этого является то, что незрячие и слабовидящие в основной массе имеют доступ к компьютерным технологиям только в помещениях некоторых библиотек для слепых и в небольшом количестве специальных школ. Единицы могут приобрести компьютер и тифлосредства за свои деньги.
Компьютерные тифлотехнологии позволяют гражданам с глубокими нарушениями зрения эффективно взаимодействовать с обычными программами (текстовыми редакторами, почтовыми клиентами, интернет-браузерами), установленными на персональный компьютер общего назначения. Благодаря тифлотехнологиям незрячие и слабовидящие граждане получают возможность участия в глобальном обмене информацией, а значит и получения образования, и производительной и высокоинтеллектуальной профессиональной деятельности, и, в конечном итоге, плодотворной и полноценной жизни на благо всего общества. Не случайно именно незрячие учёные являются наиболее многочисленными авторами научных статей о компьютерных тифлотехнологиях. Когда человек освобождается от связывающих его уз дефекта, он уже способен сам развиваться, получать высшее образование, зарабатывать себе на жизнь и так далее. Остаётся надеяться, что такие важные в реабилитационном смысле технологии рано или поздно станут объектом пристального внимания со стороны заинтересованных государственных структур, а незрячие сограждане получат наконец возможность проявить себя наравне со здоровыми.
Николай Суворов