Православный портал о благотворительности

Телевизор и спички

Я говорю не о том, все мужчины обязательно должны быть такого брутального склада с пудовыми кулаками, готовые за веру и отечество драться. Но внутреннее сознание своей правоты, понимание позиции и умение не чувствовать себя жертвой – это очень важная вещь. Если у вашего сына есть просто любящие его хорошие люди, мужчины: друзья, родственники, православные или неправославные, – то они могут показать ему пример, как себя вести. И просто поддержать мальчика в этой ситуации, показать, что это не его исключительно проблема. Все люди, и мужчины, и женщины, и не только православные, рано или поздно в жизни сталкиваются с такими ситуациями, когда нужно постоять и за правду, и за себя. Это надо уметь

СПРАВКА: Мария Викторовна Капилина в 1995 году закончила психологический факультет МГУ. Специальности Марии Викторовны – «психолог», «преподаватель психологии». 13 лет она работает практическим психологом, 10 лет с приемными детьми и приемными семьями в проекте «Наша семья». Это проект детского дома №19, где осуществляется программа патронатного воспитания. 4 года преподает на православных курсах для воспитателей и усыновителей при 1-й Градской больнице. Увлекается фотографией и пишет сказки.

Случаи в школе

Протоиерей Аркадий Шатов: – Мы с Марией Викторовной знакомы очень давно. Мария Викторовна очень много помогала нам в наших православных детских домах. Консультировала наших детей, вела занятия с нашими педагогами, в трудных случаях мы обращались к ней за советом.
Мы записали вопросы, которые задавали нам некоторые наши радиослушатели.

ОПРОС: Мы провели опрос родителей дошкольников и младших школьников. Мы спрашивали: приходилось ли кому из них обращаться к детскому психологу? Почти все отвечали, что не обращались. Хотя с ситуациями, с которыми можно было обратиться к специалисту, сталкивались. Со всеми трудными случаями родители пытались справиться сами, прибегая к совету духовника. Мы попросили описать эти ситуации, все эти истории разделились на две группы. Первая: случаи в школе.

– Первая ситуация: застенчивая девочка пришла поступать в школу. Ее на собеседовании строго попросили назвать фамилию, чего она не сделала. Когда ее спросили: зачем она сюда, вообще, пришла? – глаза девочки наполнились слезами. По мнению родителей, она была готова к занятиям. Читает почти бегло, пишет и решает простые задачки. Значит ли это, что психологически она к школе не готова? Что делать в такой ситуации?
– Ребенок психологически готов, если он способен учиться по правилам общеобразовательной школы. Ведь там надо сидеть на одном месте, уметь внимательно слушать в течение долгого времени, делать сразу то, что тебе говорят и т. д. В понятие психологической готовности также включается умение писать. Сейчас в большинстве школ считают желательным, чтобы поступающий ребенок уже читал и даже считал.
Разница между застенчивым ребенком и психологически неготовым к школе существует. Застенчивый вполне может быть к школе готов, но он теряется, когда сталкивается с жестким обращением.

– Это первое время. Когда он приходит в школу первый раз, нельзя с ним так строго обращаться.
– Не то, чтобы строго. Между строгостью и жесткостью есть большая разница.

– Мне кажется, и строгость должна быть какая-то разумная.
– Вначале ребенка, конечно, нужно поддержать, успокоить, утешить, чтобы он расслабился.

– Но бывает, ребенок умеет читать, умеет писать, а психологически он не готов. Можно ли из-за этого задержаться с обучением в школе?
– Да, к психологической готовности также относится мотивация ребенка, то есть его отношение к школе и обучению. Есть дети отвлекаемые, малоусидчивые, у которых вызывает протест то, что надо слушаться. Вы ему говорите: «Посмотри, как ты тут сделал? Мне кажется, что нужно сделать немножко лучше». А он отвечает: «Нет, я сделал все прекрасно и переделывать не буду». Когда нет желания как-то послушаться, нет принятия авторитета взрослого, ребенку очень трудно будет учиться в школе, потому что у него свои правила и общих он не принимает.

