Православный портал о благотворительности

«Тестирование на наркотики в школах и вузах: это должна быть система помощи, а не репрессий»

Свою позицию по поводу целесообразности введения обязательного тестирования на наркотики в школах и вузах излагает игумен Мефодий (Кондратьев)

Свою позицию по поводу целесообразности введения обязательного тестирования на наркотики в школах и вузах излагает игумен Мефодий (Кондратьев), руководитель Координационного центра по противодействию наркомании при Синодальном отделе по благотворительности.

Как видится, с этической точки зрения, нет препятствий для введения тестирования на наркотики учащихся и поступающих на работу людей. Целесообразным представляется обязательное для всех учащихся старше 12 – 14 лет, а не добровольное тестирование. Изучая вопрос, приходишь к пониманию, что следует еще немало потрудиться для разработки и реализации оптимальной – эффективной и относительно недорогой – экономически оправданной системы выявления наркопотребителей в образовательной и профессиональной среде. Очевидно, что это технически достижимая цель. Основной проблемой является, – в рамках какой системы тестирование будет проходить: системы помощи наркозависимым или репрессивной по отношению к ним системы. Есть огорчительное предчувствие, что будет реализоваться последняя из двух, как более знакомая и более понятная гражданам России и профессионалам из различных государственных антинаркотических ведомств. В настоящее время обсуждаются предложения криминализации потребления наркотиков и принудительного лечения наркозависимых.

Как относиться к криминализации самого потребления наркотиков? Думаю, что это контрпродуктивное предложение, и, насколько известно, нигде в мире, кроме Китая, употребление наркотика не является уголовно наказуемым преступлением. Российские тюрьмы и без этой меры переполнены наркоманами, а наши тюрьмы в лечении наркотической зависимости не эффективны. Пока что в учреждениях исправительной системы, как ни прискорбно об этом говорить, легче «заразиться» наркоманией, чем от нее избавиться. Принятие закона только усугубит ситуацию. Процент зависимых от наркотиков людей среди заключенных заметно увеличится, поскольку полицейскому потребуются минимальные усилия для привлечения к уголовной ответственности наркомана, который однажды был выявлен, предложив ему пройти повторное тестирование (согласно проекту закона первое задержание за употребление должно закончиться предупреждением).

Принятие закона об альтернативном лечении полезная мера, – это действенный способ мотивации на избавление от зависимости, и он успешно реализуется во многих странах мира. Таким образом, попавшему под суд наркоману дается возможность избежать наказания, дав согласие пройти лечение (реабилитацию) от зависимости. Согласно новому закону, тюремный срок, при совершении наркоманом нетяжких преступлений, таких, как мелкая кража, также может быть заменен реабилитацией. Мнение, что в случае возникновения альтернативы: сидеть или лечиться, – каждый изберет лечение, к прискорбию, неверно. Опыт стран, где подобная система применяется, свидетельствует, что далеко не все подсудимые выбирают лечение, многие предпочитают «отсидку», иногда даже более длительную, чем лечебный курс от зависимости. Изучая опыт реабилитации наркозависимых в Германии, автор узнал от специалистов, что добрая (точнее сказать «недобрая») половина отбывавших срок наркоманов предпочитает тюрьму реабилитации; и сам был тому свидетелем.

Возвращаясь к вопросу о тестировании и введении альтернативного наказанию лечения наркозависимых, не следует забывать, что в России нет полноценной системы реабилитации. Куда направлять на лечение выявленных в результате обследования наркопотребителей? Дезинтоксикация – это не лечение, а всего лишь необходимая подготовка к нему. Национальную систему реабилитации еще только предстоит построить, что потребует немалых финансовых вложений, а также подготовки целой армии специалистов для реализации избранной эффективной реабилитационной модели. Если национальная система реабилитации будет выстраиваться в рамках репрессивной модели, Русская Православная Церковь в данное строительство «не впишется», но будет создавать свою независимую систему помощи людям, по большей части не столько преступникам, сколько несчастным, попавшим в беду. Это правда, что наркозависимый, по мнению Церкви, не только больной человек, но также и грешник. Но он уже получил свое наказание. Пожизненным наказанием является неизлечимая болезнь – наркотическая зависимость. Не будем забывать о милости к оступившимся. Согласно Евангелию, Сын Божий пришел на землю не судить грешников и не карать их, но спасти: «Я пришел не судить мир, но спасти мир» Ин. 12:47. Такова же миссия Церкви. «Милость превозносится над судом» Иак. 2:13.

