Программы о здоровье – не редкость на телевидении. Медицинское реалити «Спасите моего ребенка», которое выходит на телеканале «Ю» при поддержке Минздрава, показывает семьи, где родители или уже отчаялись разобраться в том, что происходит с их ребенком, или же болезнь известна, но непонятно, где ее умеют лечить.
Зрителю подробно описывают симптомы заболевания, рассказывают, когда и как они проявляются. Камера фиксирует все: и улыбки, и шрамы детей, и слезы родителей, и переживания бабушек с дедушками.
Маленький герой самого первого выпуска программы не может свободно двигаться из-за послеожоговых рубцов: в три с половиной года он упал в ведро с кипятком. Мать другого ребенка обнаружила болезненную шишку у него за ухом, новообразование дважды удаляли, но оно появляется снова. Десятилетнему мальчику, о котором говорится в шестом выпуске, было поставлено сразу несколько диагнозов: киста головного мозга, венозная мальформация сосудов лица, спаечно-кишечная непроходимость, ожирение II степени.
Эксперты программы осматривают детей и собирают информацию об истории болезни. Для каждого случая они предлагают пошаговую инструкцию: как действовать, чтобы ребенок получил адекватную медицинскую помощь. Ни один медицинский термин не остается без объяснения. Психолог тоже разбирается в ситуации и делится своими советами.
Затем семья, участвующая в проекте, проходит тот путь, который рекомендуют эксперты программы. Детей везут в специализированные клиники, тщательно обследуют. Визиты к врачам тоже фиксируются на камеру. Даже ход хирургической операции можно увидеть на телеэкране. Однако, учитывая серьезность заболеваний, к концу выпуска мы узнаем лишь о первом этапе лечения и о советах, которые получили родители по дальнейшему уходу за ребенком.
Авторы проекта называют его социальным и утверждают, что он дарит надежду. В чем именно они видят его социальную роль?
На вопросы «Милосердия.ru» ответила исполнительный продюсер проекта «Спасите моего ребенка» Мария Тарасенко.
— Основная задача нашего проекта — просветительская. Да, мы помогаем конкретным семьям и конкретным детям, но все-таки основная задача – это рассказать и показать зрителям на примерах, какую помощь они могут получить и главное, как именно можно это сделать.
Кроме того, в проекте показаны заболевания, которые распространены в нашей стране. Поэтому мы рассказываем зрителю об их симптомах. Ведь иногда на какие-то вещи родители просто не обращают внимание, считают, что ребенок это перерастет, или думают, что ничем серьезным это не обернется.
Мы призываем родителей быть бдительными, наблюдать за своими детьми, и не оставлять без внимания изменения, которые происходят с ребенком.
— Просвещение родителей в такой форме – инициатива телеканала, или Минздрава?
— Проект «от и до» – это инициатива телеканала «Ю». Минздрав РФ подключился к проекту после того, как он был придуман, и было принято решение о запуске производства. После первых эфиров было много комментариев в социальных сетях, что «это все на деньги Минздрава и по его заказу». На самом деле проект полностью финансировался телеканалом «Ю». А министерство здравоохранения помогало нам больше в организации самих съемок. За что им большое спасибо.
— Проект описывается как «медицинское реалити, которое дарит надежду». Какую именно надежду он дарит родителям? Вы помогаете им найти хороших врачей, чтобы правильно поставить диагноз? Или есть еще что-то?
— В нашем случае надежда, которую дарит проект, может трактоваться по-разному. Во-первых, для тех родителей, чьи дети страдают теми же заболеваниями, что и наши герои, надежда состоит в том, что они видят положительные результаты. Даже в очень непростых случаях. А это значит, что и их ребенку может стать лучше.
Во-вторых, есть очень распространенное мнение, что квалифицированную медицинскую помощь в России получить нельзя. И для лечения нужно лететь за границу, а это большие деньги. Мы не говорим о том, что в России можно вылечить все. Это не так, и мы не хотим обманывать нашего зрителя. Но все случаи, о которых мы рассказываем в проекте – это заболевания, с которыми можно бороться в России, и в большинстве случаев абсолютно бесплатно. И это тоже надежда.
В-третьих, как ни странно, любое излечение воспринимается, как маленькое чудо. И оно само по себе дает надежду, что все может быть хорошо. Нам кажется, это тоже очень важно.
— Какую пользу и какой результат получает семья, согласившаяся на участие в программе?
— Очень часто родители не знают, куда обращаться, когда возникла проблема, какой врач или центр действительно может помочь именно в их ситуации. Когда принимается решение о выборе медицинского учреждения, родителям сложно принять это решение самим, поэтому зачастую они проходят слишком много специалистов до того, как найти «своего». Наш проект сокращает этот путь, так как на консилиуме наших врачей для конкретного случая ищется самый оптимальный вариант, где ребенку действительно смогут оказать помощь.
— Как вы находите героев для выпусков?
— Как только проект «Спасите моего ребенка» был утвержден, мы сразу запустили на сайте некий кастинг, хотя нам не хотелось бы называть это именно этим словом. Все родители, чьим детям требовалась медицинская помощь, могли на нашем сайте заполнить анкету. За все время пришло более полутора тысяч анкет. Поэтому мы никого не искали. Родители сами обращались к нам за помощью.
— Какой результат получает телеканал от этого реалити?
У каждого телеканала есть свое лицо – то, чем он привлекателен для своего зрителя. Среди наших зрителей — более 75% женщин, которых очень интересуют вопросы своего здоровья себя и здоровья детей. Разрабатывая этот проект, мы, с одной стороны, хотели показать нашему зрителю реальную жизнь и реальных людей в нашей стране, которые столкнулись со сложной ситуацией со здоровьем, а с другой – рассказать про выходы из этих ситуаций, про возможности российской медицины и алгоритм получения помощи.
Проект стоит в прайм по пятницам и по субботам и выдерживает конкуренцию.
— Есть ли у проекта благотворительная составляющая?
— Да, она есть. Но она достаточно «точечная». И, честно говоря, для нас это уже не телевизионная история, поэтому в эфире об этом мы не говорим.
— Как относятся к проекту врачи и медицинские учреждения? Они охотно сотрудничают, или их приходится убеждать?
— Наверно, уже все врачи в своей практике сталкивались с родителями, которые с помощью статей из интернета ставят диагноз своему ребенку, и что самое страшное – начинают ребенка лечить, тоже ориентируясь на интернет-форумы и непроверенные якобы медицинские статьи. Поэтому врачи охотно идут на сотрудничество, так как задача любого врача не только лечить, но и информировать пациентов. Телевидение – это серьезная площадка, где информацию можно донести не до одного человека, а сразу до миллионов. Врачей привлекает в большей степени именно просветительская возможность проекта.
— В некоторых выпусках родителям советуют просто обратиться в поликлинику и получить направление к московским специалистам. А как же квоты на высокотехнологичную медицинскую помощь? Не возникают ли у родителей сложности? Или Минздрав помогает телеканалу в решении таких проблем?
— Действительно, родителям советуют обратиться в поликлинику. Ведь с этого звена начинается получение квот и направлений на ВМП. Именно об этом мы рассказываем зрителям в информационных графических элементах программы. Именно этот путь проходят и наши участники. В порядке очереди.
— Вы будете возвращаться к своим героям потом, когда результат лечения станет более очевидным?
— Редакторская группа проекта так или иначе курирует наших «подопечных». И нам бы хотелось показать результат по истечении длительного времени. Но пока этот вопрос еще обсуждается на канале.