– Вы считаете, что можно будет отложить обучение на год?
– Это зависит от каждого конкретного случая, потому что первый год учения в школе формирует все, что будет дальше. И если у ребенка возникнет ощущение, что школа – это место, где ничего хорошего и интересного не происходит, а его ждут только неприятности и ограничения, он просто не захочет заниматься и будет учиться ниже своих способностей. Дети подвижные, сообразительные могут заскучать. Они, допустим, быстрее других сделали то, что нужно, им хочется шалить и не хочется сосредотачиваться на занятиях, сидеть в классе.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЯ: –– Хотелось бы спросить, что такое система Марии Монтессори? Насколько она приемлема для православного ребенка?
– Система Монтессори построена таким образом, что через игру с предметами, через конструирование, через предметную деятельность развиваются мышление ребенка и его способность к обучению. В этой системе нет ничего такого, что было бы недопустимо для православного человека. Просто важно, чтобы это была действительно система Монтессори, во-первых, и, во-вторых, важно, кто ее преподает.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – Можно ли с раннего возраста: с 2-3-х лет – обучать чтению, счету?
– Родители могут делать все, что они считают правильным. Но к шести годам, дети, которых начали учить счету и письму в 4 года, и дети, которых начали учить счету и письму в 2-3 года, – читают и считают одинаково. А вот если ребенок не доиграл столько, сколько ему положено, с тем, что ему интересно, недослушал сказок, не добрал опыта живого изучения мира, то потом у него могут возникнуть трудности.

– То есть ребенок должен оставаться все-таки ребенком… Еще был вопрос у нас в записи: нужно ли переучивать левшу?
– Для начала нужно определить действительно ли ребенок левша. Это должен смотреть специалист. Если ребенок в два года взял в левую руку ложку – это еще не значит, что он левша. Ведущая рука устанавливается примерно к пяти годам. Но левшиство сказывается не только на том, какая рука у ребенка является ведущей. Все процессы восприятия, движения определенным образом завязаны на одном из полушарий головного мозга. У левши ведущим является зачастую центр правого полушария. Имеет смысл просто развивать у ребенка дополнительные возможности – научить его что-то делать правой рукой. К слову сказать, у левшей из-за того, что они существуют в нашей праворукой культуре, формируется два центра речи в обоих полушариях. И если, не дай Бог, какая-то авария происходит, у них есть дополнительные возможности для восстановления.

– То есть быть левшой даже лучше, чем правшой. Известный русский писатель не зря писал о Левше.
– Не то, что лучше, но известно, что у левшей творческие способности расширены, что они очень более чувствительны, эмоциональны, впечатлительны. Но, кроме того, левшам труднее учиться в школе, потому что им все время приходится делать двойную работу, перекладывая с нашей праворукой системы на свою леворукую. Из-за этого они зачастую не успевают. Поэтому специалист должен определить, и если ребенок левша, дать ряд рекомендаций учителю: на какое место в классе левшу посадить, чтобы ему удобнее было видеть доску, научить его правильно класть тетрадку таким образом, чтобы он не закрывал себе написанное рукой и видел собственный текст.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – Я хотела бы спросить у психолога, какой возраст он порекомендует для поступления в школу – 6 или 7 лет? В смешанном классе какой ребенок выглядит более выигрышно – 6 или 7-летний?
– Во-первых, все зависит от зрелости ребенка и от его желания и готовности учиться. Сейчас дети очень часто подвергаются стрессу, большинство из них физически и психологически в 6 лет не совсем готовы учиться. Никакого худа не будет в том, если ребенок пойдет в школу с 7 лет, когда станет постарше и покрепче. Выдерживать ежедневные занятия плюс дорогу физически очень тяжело. Поэтому, если у вашего ребенка нет какой-то сверходаренности и если вами движет только страх армии, которая случится через 10 лет – и еще неизвестно в каком объеме, есть смысл поберечь ребенка именно сейчас. Желательно начинать с 7 лет. Когда ребенок пересиживает, тоже нехорошо, но отдать раньше времени – плохо, потому что отставать будет все время и чувствовать себя слабее. Многое зависит от объема программы, количества детей в классе и от готовности ребенка.

