Ребенок-аутист играл на детской площадке – вдруг сзади к нему подбежал черный терьер и положил лапы на плечи. От испуга мальчик чуть не начал заикаться. Владелица черного терьера заявила, что приучает животное к детям и собирается заниматься канистерапией.
Кто и где учит этих горе-специалистов и почему родители не дают себе труда разобраться в вопросе? – возмущается Татьяна Любимова, педагог-дефектолог, один из признанных в стране и за рубежом экспертов по канистерапии, автор проекта «Солнечный пес».
Ее сын Саша (1996-2003) – из-за тяжелой инвалидности мальчик с рождения мог только лежать, не разговаривал, у него был ДЦП – стал обладателем первой собаки-терапевта, и это скрасило его последние годы. Золотистого ретривера Олли подготовили в центре «Собаки-помощники инвалидов».
Когда Саши не стало, Татьяна посвятила себя канистерапии и наработала огромный опыт помощи детям – в том числе с ДЦП, РАС, синдромом Дауна и депривацией у детей-сирот в учреждениях.
Он смог сказать: «Я хочу пить»
– Случаев с кинофобией много, – говорит Татьяна Любимова. – Два года подряд к нам на занятия ходил мальчик. Сначала он даже боялся в зал заходить, потом смог работать с собакой с тактильной и ритмической поддержкой инструктора, потом сам смог вести собаку на поводке, а потом тренер Екатерина Пияк – прекрасный хореограф – предложила ему поставить танец с собакой.
Надо было видеть, с какими горящими глазами ребенок приходил на занятия, с каким счастьем на лице он вышел на выступление! Уверенно и четко командовал собаке, себя зауважал. Мы ему вернули чувство собственного достоинства.
У нас занимался и неговорящий 15-летний подросток – убегал от собак с криком. Год мы побеждали страх. Дальше тоже стали пробовать танцевальные элементы. Ему очень понравилось: собака слушается, у него получается. А потом я слышу, что он начинает произносить команды!
Няня мальчика, впервые услышав его речь, даже заплакала. Занятия мы начали с октября, к декабрю пошли первые слова, к концу учебного года он вышел на фразовую речь. Он смог сказать: «Я хочу пить». Или просил шоколадку.
Просто расслабляться, лежа на собаках
– Многие думают, что это волшебная таблетка. Да, под руководством специалистов подготовленные собаки работают, и происходят невероятные изменения в детях. За свои 16 лет опыта я могу сказать – бывает. Но не всегда. И не со всеми. В основе чуда – колоссальная рутинная работа, малозаметная и неблагодарная, но необходимая.
– Есть дети с легкими формами задержек развития, они могут заниматься в группе или индивидуально в разных углах зала одновременно. А есть дети с множественными нарушениями. Для них приходится полностью освобождать зал, нужны тишина, покой.
К нам приносили двухлетнюю девочку и просто клали на «коврик» из лежащих собак. Ребенок с тяжелым опытом общения с разными врачами весьма негативно воспринимал любое воздействие – девочка не доверяла пространству, рукам, людям. Полгода таких занятий научили ее просто расслабляться, лежа на собаках.
Ее мама, очень оптимистичная, верит в свою дочь. Нашла компьютерную программу – с ее помощью ребенок может управлять курсором взглядом. Выяснилось, что девочка это делает осознанно! А казалось, она лежит с отсутствующим видом. Произошло это, когда ребенок, благодаря занятиям, научился доверять и расслабляться.
Осязание, обоняние, ощущения, даже вкус – все чувства просыпаются
– Я советую сначала без ребенка прийти на занятие и посмотреть, что там происходит, какие результаты. Поговорить с родителями детей. Однажды к нам пришли родители, дети которых занимались в другой организации, и спросили: «А что это у вас собаки такие сонные? В другом месте такие активные собаки, мы не успеваем мячики кидать». Они даже не знают, что правильно, а что нет.
– Первые занятия у нас недолгие, 15 минут. Иначе срабатывает синдром наполненной губки – ребенок уже не в состоянии переварить больше. Постепенно время занятий увеличивается, идем от простого к сложному. Двигательная активность повышается, включаются сенсорные контакты. Осязание, обоняние, ощущения, даже вкус – все чувства просыпаются.
