Принято считать, что сфера образования – одна из самых коррумпированных в России.
В 2006 году такое мнение высказали 12% россиян, в 2015 году – 9%.
Участники опроса фонда «Общественное мнение» «Представления россиян о будущем страны через 20 лет» в конце 2016 года заявили, что они недовольны состоянием здравоохранения (60%), экономики (48%), соцзащиты (40%) и образования (39%).
Вот один из способов проверить, есть ли коррупция в вашей школе.
Четыреста семьдесят пять насадок для швабр
Одна из самых распространенных родительских жалоб звучит так: «Каждый год школа заставляет нас покупать множество вещей. И нельзя отказаться!»
На самом деле – можно. И даже нужно.
– В прошлом году был издан приказ Минобрнауки Российской Федерации № 336 – объясняет Анна Вавилова, кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Лаборатории образовательного права Московского государственного педагогического университета. – На первый взгляд, ничего интересного для родителей в нем нет: говорится лишь о «средствах обучения и воспитания», которые должны поставляться в школу за бюджетный счет.
На самом деле этот документ очень важен: впервые в нем приведен полный список вещей, которые не должны покупаться родителями за свой счет.
Если классный руководитель или директор школы потребуют от вас приобрести что-либо из перечисленного, вы имеете право обратиться в прокуратуру или контролирующие органы».
Если вас заставляют это купить, откажитесь!
Родители не должны покупать для школы:
– кресла, столы, стулья, скамеечки, банкетки, шкафы, стеллажи;
– компьютеры для учителей и учеников;
– планшеты для учителей и учеников;
– экраны, проекторы, микрофоны всех видов;
– наборы посуды, подносы, раздаточные линии для столовой;
– мячи, сетки, насосы для накачивания мячей;
– спортивное оборудование для занятия всеми видами спорта;
– тренажеры всех видов;
– музыкальные центры и музыкальные инструменты… и многое другое.
Если вас будут заставлять это делать, сошлитесь на приказ Минобрнауки РФ № 336 и закон «Об образовании в РФ», по которому образование в России – бесплатное.
Порядок упоминания, конечно, будет обратный: сначала – федеральный закон (273-ФЗ), а потом – приказ Минобрнауки РФ (№ 336).
Эксперты указывают, что длиннейший список «запрещенных вещей» из приказа Минобрнауки РФ приведен не случайно: он имеет антикоррупционную направленность.
Дело в том, что администрации школ все чаще требуют от семей оплатить вещи, которые школа давно уже приобрела. Куда пойдут собранные деньги, родителям не сообщают.
А это – классическая коррупционная схема.
Например, классный руководитель просит родителей внести деньги на новые баскетбольные мячи. Знакомая история, не правда ли?
Но ее развязка может оказаться неожиданной. Мячи, на которые собирались деньги, давно были закуплены, оплачены из средств регионального или муниципального бюджета и преспокойно ожидали на складе нового учебного года.
Если вы спросите, куда пошли деньги, собранные «на мячи», классный руководитель ответит, что не знает.
Другой случай: родительский комитет, которому надоело вносить деньги на то и на другое, потребовал у школы отчета. И выяснил: за год своими взносами мамы оплатили 475 насадок для швабр. При этом на собранные деньги не было закуплено ни одного рулона туалетной бумаги, ни одного средства для мытья окон или сантехники. Одним словом, – ни одной полезной вещи!
Кстати, 475 насадок для швабр родительскому комитету тоже не предъявили…
«Интересно, а они вообще были куплены?» – с возмущением написала в «Фейсбуке» одна из мам.
Многим кажется, что это обидно и несправедливо по отношению к ним самим и их детям. Но на самом деле это – опасно. Вы никогда не узнаете, в чей карман отправились собранные деньги. На этом и держится школьная коррупция.
Поэтому, когда родителей просят в очередной раз внести деньги на мебель или на оборудование для спортзала, можно дать классному руководителю жесткий ответ: «Мы не хотим участвовать в коррупционных схемах».
Обоснование простое: сегодня запрещено покупать для школы на родительские деньги даже коврики для крыльца и доски объявлений. Зачем же просить семью нарушать закон, покупая мебель, планшеты или спортивное оборудование?
Эксперты советуют: когда родителей директивным образом, от лица школы, заставляют платить за покупку эстафетной палочки или большого зеркала в школьном холле (если, конечно, их ребенок не потерял палочку и не разбил зеркало – это другой случай), значит, школа вовлечена в коррупционные схемы на уровне района или города.
И тогда ее деяниями должна заняться прокуратура. Потому что школьная коррупция – прямое отражение коррумпированной среды, которая сложилась вокруг нее.
