Для незрячего ребенка тактильные книги – не обязательная часть образовательного процесса, а, скорее, дополнение, которое делает этот процесс более интересным.
Первые опыты
– Сначала я познакомилась со взрослыми незрячими людьми. До этого никогда специально не занималась благотворительностью и даже не задумывалась о том, как живут люди с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Но с очень раннего возраста во мне присутствовало что-то похожее на сострадание: я могла отдать деньги, которые мне дали на обед, просящей милостыню бабушке или несколько ночей проплакать после прочтения статьи о брошенных домашних животных.
Однажды я помогла незрячему человеку перейти дорогу, и тогда меня почему-то заинтересовало: как эти люди воспринимают мир, как они живут, даже бытовые вопросы – как они пользуются телефоном, пишут СМС.
Я начала это изучать и так попала в наш петербургский проект «Мир на ощупь», в котором принимают участие незрячие люди – пошла туда работать, чтобы лучше с ними познакомиться. Там я и узнала, что некоторые незрячие дети изучают мир по тактильным книгам.
Так что все случилось в результате ряда событий, сама бы я, вероятно, не додумалась, что есть такие книги. Потом состоялось мое знакомство с незрячим ребенком. И я начала углубляться в эту тему, попробовала сама создать тактильную книгу.
Изначально мной двигали любопытство и странный азарт… даже не азарт, а какое-то вдохновение. Я сделала три книги, которые мой взрослый незрячий друг сразу забраковал: где-то ему попалась острая ракушка, он сказал, что такого, конечно, не должно быть в книге для детей.
А еще там что-то было неправильно написано шрифтом Брайля. Сейчас для надписей по Брайлю у меня уже есть специальные инструменты. А изначально я брала тонкий бисер и вышивала каждую букву. Это какие-то отдельные слова, фразы, например, под изображением животного его название.
Моими самыми первыми книгами были стихи Агнии Барто, книга про времена года и какая-то сказка, сейчас уже не помню, какая. Выслушав советы моего друга, я немного подправила книги, и они отправились в детский дом для незрячих детей в Зеленогорске.
А потом у меня закончились материалы. То есть я сначала, не задумываясь, покупала их и шила книги, но однажды деньги закончились. Тогда на своих страницах в социальных сетях я разместила объявление о сборе материалов. Откликнулось очень много людей, так что потом мне пришлось даже закрыть сбор. Но так многие узнали о тактильных книгах.
Книга
– Создавать тактильные книги специально не учат, нет никаких курсов. В библиотеке для слепых есть свой мастер по изготовлению тактильных книг с огромным опытом. Поначалу я с ней консультировалась, однажды мы вместе проводили мастер-класс.
Есть небольшой ряд правил, выработанных тифлопедагогами, какими должны быть эти книги, как ребенок должен по ним заниматься. Например, на одной странице самолет не должен быть меньше автомобиля, потому что ребенок может подумать, что так оно и есть в реальности.
И еще для меня было удивительно: животное, даже если изображается в профиль, у него обязательно должно быть два глаза, все четыре лапы должны быть показаны. Выглядит немножко странно, и мне до сих пор непривычно.
Рекомендуемый размер книги – А4, объем – пять-шесть страниц, иначе она становится тяжелой. Сама страница делается из картона, на который накладывается мягкая подложка из тонкого вспененного полиэтилена, все это обшивается тканью.
Материалы могут использоваться практически любые, так как все должно быть максимально приближено к оригиналам. Например, для изображения дерева я беру настоящую кору дерева, траву делаю из искусственных растений. То есть могут быть самые неожиданные материалы. Например, силикон строительный для замазки отверстий.
Хотя некоторые и деревья делают из пластмассы, из ткани. Но мне это неинтересно. Через прикосновение ребенок может даже понять характер персонажа. Не может быть волк из мягкого плюшевого меха, он должен быть фактически неприятным на ощупь. И ребенок будет понимать, что волк – он такой.
Обязательные требования: безопасность материалов и отсутствие острых углов. Эти правила легко находятся в интернете, и, соблюдая их, многие могут создавать книги, если есть время и, конечно, большое желание.
Рекомендуют использовать больше шуршащих материалов и вообще добавлять в книги звуки. Например, иногда используются небольшие элементы, издающие какие-то звуки, свойственные тем или иным животным. Такие же приборы используются в звучащих игрушках.
Иногда дополнительно делается что-то вроде небольшой аудиокниги, которую ребенок слушает, рассматривая тактильную книгу. Часто в таком варианте делают сказки, ведь это же интересно – одновременно и слушать, и трогать.
Лучше делать так, чтобы на одну страницу приходилось минуты две аудиозаписи. Ребенок – существо неусидчивое, вряд ли он будет изучать книгу дольше 10-15 минут.
Вот сейчас делаю книгу о достопримечательностях Санкт-Петербурга, в нее я звуки добавлять не хочу. Мне не хотелось бы отвлекать ребенка от изучения архитектуры города, а в этой книге звуки будут отвлекать.