– Постепенно, иногда в течение года, мы приучаем ребенка к собаке, к тому, что тут, на занятиях, хорошо, тут тебя любят таким, какой ты есть. Кто-то сразу откликается, а с кем-то надо год ходить на занятия, чтобы начались серьёзные сдвиги.
Иногда родители недовольны: за все занятие ребенок даже не посмотрел на собаку, не обращает на нее внимания. Я объясняю: тут несколько собак, и заметьте – он, бегая, за все занятие ни разу ни на одну из них не налетел! Это говорит о том, что он их, конечно, видит, замечает и имеет в виду. И эффект есть. Родители задумываются.
Бывали случаи, когда дети с ДЦП начинали увереннее двигаться
– Потребность в канистерапии большая. Но люди не хотят учиться: «Нам некогда, вы быстренько расскажите, как вы делаете, мы тоже так будем». Быстро не выйдет – техники канистерапии надо осваивать.
– Сначала нужно снять спастику, напряжение мышц ребенка – для этого помогает тактильное общение с собакой.
Но важно правильно потискать: есть тысячи нюансов, как положить ребенка на собаку, как гладить, как общаться, его надо направлять. А собака должна быть расслабленной, доверять и рукам специалиста, и другим собакам, которые рядом.
– Бывали случаи, когда дети с ДЦП начинали увереннее двигаться – собака выступила катализатором процесса, который запустили другие специалисты. И все потому, что правильно выстроены занятия. Мы следим за правильными движениями. Знаем, как это делать.
Три ребенка – три разных подхода
– Даже если диагноз одинаковый, например, аутизм, подход все равно индивидуальный. Что сработало с одним ребенком, категорически не подходит для другого.
Одному важно увидеть зал, научиться работать в пространстве, расслабиться – взять в руки поводок, почувствовать, какая мягкая теплая собака. С другим ребенком делаем те же упражнения, но усложняем пространство, нужно, чтобы он потихоньку сам показывал собаке, куда и как он пойдет, учился потихоньку управлять собакой.
С третьим, выполняя те же упражнения, будем добиваться, к примеру, проговаривания слов пестушек и потешек. Это случаи только троих детей с аутизмом.
Есть дети, которых нельзя отпустить на площадке. Дашь поводок ребенку с РАС и отпустишь – будет беготня, хохот и хаотичное движение по залу. Тут важно, при поддержке канистерапевта, чтобы собака не давала ему убежать, немножко препятствовала, показывала мягко свое присутствие. Ненавязчиво, но достаточно уверенно, чтобы он начал подчиняться нашим правилам. Ребенку приходится с ней считаться и двигаться с ней.
Солдаты-универсалы
– Наши собаки могут все: лежать, не шелохнувшись, в коврике с ребенком, танцевать с ним, преодолевать препятствия. Хорошая собака-терапевт, к примеру, никогда не повернется к ребенку с аутизмом мордой, даже двигается рядом с ним замедленно и плавно. То есть не пугает. Играть будет максимально аккуратно – поддразнивать игрушкой так, чтобы он смог поддержать игру, настолько она опытна и тщательно обучена.
Собаки лежат на коврике спокойно и расслабленно, хотя через них перелетает мячик. А потом наоборот – когда нужно движение, они будут активны. Важен и темп движения. Собака не очень быстрая и не очень медленная. Ребенку удобно с ней двигаться, удобно опираться на нее.
Лабрадоры и голден ретриверы подходят под все эти условия идеально. Главное – они любят людей, готовы сотрудничать с любым ребёнком.
– Конечно, если схватить первую попавшуюся уличную дворняжку, да ещё покалеченную, и тащить её без разбору в школы и детсадики под видом канистерапии – это, безусловно, будет жестокое обращение с животными, – говорит Татьяна Любимова. – Такой путь совершенно неприемлем.