Эту среду создают не педагоги, а муниципальные и региональные власти. Школа только выполняет их распоряжения, а ее директор – нижнее звено в этой цепочке.
И в этой среде бесполезно спрашивать, куда уходят собранные деньги. Родителям все равно не скажут правды.
«Если вы не знаете полного списка вещей, на которые сегодня нельзя собирать деньги с родителей, – советует Анна Вавилова, – задайте себе простой вопрос: сможет ли ваш ребенок осваивать образовательную программу без того средства обучения, которое школа заставляет вас купить. Если нет, то эту вещь вы как родитель покупать не должны. Ее должна дать учащимся школа!
Постараюсь объяснить на примере: учительница задает вашему ребенку домашнее задание, для которого у вас должен быть дома собственный глобус (который, кстати, входит в список из приложения к Приказу 336). Если вы не купите глобус, ребенок не сможет выполнять домашние задания, а в итоге – не освоит школьную программу. Вывод: семья не должна платить за глобус, эту проблему должна решить школа.
Она может, например, устроить у себя «прокат глобусов» и выдавать их ученикам для выполнения домашней работы… Но главный момент, про который родители не знают, а руководители школы забывают: именно школа принимает образовательную программу. В том числе – и рабочие программы по разным предметам.
Если школа заявляет родителям, что будет использовать современные, может быть, даже «модные» учебно-методические материалы или средства обучения, они должны у нее быть. Администрация не имеет права покупать их за ваш счет».
«Брать деньги с родителей в школах все равно будут»
В 2016 году Россия заняла 131-е из 176 мест в Индексе восприятия коррупции (ИВК), который каждый год составляет международная организация Transparency International. ИВК рассчитывается ежегодно с 1995 года. Ноль баллов получают страны с самым высоким уровнем восприятия коррупции, 100 – с самым низким. Говорится об «индексе восприятия», потому что оценка выставляется не экспертами, а жителями той или иной страны. Это они выносят окончательный вердикт.
Ситуация в нашей стране была оценена самими россиянами на 29 баллов из 100 возможных.
В 2014 году, во время опроса, проведенного фондом «Общественное мнение», больше половины опрошенных отметили: почти каждый человек возьмет взятку, если ему предложат.
И не удивительно, что этим сугубо российским убеждением (все дают и все берут взятки) охотно пользуются недобросовестные администрации школ.
Сергей Феклин, юрисконсульт, контрактный управляющий гимназии 1544, руководитель юридической клиники Московского государственного педагогического университета, предупреждает, что в некоторых школах деньги с родителей все равно будут собирать.
«Приказ № 336 – это федеральный документ, – говорит Сергей Феклин. – Он адресован регионам России, в которых зачастую не хватает средств на образование. В Москве ситуация иная. Если в Москве какая-то школа решит закупать на средства родителей те вещи, которые перечислены в приказе № 336, директора школы просто уволят. Но я не ручаюсь за ситуацию в некоторых регионах России.
Дело в том, что за неисполнение этого приказа директор школы не несет ответственности. Если он будет требовать с родителей деньги на закупку самых разных вещей, о которых мы уже говорили, он не будет ни уволен, ни оштрафован. Как приказ Минобрнауки РФ, этот документ обязателен к исполнению, но директор школы может его не исполнять: ведь в документе не сказано, что ему будет за нарушение приказа».
Похоже, ничего.
В 2015 году на вопрос ВЦИОМ, есть ли (по их мнению, конечно) коррупция в их населенном пункте, лишь 1% россиян ответили «нет»!
26% отозвались: «коррупция есть, и очень высокая», 33% – ответили: «коррупция высокая», 24% – « у нас коррупция средних размеров».
Стоит ли удивляться, что мамы и папы во всем подозревают коррупцию. Даже в сборах денег на мешки для обуви или на обложки для тетрадей и школьных учебников!
Между собой родители имеют право собирать деньги на что хотят, но сегодня родительские комитеты вынуждены неделями уговаривать мам и пап внести деньги на экскурсию или на детский праздник.
«Родительский комитет и сборы в него – это помощь родителям, а не наоборот, – считает Оксана Лысенкова, руководитель Московского родительского клуба.
– Гораздо удобнее и дешевле закупать тетради, обложки и т.п. коллективно. Сборы в родительский комитет абсолютно добровольные. Любой может отказаться от участия в групповых закупках».
Ее общедоступная группа в «Фейсбуке» помогает московским родителям решать разнообразные проблемы в школах: от организации питания до работы медицинских кабинетов. Оксана Лысенкова уверена, что родители должны реализовать свое право участвовать в управлении школой и тем самым затруднить действия коррупционеров.