– А еще – от обстановки в школе и от учителя, который занимается с ребенком. Если хороший учитель, то не так страшно. А если учитель не очень опытный, то могут возникнуть проблемы.
Еще один вопрос в записи – об иностранном языке в первом классе. В школе с первого дня начался английский язык, причем очень интенсивно, бессистемно и с огромными домашними заданиями. Мальчик очень переживал, что о не успевает. Его пытались успокоить, говорили с учителем, но ритм занятий все равно оставался прежним. Многие родители в классе нанимали опытных дорогих репетиторов. Родители же мальчика решили, что нет нужды в первом классе нанимать репетитора. В итоге к концу года ребенок настолько отчаялся, что приходил домой и начинал рыдать. Стали страдать остальные предметы, так как все силы уходили на английский язык.

– Я думаю, что дело не в английском языке. Родителям при выборе школы для своего ребенка нужно понимать, что прежде всего они выбирают учителя. Задача начальной школы обеспечить вхождение ребенку в образовательный процесс, не отбить у него желание. Важно, чтобы ребенок не перенапрягся и не надорвался. Если ребенок рыдает, чувствует себя неудачником, как здесь описали, то значит он впечатлительный и ответственный, почувствовал, что на него возложена миссия. Когда родители отдавали ребенка в школу, они знали, что язык английский с первого класса. Может быть, это не самая первая необходимость. Английский язык можно выучить уже и во взрослом состоянии.

– Многие родители младших школьников обеспокоены нагрузкой в школе. Ребенок устает, отвлекается, а из-за этого страдает логическое мышление. Может ли в таком случае помочь специалист-психолог?
– Если ребенок психологически к школе не готов, то психолог может порекомендовать какую-то систему индивидуальных занятий. Но когда у ребенка возникает сопротивление к учебе, что может выражаться в отвлекаемости и малой усидчивости, надо смотреть, насколько нагрузка посильна. Бывает так, что объективно она очень велика для ребенка, и тогда надо менять систему обучения, снижать нагрузку.

Мамины мальчики

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: У нас проблема такая. Сыну 12 лет, он в 6-м классе – он не может найти общий язык с одноклассниками. Мы живем в селе, и сейчас он учится в школе, где очень мало детей – 6 человек. Он говорит, что его то оплюют, то ручкой забрызгают, то из портфеля все выкинут. В большой школе, когда мы в город ездили, было то же самое – топчут портфель, голову между ног засовывают, а он боится ответить. Но мы не из-за этого ушли из городской школы, было просто далеко ездить. Пробовали пойти в нашу другую сельскую школу. Он там проучился полтора месяца. Директор предупредил, что сложный класс. Там мальчики курят. Наш постарался тоже быть «крутым», по модному выражению. Закончилось тем, что через полтора месяца у него постоянно отнимали деньги и, как ему сказали, «поставили на счетчик». Он долго боялся даже просто ходить на станцию: вдруг, говорит, встречу ребят из того класса. Теперь он опять: я боюсь, переведите в другую школу.
– Если это уже третья школа, то в характере мальчика есть какие-то черты, которые не позволяют ему отстаивать себя. Мужчине, мальчику все-таки необходимо это уметь. Я говорю не о том, все мужчины обязательно должны быть такого брутального склада с пудовыми кулаками, готовые за веру и отечество драться. Но внутреннее сознание своей правоты, понимание позиции и умение не чувствовать себя жертвой – это очень важная вещь. Если у вашего сына есть просто любящие его хорошие люди, мужчины: друзья, родственники, православные или неправославные, – то они могут показать ему пример, как себя вести. И просто поддержать мальчика в этой ситуации, показать, что это не его исключительно проблема. Все люди, и мужчины, и женщины, и не только православные, рано или поздно в жизни сталкиваются с такими ситуациями, когда нужно постоять и за правду, и за себя. Это надо уметь. Это очень важное качество.

– В воспоминаниях приснопоминаемого митрополита Антония Сурожского есть рассказ о том, как он оказался в совершенно жуткой школе, где учились страшные дети. Его там каждый день избивали. И ему пришлось научиться постоять за себя. Христианское смирение – это не трусость и не пассивность. Христианское смирение – это несогласие со злом, христианин должен быть воином. И в мальчике надо воспитывать эти качества.
Еще вопрос в нашей записи – про мальчика, который боится остаться без мамы. Маме приходится все время стоять за дверью класса.