Парадигма медицины «врач-пациент» при работе с наркозависимыми не годится: наркозависимый должен быть активным участником реабилитационного процесса, поскольку именно он несет полноту ответственности за свое воздержание от употребления психоактивных веществ. Он не объект воздействия в реабилитационном процессе, а главный субъект этого процесса. Он более всех заинтересован в положительном результате лечения и является соработником оказывающих ему помощь специалистов (или друзей по несчастью). Эффективные модели помощи, которые в той или иной мере реализуются при Церкви: группы самопомощи по «Программе 12 шагов», Миннесотская модель, Терапевтическое Сообщество, реабилитация в церковной общине, – все предполагают ответственное участие самого реабилитанта в лечебном процессе.

В пресловутом: «Ты меня уважаешь?» – алкоголика или наркомана, проявляется беспокойство и боль человека, потерявшего свой социальный статус, нередко презираемого даже родными и прежними друзьями. В Церкви, согласно заповеди Божией, с уважением относятся к наркозависимым, и это неизменно с большой благодарностью воспринимается ими, помогает обрести утраченное самоуважение. Воскресшее самоуважение мотивирует дошедших в нравственном падении до «дна» людей на радикальное исправление поведения, на борьбу за преображение своей жизни. Распространено мнение, что у наркомана отсутствует свободная воля, потому оправдано подвергать его принудительному лечению. Данное мнение не согласуется с положениями христианской антропологии. Всякий человек наделен свободной волей. Грех возникает только там, где есть возможность свободного выбора. Призвав на помощь Бога и ближних, наркозависимый может выбраться из рабства этой пагубной страсти, и данный исход будет следствием именно его произволения. Профессионалы, со своей стороны, могут подтвердить, что принудительное лечение не эффективно.

Начиная создавать национальную систему реабилитации, важно разрушить ложную мифологию, сложившуюся вокруг проблемы наркомании. Ключевой и еще не вполне сознаваемой обществом проблемой является жесткая стигматизация наркозависимых. Вот мы решили их лечить, думаем тратить немалые средства и прилагать жертвенные усилия, а в итоге: «Они нам нужны?». Дадут ли им работу руководители фирм? Как примут вышедших в ремиссию наркозависимых трудовые коллективы? С какими чувствами встретит их после всего, что было, родная семья? Много ли таких родителей, что согласятся на брак своей дочери с успешно прошедшим реабилитацию молодым человеком? Только с Богом все понятно, Он не оставил нам сомнений в Своем выборе: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» Мф. 18:11 «и приходящего ко Мне не изгоню вон» Ин. 6:37. Проблема ресоциализации наркозависимых является болезненным вызовом для общества. Она объективно не является простой. Возвращая в социум заболевших наркотической зависимостью людей, следует быть трезвым и проявлять благоразумие. Но относиться к ним, как к прокаженным бесчеловечно. Даже чисто экономически их остракизм является ошибочным решением.

Наполеон в России не проиграл ни одного сражения, но проиграл войну, потому что это была Отечественная война – против завоевателя сплотилась вся нация. Если народ не объединится для решения этой судьбоносной для страны проблемы, транснациональная наркомафия при ее доходах переиграет силовые ведомства, все такой же беспомощной будет выглядеть система здравоохранения в организации помощи пострадавшим от эпидемии наркомании гражданам. Только единение нации даст силы должным образом противостать наркоагрессии и преодолеть последствия наркоэпидемии. Но нация не сплотится, если против попавших в плен наркотику детей будет выстраиваться репрессивная система, а не система помощи.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version