В 2015 году 56% россиян честно ответили на вопрос ВЦИОМ, что полностью победить коррупцию в России невозможно. Однако 40% опрошенных посчитали, что общество справится, если будет активно действовать.
Эти 40% объединяются в родительские комитеты и тем самым получают возможность отстаивать права своих детей.
«Родители могут провести собрание, зафиксировать факт создания Совета родителей (законных попечителей) учеников, выбрать его членов и председателя, известить об этом школьную администрацию, передать директору школы документы (например, протокол создания Совета и свои координаты). В этом случае их мнение будет учитываться, – объясняет Анна Вавилова. – Об этом говорит 30 статья закона «Об образовании в РФ». Родители смогут знакомиться с проектами школьных локальных документов, участвовать в их обсуждении и предварительной оценке и реагировать на стадии их подготовки. Хотя все это еще не значит, что администрация школы согласится с их мнением. Она имеет право утвердить любой школьный локальный акт в собственном варианте».
Что надо помнить родителям
– В России принят Федеральный закон «Об образовании в РФ» (или 273-ФЗ). Для семей важна статья 3, в которой говорится, что родители и законные представители детей имеют право на участие в управлении образовательными организациями (то есть школами).
– В статье 89 подчеркнуто, что «Управление системой образования осуществляется на принципах… учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер».
– А статья 29 напоминает о том, что в школах могут действовать «…педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы».
А вашим детям нужен пятый телевизор в классе?
Министерский приказ № 336 многое изменил в жизни школы. Накануне 1 сентября некоторые мамы и папы жалуются на то, что администрация школ вообще отказывается принимать от них дарения и пожертвования. И это обидно, когда родителям хочется сделать школе подарок от чистого сердца.
«Никто не запрещал родителям покупать те или другие вещи для школы по собственному желанию, – подчеркивает Анна Вавилова.– Если семья хочет оформить дарение или пожертвование школе, можно на всякий случай вписать в договор пожертвования, что делается оно добровольно, и что вам в школе сказали, что вы не обязаны были его делать.
После того, как вышел приказ Минобрнауки № 336, администрации многих школ поняли, что родительские подарки могут выйти им боком. Особенно когда выясняется, что дети всем классом – а это незаконно – учились по купленным родителями учебникам и пособиям.
Конфликты между администрацией и родителями – частое явление. При этом случается, что мамы и папы, которые вчера говорили: я охотно куплю то и это для школы за свой счет, сегодня начинают возражать и возмущаться: на нас оказывалось давление, все это незаконно, мы передумали это покупать… и тогда директору и завучу трудно доказать, что они не давили на родителей. Поэтому сегодня некоторые школы предпочитают вообще не брать от родителей подарков, даже если они сделаны от чистого сердца».
«Если школа отказывается от родительского подарка – то, может быть, и не надо его делать, – считает Сергей Феклин. – Но тут надо разбираться с причинами – для чего родители хотят сделать школе этот подарок. Детям не на чем сидеть, стулья в классе разваливаются? Это один разговор. А если родители хотят подарить что-то, что уже есть в школе, например, пятый телевизор в класс, – зачем он детям нужен?»
Бесплатная форма бывает только в армии
Накануне 1 сентября родители размышляют о школьной форме. Нужно ли ее носить? Почему учительница прерывает урок и при всем классе велит вашей дочери снять сережки? Почему вашего сына выгнали с занятий за то, что у него под школьным пиджаком была футболка с принтом его любимой спортивной команды?
Все чаще на родительских форумах задаются два вопроса.
Первый – можно ли считать коррупционным требование школьной формы, особенно когда ее предлагают закупать у единственного в городе поставщика.
И второй – если школа вводит форменную одежду, почему она не компенсирует родителям расходы на ее покупку?
«Требования к школьной одежде и форма – это разные вещи, – поясняет Анна Вавилова. – Надо развести два этих понятия. Школа имеет право устанавливать требования к одежде учеников (и даже к одежде учителей) в локальном школьном акте. Он может называться «О форме одежды в школе №» и учитывать типовые требования к одежде школьников, принятые на региональном уровне.
Чаще всего в этом документе говорится, что школьники должны носить одежду строгого или делового стиля, отказаться от украшений, сложных причесок, пирсинга и т.п. Все это законно. Но не следует забывать, что доступ к качественному образованию (на этом основано российское законодательство об образовании) не должен зависеть от финансовых возможностей родителей. В том числе – от возможности оплатить ту или иную форму одежды.
Конституция Российской Федерации гарантирует всем россиянам право на бесплатное образование. Это значит: ребенок получает образование на бюджетной основе, не платя ни копейки и ничего не покупая. Поэтому родители могут и даже должны участвовать в обсуждении документа о форме школьной одежды».