– Если ребенок с агрессией, он может пнуть собаку или выкручивать шерсть. Есть даже прецеденты, когда дети с особенностями развития убивали маленьких собак. Не осознавая. Например, ребенок с синдромом Дауна просто отбросил собачку, а попал в стену. На грамотных занятиях канистерапией такое не может произойти. Важна включенность в процесс и ребенка, и собаки, и канистерапевта.
– Все наши собаки – долгожители и в 12-13 лет вовсю работают, у ветеринара мы бываем только для прививок и профосмотра. Это более чем красноречиво говорит о том, что при правильном отборе, подготовке и грамотно выстроенной работе собаки здоровы и счастливы.
Личную собаку бессмысленно готовить
– Чем больше может собака, тем больше мы можем предложить ребенку. Поэтому все наши собаки постоянно тренируются на высоком соревновательном уровне, как настоящие спортсмены. Сейчас только старшая Джой не занимается дополнительно, ей уже 13 лет.
– Готовить личную собаку чаще всего бессмысленно: это чемодан без ручки, собаку переучить невозможно, а хозяин обижается.
– Хорошая собака-терапевт не может работать без канистерапевта. Мы готовим всегда пару «человек-собака». Это работа в тандеме.
После обучения канистерапевт должен работать с этой подготовленной собакой – это его рабочий инструмент. Учится на практике он уже с самого начала с нашими опытными собаками – как правильно должна работать собака, что от нее можно требовать.
Здесь важен и размер собаки, потому что маленьких собак дети боятся, а крупные породы воспринимают иногда не целиком. Важно, что собаки светлые – больших черных тоже чаще боятся. У светлых лабрадоров и голденов располагающая внешность, приятная на ощупь светлая шерсть, на фоне которой контрастный треугольник глаза-нос привлекает внимание.
Целый класс сложных детей-сирот сдружили собаки
– У детей из коррекционной школы и интерната, с которыми мы занимаемся, – глубокая тактильная депривация: они недолюбленные, их не укачивали в младенчестве. Даже с сохранными детьми приходилось много времени уделять упражнениям, которые возвращают их в самое начало жизни, возраст, когда они недополучили эту сенсорную информацию.
Еще, хотя они все время общаются – остаются чужими друг другу. Ревностно охраняют личные границы, которые постоянно нарушаются, поэтому избегают чужого погружения в их мир.
Мы поняли, что с этой проблемой нужно поработать отдельно, научить взаимодействовать друг с другом.
Мы занимались с первоклассниками, сложными, с нарушениями, и в конце учебного года весь класс подружился: ребята научились помогать друг другу, и это было очень приятно. Собака для ребят – общий мотиватор.
«Дети занимаются у нас бесплатно, это наш принцип»
Маленький коллектив «Солнечного пса» – канистерапевты Татьяна Любимова, Ева Кабакова, Вероника Хмызова (она еще и психолог), стажер Алексей Любимов и пять собак-терапевтов – работает как проект Центра «Собаки-помощники инвалидов».
В 2021 году проект принял 65 детей – не считая еще 12 ребят из центра социальной помощи детям и подросткам «Формула роста».
Занятия для всех детей без исключения – бесплатные. «Ведь часто это семьи, которые не в состоянии оплачивать занятия, а ходить надо годами», – говорит Татьяна Люббимова. – В других организациях в среднем одно занятие канистерапией стоит от 2 тыс рублей.
В Брянске, Сургуте, Шатуре, Орехово-Зуеве, Астрахани и других городах работают ученики «Солнечного города» – по словам Татьяны Любимовой, настоящие профессионалы: «Они творчески переосмысливают полученные у нас знания и внедряют их в свои логопедические и другие занятия».
Кроме занятий с упражнениями, «Солнечный пес» развивает новое направление – Парадэнс, танцы с собакой. «Это молодой вид кинологического спорта, проводятся соревнования, и наши подростки сделали серьёзную заявку на участие, – говорит Татьяна. – На занятиях танцами ребенок сам не замечает, что делает в разы больше, чем может в обычной жизни. Потому что мотивирован, увлечен, перед ним интересные, необычные задачи, он не думает, как двигаться».
Иллюстрации Оксаны Романовой