– Сейчас дети бывают очень восприимчивы. Тут надо отметить две вещи. Первое, к очень многим ситуациям в жизни ребенок относится так, как его родители. Скажем, родители боятся школы и внутренне считают, что светская школа – это какой-то ужасный вертеп, и как же их ребенок туда пойдет, его там немедленно испортят. При этом родители не обращают внимания на то, что дверь в детскую открыта, когда они на кухне обсуждают эти вопросы. А ребенок ведь не знает, как его начнут портить, что с ним станут делать и, вообще, что это такое. И ожидает чего-то плохого от школы. Второе, бывают, действительно, очень близкие, почти симбиотические отношения между родителем и ребенком. Часто у одинокой мамы очень близкие отношения с единственным мальчиком, он для нее все и она боится, что, не дай Бог, его кто-то обидит. Старается ему всячески помогать – и таким образом отнимает у мальчика возможность узнавать мир и постоять за себя. Такой мальчик привыкает, что источник защиты – только мама.
Но, конечно же, и такого ребенка когда-то постепенно приучали к тому, что он спит отдельно в своей кроватке, а не вместе с родителями. Точно также постепенно его нужно приучать к жизни без маминого присмотра. Не смеяться, не стыдить, ни в коем случае не ругать его, чтобы не усугублять ситуацию, а бережно отучать ребенка от такой зависимости – с понимаем чувств ребенка и в то же время с пониманием необходимости, что когда-то ему придется жить самому и вы не всегда будете рядом.

Лампадка и приоткрытая дверь

ОПРОС: Другие ситуации, о которых рассказали нам родители дошкольников и младших школьников, касаются взаимоотношений между детьми в семье.
В многодетных семьях существует проблема ночного сна: кто-то уже спит, а кто-то скачет и мешает спать другим. Если ребенка довести до слез, он немного поплачет и сразу же засыпает, иначе не может заснуть до поздней ночи, не давая маме заняться домашней работой. Как приучить ребенка засыпать самостоятельно без наказаний? Более того, некоторые дети вообще боятся засыпать одни. Иногда доходит до абсурда – все дети в течение ночи перебираются к родителям в кровать, а папа, наоборот, уходит спать в детскую. Стоит ли пускать маленьких детей в постель к родителям?

– Как уложить ребенка спать? Я думаю, очень важно, насколько правильно устроена жизнь ребенка. Активные игры, смех, беготня должны прекращаться заранее. Нам, людям православным, может помочь совместная молитва на ночь, совместные чтения с детьми. Я помню, своим детям часто читал, он успокаивались и потихонечку засыпали. Одна мама у нас читала через строчку, когда дети были маленькие совсем. Я, помню, читал специально мерным, монотонным голосом, без интонаций.
– Если ребенок такой подвижный, как пружинка, ему нужно индивидуальное внимание. Не позже, чем за два часа до сна, нужно находить какое-то тихое занятие. Потом есть очень вкусные травяные чаи – с мятой, например. Не обязательно ребенка поить валерьянкой. И всегда можно найти, чем заняться всей семьей, чтобы уделить этому ребенку внимание и найти для него что-то такое приятное в том, как он засыпает. Действительно, можно придумывать какие-то сказки и какие-то жизненные истории – это совсем не сложно. Можно поговорить о чем-то, что было бы очень приятно. Можно посидеть и подержать ребенка за руку.

– Одного маленького – около года – ребенка родители постепенно приучили засыпать одного. Он сначала кричал, плакал. Один день он кричал 10 минут, второй – 5 минут…
– На третий день охрип…

– Нет, не охрип, он постепенно привык. На ваш взгляд такая система неправильная?
– Это зависит от того, какой ребенок, какие у него отношения с родителями. Есть дети, которые могут почувствовать себя брошенными и не поймут, вообще, что произошло. И для такого ребенка подобный метод будет травмой. А есть дети, которые действительно, пока папа сидит в комнате, ни за что не заснут: будут разговаривать, скакать, общаться. Но иногда достаточно просто выйти из комнаты и погасить свет, оставив дверь немного отворенной и горящую лампадку, чтобы не было мрака и темноты. Многие дети в возрасте 4-6 лет начинают бояться темноты. Нужно найти систему укладывания, которая подходит вашему ребенку, и на это потратить силы. Оно того стоит.

