…Дело было в деревне, в годы войны, поздней осенью. Холод и голод, мужчины на фронте, еды в доме совсем нет, впереди долгая зима. Картошка с колхозного поля давно убрана, но при усердии можно найти оставшиеся клубни. Только это – преступление, «хищение социалистической собственности», если на поле поймают мать или бабушку – тюрьма. Поэтому на поле, поздно вечером, посылают маленькую девочку: ей и спрятаться легче, и, если всё же попадётся, – могут отпустить.
И вот она, пятилетняя, дрожа от страха и холода, окоченелыми ручками выковыривает из земли мерзлые картофелины, – а их еще поди отыщи! Совсем немного набрала на дно худого ведра, и вдруг пугается какого-то звука, ведро опрокидывается, картофелины выкатываются, она их в панике собирает обратно…
И тут появляется старичок в телогрейке. Ей бы его за сторожа принять и испугаться еще больше, но ужас проходит. А старичок садится на корточки рядом с ней и помогает ей собрать картошку в ведро. Так и помог набрать полное ведро, ласково простился и исчез.
Застрявшая телега
Эту историю я узнала лет тридцать назад, и с тех пор не могу найти ее ни в книгах, ни в интернете, переполненном чудесами святителя Николая. Но она особенно врезалась мне в память и больше всех других говорит мне об облике этого святого.
Широко известно народное сказание о том, почему Николе празднуют дважды в году, а Касьяну – раз в четыре года. Шли два святителя по дороге, а там у мужичка телега в грязи увязла и опрокинулась, и никак он поднять ее не может. Касьян поберег нарядную ризу, а Никола так и шагнул в грязь, и помог мужчику телегу вытащить…
«Никола Милостивый» – часто так и называли его русские люди.
А картошка в осенней грязи – это посильнее, чем телега на обочине. Только тут уже не притча, а не очень давняя русская история – девочка та, может быть, и жива еще…
Похожих историй про святителя Николая в интернете и книжках можно найти массу, – и в день его памяти я очень рекомендую это чтение.
Можно, конечно, сказать: ну что вы нас тут баснями кормите? Мало ли кому что там привиделось? Вот былички с огненным змеем, вылетающим из трубы, или с тем, как ведьма оборачивалась свиньей, вам еще недавно рассказали бы в каждом достаточно глухом селе, если поискать (говорю как бывший фольклорист). И все рассказчики это «сами видели».
Старичок в лапоточках
Но бесчисленные истории встречи со святителем Николаем – совсем другое. Они – о помощи, о спасении – иногда от смерти, а иногда и от чего-то не столь страшного. И подробности в них совсем не сказочные, как в этой истории с мерзлой картошкой в осеннем поле. Кстати, в сети есть и еще одна история с картошкой, тоже военных лет – как «незнакомый мужичок» поднес беременной женщине мешок картошки, который она не могла поднять и дотащить, к самому дому и исчез, – и, – конечно, был узнан на иконе, как и в других рассказах.
Да вот, пожалуйста: «как и в других рассказах». Одна и та же сказочная фабула в половине историй. Только вот… в каком виде он является?
Телогреечка эта не раз повторялась: «в сапогах, в телогрейке, очень благообразный, со светлым, добрым лицом…». Но и «без головного убора, в брезентовом одеянии, с котомкой через плечо»… А то и «в белом одеянии, в лаптях, с кожушком под мышкой; на плече его висел холщовый мешочек».
И лапти, лапти эти поразили другого очевидца (все свидетельства – из достаточно недалекого прошлого): «Смотря на этого дедушку, я обратил внимание, что он в лапоточках, и еще подумал: «Где это в наше время он нашел себе лапти и как он не боится промочить ноги?» (а дело зимой на льду посередине Волги).
Впрочем, он же и «мужчина преклонных лет в старомодном коротком пальто, с посохом». И даже «старичок с лентой через плечо» – так увидела маленькая девочка епископский омофор.
Самый русский святой
Святителя Николая на Руси у нас так полюбили, что иногда даже называли «Русским богом», и в некоторых непросвещенных умах бытовало представление, что Троица – это Христос, Пресвятая Богородица и святитель Николай.
«Он воспринимается нами как русский святой потому, что прошел вместе с нами тяжелейшую кровавую историю нашего народа» – сказал Святейший Патриарх Кирилл в храме Христа Спасителя 21 мая 2017 года.
И вот так прошел, что и телогреечка, и лапти, и ласковые родные слова скажет отчаявшемуся человеку – слова, которые услышатся по-русски.