«Должна ли школа или муниципалитет оплачивать родителям покупку школьной формы? Вы будете удивлены, но в России для школ вообще не предусмотрена форма.
Форменная одежда предполагает конкретный образец, его детальное описание, точные правила ношения. Учредители обязаны обеспечить формой те организации, которые работают в сферах обороны, безопасности, обеспечения законности и правопорядка, на таможне, во флоте, в авиации и т.п. В принципе, на региональном уровне власти могут принять решение выдавать школьникам бесплатную форменную одежду. Но я таких случаев не помню.
Можно ли исключить школьника за то, что он придет на занятия не в форме или отказывается носить школьную форму? Нет. Нельзя лишить ребенка права на образование из-за того, что он не соблюдает дресс-код школы. Одно дело – сознательное нарушение правил, нежелание носить принятую в школе форму одежды. И другое – когда администрация школы требует от родителей купить дорогую одежду, на которую у семей нет средств.
Иногда цвета для школьной одежды предполагаются настолько экзотичные, а покрой описан так подробно, что единственная возможность выполнить эти требования – купить дорогие ткани и шить одежду в ателье. В этом случае родители имеют право попросить администрацию школы пересмотреть требования к школьной одежде (и установить те, которые позволили бы семьям разного достатка выполнить их). Если директор не соглашается, у родителей остается право жаловаться учредителю школы (то есть муниципальному комитету или департаменту образования) или в региональное Министерство образования».
«Платье должно быть содержимо в чистоте и опрятности…»
Несколько правил, которые следует помнить, покупая школьную форму или обсуждая вопрос, какой она должна быть:
– Школьная форма – это стиль одежды.
– Она может быть любого цвета и покроя, но должна соответствовать санитарно– эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03, утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 апреля 2003 года № 51.
В некоторых регионах России школы устанавливают требования к трем видам школьной одежды:
– повседневной,
– парадной,
– спортивной.
Если в уставе школы описан только повседневный вариант одежды, парадная и спортивная одежда выбираются по желанию детей и родителей.
– Многие школьные уставы запрещают носить обувь на толстой платформе, туфли на высоком каблуке (более 7 см), футболки с принтами, яркие рубашки с рисунком, брюки с заниженным поясом, колготки ярких цветов с ажурным рисунком. Иногда эти требования не нравятся родителям, но юристы считают их законными.
– Когда будете выбирать школьную одежду, учтите, что стандартная длина юбки для девочек – плюс-минус 5 см от колена (в некоторых школах – до 10 см выше колена).
Иногда в уставах школ упоминается неопределенная мера – «ладонь» («юбка школьницы должна быть на ладонь выше или ниже колена»). Чтобы не столкнуться 1 сентября с сюрпризами, длину юбочек для школьниц лучше согласовывать со школой.
– Из стандартных требований для школьниц: деловой костюм, однотонное платье, сарафан или блуза с юбкой. Брючный костюм должен быть не броским и без отделки. Брюки классического покроя. В одежде делового типа возможны различные варианты полосок и клеток неярких тонов. Прическа школьницы: волосы чистые, ухоженные. Длинные волосы убираются наверх и закалываются.
Одежда для юношей: деловой костюм – двойка или тройка традиционного покроя, сорочка однотонная, галстук. Цвет школьной одежды – синий. Для мальчиков разрешены брюки черного или синего цвета. В некоторых школах выбирают бордовый цвет пиджаков и жилетов в сочетании с клетчатыми юбками или темными брюками. Могут быть и другие варианты, но, как правило, они относятся к дорогим частным школам.
А вот как решался этот вопрос в XIX веке в женской гимназии:
«…Ученицы в праздничные и воскресные дни и накануне их должны посещать богослужения, не опаздывать на молитву, которая начинается за четверть часа до начала первого урока.
…Ученицы обязаны являться в гимназию и находиться вне дома в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого фасона, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок, и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, брошек, металлических цепей, часов и т.п. как отступление от формы отнюдь не дозволяется.
Всякие подражания моде в отношении волос запрещаются решительно. Волосы должны быть гладко причесаны. Все девицы высших четырех классов и восьмого дополнительного класса не должны стричь волосы. Исключение допускается лишь тогда, когда волосы острижены вследствие болезни, по предписанию врача, свидетельство от которого предоставляется ученицею начальнице гимназии.
Платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте. Ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна осмотреться все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить».
(Из «Важнейших правил для учениц Мариинской Донской женской гимназии», утвержденных Советом гимназии 14 ноября 1884 года)