Книжные пьяницы

– Иногда родители обеспокоены запойным чтением. Как быть: запрещать или нет?
– Запойное чтение – это не болезнь. Это означает, что ваш ребенок растет культурным и любознательным человеком. Просто нужно позаботиться, чтобы он не испортил глаза, и следите за тем, что он читает.

– Есть крайности. Если ребенок только читает, не двигается, не общается со сверстниками, конечно, это не очень хорошо.
– Иногда дети много читают потому, что у них нет достаточного круга общения. Но это не обязательно так.

– Я думаю, что если раньше в начале XX века такое запойное чтение и представляло какую-то опасность для верующего человека, то в наше время, когда есть телевизор и компьютерные игры, чтение далеко не самое худшее.
– Конечно. Нужно просто следить за тем, что читает ребенок. А можно пойти другим путем: начать читать то, что читает он, смотреть то, что он находит заслуживающим внимания. И говорить с ним об этом, чтобы не потерять своего ребенка, а наоборот, разделять с ним его интересы, понимать, что его радует, что печалит.

«Бабушка ударила по щеке»

– Следующая ситуация из опроса: средний мальчик в семье не дружит с младшим: у них постоянные ревность, драки и выяснение отношений. Нужно ли корректировать отношения детей? Нужно ли бороться с детским лидерством в семье?
– Лидером в семье должны быть взрослые. Бороться с лидерством среди детей не нужно, просто очень важно, чтобы родители были авторитетом для своих детей, положительным авторитетом.

– Вмешиваться в отношения детей нужно обязательно. У детей, за которыми не присматривают, отношения складываются неправильно, родители должны их корректировать. И нужно, чтобы родители обязательно укрепляли авторитет друг друга.
– Да, должно быть единство родителей. И в старшем возрасте авторитет родителей зависит во многом от способности понять ребенка и как-то разумно справляться с его агрессией. Это отдельная большая тема, как это делать. Но наступает момент, когда просто обрывать ребенка и бороться с ним силой – недостаточно. Тогда нужно проявить такт, силу характера и ум. Такое принятие другого человека, способность держать себя в руках и не переставать любить своего ребенка, который поступает плохо, мы передаем своим детям как опыт отношений. Поведенческие модели формируются в семье. Как мы обращаемся со своим ребенком, так он потом будет обращаться с другими людьми. Не только с нами, уже старыми и немощными, но и со своими собственными детьми, и с друзьями. Так он будет выбирать себе партнеров в жизни. Прежде чем резко обрывать ребенка или давить на него, стоит подумать: а хотел бы я, чтобы мой ребенок так поступал потом с другим человеком.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – Я бы хотела задать такой вопрос: девочка живет с мамой, с бабушкой и дедушкой и еще с двумя прабабушками. Она, видимо, левша, очень впечатлительная. Уроки делает с бабушкой, и та очень нервничает, когда внучка не выполняет задания. Внучка мне жаловалась несколько раз, что бабушка с ней очень грубо обращается. Как-то девочка не засыпала, и бабушка по щеке ее ударила, чтобы заснула. Должна ли я вмешиваться?
– Вы знаете, во-первых, отношения между взрослыми не должны регулироваться ребенком и не должны происходить через ребенка. Если вы хотите узнать, как бабушка обращается с ребенком, какие у нее трудности в отношениях с девочкой, нужно разговаривать непосредственно с самой бабушкой. Бывает в семьях возникает конкуренция между бабушками и дедушками, особенно когда их очень много, а ребенок один. Тут поневоле станешь впечатлительным. Потому что куча взрослых и все хотят ребенку добра, каждый понимает это по-своему и у каждого возникает ревность к другим взрослым. Ребенок находится в данном случае на перекрестном поле битвы. Нужно помнить, что для ребенка всегда плохо, когда взрослые не могут найти общий язык между собой. В этом случае не стоит осуждать бабушку в разговоре с ребенком. Нужно найти какие-то способы поддержать, утешить девочку вне этих отношений. Спросите ее: почему ей трудно засыпать, знает ли мама, что бабушка ударила ее по щеке. Посоветуйте ей спросить бабушку: «Почему ты меня бьешь, что ты хочешь от меня? Вот вчера я спала, но сейчас я не могу заснуть». Нужно хорошо знать ситуацию.