А сначала я выбирала то, что проще изобразить. Сказки – те же русские народные, те, на которых мы сами выросли. Совсем не обязательно, чтобы ребенок уже был знаком с этой сказкой, даже думаю, что будет гораздо интереснее, если он начнет знакомиться со сказкой, когда получит книгу.
Тактильная книга – это, как правило, прежде всего, иллюстрация. Все-таки ее создают в первую очередь для маленьких детей, которые еще не умеют читать. И шрифт Брайля дети осваивают несколько позже, чем зрячие дети – обычную азбуку. Иногда прилагается текст для преподавателя, чтобы он его читал вслух, а ребенок слушал и изучал книгу руками.
Есть книги для развлечения, а есть для развития. Как и с обычными книгами – зрячий человек их читает с той или с другой целью. Есть, например, тактильные книги по анатомии. Кстати, я тоже хочу такую книгу сделать.
Серийное изготовление подобных книг возможно. Но это сложно, ведь мы не используем одинаковые детали, все делается вручную. Есть 3D-книги, они делаются из пластика, то есть там выпуклые изображения. Таких книг много и в школах, и в других учреждениях для слепых детей, но это очень плохой вариант, так как используется только один материал.
Может ли тактильная книга заинтересовать зрячего ребенка, быть для него полезной? Конечно, может, и это довольно часто случается, зрячим детям очень интересны «живые» книги.
Без коммерции
– Четыре года я делаю тактильные книги. Сейчас уже нельзя сказать, что для меня это хобби – это большая часть моей жизни, занятие, подарившее мне неисчислимое количество впечатлений. Это радость, усталось, энергия, труд.
На изготовление одной книги у меня уходит теперь, наверное, неделя. Раньше у меня на книгу мог уйти и месяц. Но сейчас у меня другая система, например, какие-то деревянные фрагменты для меня люди выпиливают на предприятиях, а раньше я все делала сама.
Я сделала не так уж много книг – где-то 40-50. Сейчас у меня на изготовление книг времени становится все меньше и меньше, поэтому я в основном консультирую онлайн – по поводу материалов, технического исполнения, подаю идеи, как что-то изобразить, как сделать ту или иную страницу, делюсь опытом и воображением.
Может быть, когда-нибудь мы начнем встречаться и оффлайн, но поскольку создавать книги хотят люди из разных городов, то пока сотрудничаем при помощи интернета.
Теперь уже сама не ищу заказы, заинтересованные люди сами меня находят.
Эти книги не купить в магазинах. И, например, родители незрячего ребенка набирают в интернете «тактильная книга», и появляется моя страница, моя группа – они пишут мне.
Иногда находят через знакомых, кто-то кому-то обо мне рассказал. С заказами то пусто, то густо. Еще когда я этим занималась постоянно, бывало, что целый месяц ежедневно по восемь часов сижу и что-то делаю. Однажды я сделала за месяц пять книг – это для меня очень много.
В целом для меня это именно волонтерский проект. Но есть некоторые родители, которые заказывают книги не потому, что у них нет средств на них, а потому, что эти книги не продаются в магазинах. Они в состоянии заплатить, тогда я выполняю работу за вознаграждение.
Превращать мой проект в по-настоящему коммерческий не хочу, может быть, потому что я не склонна к коммерции. И да, можно открыть производство, делать книги целыми партиями… но это уже не будут такие тактильные книги, какие задумывались изначально – ручная работа, эксклюзив. А так это мое дело уже получило большое развитие, многие про это узнали, многим это помогло.
Люди
– Есть небольшая группа волонтеров, мы вместе делаем книги для определенного уже круга незрячих людей. Четыре человека со мной с самого начала, стараются прийти на каждый мастер-класс.
Разные люди периодически приходят, кому-то интересна тема незрячих детей, кому-то интересно шить, кто-то связан с педагогикой. Но большинство в процессе отсеивается, у некоторых не хватает времени и терпения даже на то, чтобы закончить одну книгу. Должна быть сильная мотивация, ведь это не заработок, человек тратит свои ресурсы.
Мастер-классы оффлайн могут проходить там, где можно удобно расположиться, где светло и есть стол и стулья. Например, часто они проходят в библиотеках.
Мастер-класс обычно длится около двух часов, за это время человек успевает сделать одну страницу. Работа эта сложная, все книги после мастер-классов мне приходится доделывать.
Книга должна быть прочной, все в ней должно крепко держаться, ведь ребенок дергает за отдельные части. Сама я тоже поначалу ориентировалась больше на внешнюю красоту, а потом поняла, что это как раз не так важно.
Мои знакомые, которые никогда не общались с незрячими, не понимают, зачем мне нужно такое занятие, хотя и не особенно комментируют. Вероятно, надо войти в эту тему, чтобы понять. Близкие родственники говорили, что я трачу время и силы неизвестно на что. Понимаю, они волнуются. Я, возможно, тоже беспокоилась, если бы была далека от этого всего, а близкий человек занялся тактильными книгами.
Фото: vk.com