Женщину, решившуюся броситься под поезд, он «окликнул так, как дедушка звал», по имени – и полушубок ей на плечи накинул, и полушубок этот она так и хранила всю жизнь.
«Почему мы так почитаем святителя Николая, почему тысячу лет русские люди так молятся ему, строят храмы?» – много раз вопрошал настоятель нашего храма отец Сергий Правдолюбов († 24 августа 2024 г.) и отвечал: «Да потому, что он не оставляет их, что он всю землю нашу исходил и помогает бесчисленно! Не было бы этой помощи постоянной – не было бы никакой памяти и никакого почитания!» И Святейший Патриарх Кирилл говорит: «Не было бы ответа от святителя Николая народу нашему – и почитания бы не было, и иконы бы его не висели почти в каждом православном доме» (Слово 22 мая 2024 г. после Литургии в Николо-Угрешском монастыре).
Подтолкнул машину
Молодой водитель вез по зимней дороге на чугуннолитейный завод груз чугунных чушек. И на каком-то повороте машину занесло на обочину, она забуксовала и встала. На дороге никого, помочь некому. И – как сперва представлял себе и рассказывал нам отец Сергий – было это в страшный мороз; еще немного, и мотор окончательно заглохнет, а если не придет помощь, то до смерти замерзнет и водитель.
И вот на дороге появился старичок в телогрейке. «Что, сынок, застрял? А ты залезь в кабину, потолкай машину, а я сзади толкну». Парень подумал, что чудит дед, а всё же – почему не попробовать? Сел в кабину, стал раскачивать машину, – а она и выехала на дорогу. Хотел на радостях подвезти деда, – смотрит, а деда-то и нет, и дорога пуста…
Подъехал домой и сразу к матери: «Что, опять Николе молилась?»
А та и вправду молилась, чувствуя, что сын запаздывает. Она-то эту историю и пересказала позже маме отца Сергия – в больнице в одной палате лежали. А так-то сын просил ее никому не рассказывать, «а то засмеют!»
В этой истории, кроме телогреечки и мгновенного понимания неверующего парня-комсомольца, что за старичок так подтолкнул тяжелый грузовик, есть еще примечательная черта. Позже выяснилось, что никакой смертельной опасности не было: это было не той страшной зимой, о которой думал батюшка, а обычной. То есть речь шла максимум о неприятном ожидании помощи. Всё это позже выяснил сам отец Сергий, специально съездив к этому водителю и его матери, расспросив их лично.
А другая, не менее примечательная черта – что и годы спустя свидетель чуда, водитель, не стал особо верующим, церковным человеком. И для него эта встреча не стала потрясением, переворотом.
В простоте и тишине
К чему я веду?
С древних времен с именем святителя Николая связаны великие, совершенно потрясающие чудеса. И доныне – почитайте свидетельства людей в сети, часто с именами, хронологическими и географическими указаниями, с деталями, – святитель спасает людей от смерти, от потопления, от насилия, от смертельной нужды. Но в дивной простоте он приходит на помощь и в менее рискованных ситуациях.
Приходит он чаще всего к очень простым и малоцерковным людям, даже к неверующим. И, как правило, они не становятся после этой встречи какими-то особо верующими, не преображаются. Тут его помощь тоже «бескорыстна», он никого не перевоспитывает, – просто не может пройти мимо не только большой, но и малой человеческой беды.
Почему же он является больше маловерующим и даже неверующим? Отец Сергий говорил, что если бы такой великий святой явился верующему, церковному человеку, – это могло бы и с ума свести, погрузить в такую гордыню и прелесть, от которой человека излечить почти невозможно: «МНЕ ЯВИЛСЯ САМ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ!» А неверующему – ему что? Он разве что свечку Николе при случае поставит, и благодарность сохранит, но хоть с ума не сойдет.
Нейдут у меня из ума эти телогреечки, лапти да котомочки, эти простые слова, донесенные свидетелями «будничных» чудес, картошка эта мёрзлая… Вспоминаются слова Тютчева о Христе:
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
И святитель его Николай вот так, «в рабском виде», в простоте, носит по нашей земле Христову любовь и милость.
Надо бы закончить слово о нем эффектным поворотом мысли, но не хочется вторгаться в эту простоту. Лучше почитаем, послушаем, посмотрим (есть же теперь и видеосвидетельства! – например, о спасении от обстрела воина с позывным «Чех») о его явлениях людям, проникнемся его теплом. Может быть, в трудный час жизни это поможет нам призвать его на помощь в детской простоте, – а уж он тогда не замедлит с милостью.