– Не всегда можно ребенку так до конца доверять. Ребенок может что-то преувеличить…
– Очень важно верить детям. Но при этом не нужно основываться только на словах ребенка. Нужно любую ситуацию всегда рассмотреть с разных сторон, поговорить непосредственно со взрослыми. Иногда нам кажется, что только у нас за ребенка сердце болит. А, мол, те, кто с ними живут, его не понимают. А ребенок иногда живет совершенно неплохо, но вот сегодня он обиделся на бабушку и пожаловался тому, кто его понимает. Если мы ловимся на том, что нам хочется, чтобы те, другие бабушка с дедушкой, оказались не очень заботливыми, мы можем невольно ребенка провоцировать на обиды и жалобы.

ВОПРОСЫ РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – Девочка шести лет, когда не может какое-то задание выполнить, начинает вдруг топать, злиться, сожмется вся и делается такой гневной и страшной. Как с этим бороться? И второй вопрос. У нас внучкам три года и шесть лет, родители иногда кричат на них. Я очень этого боюсь. Скажите, как родительский крик действует на ребенка?
– На первый вопрос могу ответить следующее: шестилетний ребенок – еще маленький. Если он сердится, топает, сжимает кулаки, когда у него что-то не получается, его можно спросить: «На кого сердишься? На себя или на задачку?» Не нужно всерьез это воспринимать, чтобы не фиксировать такое поведение. Постарайтесь переключить внимание ребенка, скажите: «Ну, слушай, разве задачка испугается того, что ты сейчас топаешь? Давай посмотрим, что мы еще можем сделать». Как-то спокойно к этому отнеситесь, ничего страшного. Он это перерастет.
А что касается родительского крика: если такое случается редко – это может иметь эффект. Если часто, то это плохо. Это слабость родителей как воспитателей. Ребенок привыкает к тому, что часто повторяется, и это перестает на него действовать. Потом наступит ситуация, когда, может быть, родителям и стоило бы покричать, но ребенок их уже не услышит. Часто когда на маленького ребенка кричат, он пугается и, вообще, перестает понимать, что происходит и что ему делать.

Детские тайны и ложь

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – У меня ребенок скрытный стал, не признается, смотрит или нет без меня телевизор. Я узнаю от других людей. Ребенку 9 лет.

– Трудно по одному описанному вами случаю сделать вывод, насколько потеряна связь между вами и ребенком. Естественно, когда мальчик начинает формироваться как маленький мужчина, ему не хочется быть похожим ни на кого. Он начинает выращивать свой собственный характер за счет некоторого отдаления от мамы. Тут не стоит слишком сильно нервничать, просто нужно находить новые формы общения, уважая то, что мальчики другие, чем девочки. Это один момент. Момент второй: детская ложь. Вы знаете, во-первых, ребенок не должен быть проницаемым и у него тоже есть право на приватность. Любая, даже самая хорошая мама, не все должна знать про своего ребенка.

– Мама не все может знать, когда ребенок большой. Но в возрасте 9 лет, мне кажется, нормально, когда мама знает все о ребенке. Я знаю семьи, где дети абсолютно открыты по отношению к родителям. И мне кажется, что это нормально для православной семьи, где есть единство взглядов на жизнь, единство веры, единство любви. Просто сейчас часто нормой считается то, что нормой в принципе не является.
– Нормально, когда ребенок открыт перед своими родителями. Когда ребенок начинает что-то от родителей скрывать, проблема не в том, что он тайком посмотрел телевизора. Проблему доверия не решить насильственным путем. Надо искать, почему ребенок не считает родители такими людьми, которым можно сказать все и они выдержат, не перестанут любить.

– Сокрытие греха всегда больно, но, конечно, у ребенка должны быть тайны. Я знаю одного батюшку, который считает, что дети должны быть открыты. Но однажды старший сын ему говорит: «Мне младший брат что-то сказал, я обещал никому не рассказывать. Рассказать тебе или нет?» Батюшка говорит: «Нет, раз ты дал обещание, то рассказывать не надо, конечно». Мы признаем право ребенка, если он уже большой, на тайну, но в то же время мы хотим единства с ребенком.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – Как вы относитесь к домашнему обучению в начальной школе?
o.A.: – В каких-то случаях это допустимо – если ребенок больной или инвалид. Но у нас в детском доме даже больные дети иногда ходят в школу. Потому что школа – это не только общение с учителем, не только получение знаний. Раньше к дворянским детям приходили учителя на дом, но даже для царских детей приглашали товарищей, чтобы они занимались не одни. Ребенок хуже усваивает материал, когда он один на один с учителем. И учителю с несколькими детьми легче заниматься.
Если ребенок инвалид, надо оказывать ему снисхождение. Учитель должен понимать, что с него нельзя спрашивать. Но для ребенка важно быть в школе. У нас в государстве очень долгое время дети-инвалиды находились в каком-то гетто. Это неправильно совершенно. Надо интегрировать их в человеческое общество. В 7 лет отрок определенные качества приобретает, он исповедуется в этом возрасте. Как раз в этом возрасте он должен входить в какое-то общение с друзьями, с мальчиками, с девочками.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: Мама нашла в кармане у сына спички. Он говорит, что взял у бабушки. На слова мамы: как смог взять без разрешения, это воровство – он отвечает: «Что такого?» Но при этом краснеет. Мальчику 11 лет. Это первый случай, когда он украл, мама беспокоится, как себя вести, чтобы это не повторилось.
o.A.:– У одного моего знакомого был такой случай. Он как-то нашел деньги и взял себе. Мама, когда узнала об этом, отвела его на мост через Москва-реку, бросила эти деньги в воду и сказала: «В следующий раз я брошу туда тебя». Он запомнил это на всю жизнь, от этого поступка мамы был положительный эффект.

M.K.: – Но вряд ли это методическая рекомендация всем родителям. Каждая конкретная мама знает своего ребенка – не всякому можно так сказать. На самом деле, брать без спроса и воровать – это разные вещи. И то и другое неправильно, но это совершенно разная степень. Я уже говорила в начале, что дети ко многим вещам относятся точно так, как к ним относятся родители. Поэтому не спешите называть своего ребенка вором. Не спешите возводить в огромную степень один проступок.

– Вором, вообще, называть нельзя, потому что это уже осуждение. Сказать, что украл – это одно. Сказать, что ты вор – это уже другое.
– Даже не говорите, что ребенок украл. Как вы скажете ребенку про его поступок, так он и будет думать про себя. Пожалуй, в таком случае имеет смысл сказать ребенку: «Послушай, зачем ты взял без спроса чужое, зачем тебе это?» Сначала просто расспросите, что он сделал и для чего.

ВОПРОС РАДИОСЛУШАТЕЛЬНИЦЫ: – У меня учится ребенок в гимназии, где мальчики отдельно и девочки отдельно. Это хорошо или нет?
– В процессе образования совершенно не обязательно девочкам находиться вместе с мальчиками. Важно находиться вместе с учителем и с книжками. Никакого худа в раздельном обучении нет. Но в таком случае хорошо бы вне школы иметь возможность какого-то общения мальчиков и девочек.

– Раздельное обучение – это совершенно особая тема. Всего 50 лет человечество своих детей учит вместе. Раньше учили раздельно. Попытки к этому вернуться в наше время – это попытки спорные. Сейчас трудно это сделать. Но на Афоне до сих пор есть школа для мальчиков. В Новосибирске создана гимназия для девочек. И там, и здесь могу быть какие-то перегибы – вопрос сложный. В конце передачи за одну минуту мы его, наверное, не решим.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version