Православный портал о благотворительности

«Такое Кино»: технология преодоления одиночества

В Москве прошел норвежско-российский фестиваль уличного кино «Такое Кино». Привезший его в столицу руководитель некоммерческого партнерства «Новые Социальные Решения» – Аркадий Тюрин – сказал перед показом: «Мы отказываемся делить людей на бездомных и не бездомных, люди – это люди»

Вслед за рядом российских и европейских городов, в Москве 11 ноября прошел норвежско-российский фестиваль уличного кино «Такое Кино». Его можно было бы для красного словца назвать «фестивалем бездомного кино», если бы привезший его в столицу российский представитель проекта, руководитель некоммерческого партнерства «Новые Социальные Решения» Аркадий Тюрин не сказал перед показом всего лишь одну фразу: «Мы отказываемся делить людей на бездомных и не бездомных, люди – это люди».

На фестивале было представлено десять непохожих друг на друга фильмов.

Работа Анны Майсюк и Аркадия Тюрина «Невидимые люди» – это жестокие факты из жизни в России людей, не имеющих регистрации, «не имеющих права болеть», потому что их не будут лечить, постоянно чувствующих страх и свою незащищенность. «Я недавно была свидетельницей ДТП. Машина сбила ребенка, а я номер запомнила, стояла в стороне, пока родители не пришли. Постояла и ушла. На себя наступила. В милицию не могу идти» – рассказывает с экрана женщина без регистрации. Сам Аркадий много лет был в такой же ситуации, и он также делится своим опытом.

Одна из работ – короткий рассказ о том, как в Дюссельдорфе бездомным удалось привлечь внимание к распространяемой ими уличной газете «Fifty-Fifty». «Часто люди смотрят сквозь продавцов уличных газет, – говорится в фильме. – Мы решили сделать это наглядным». У одного из продавцов на спине была установлена камера, которая снимала все, что происходит за ним, а спереди на него транслировалась картинка – то есть получалось, что спереди продавец казался прозрачным. Эта акция наделала шума в СМИ, и вскоре газета стала пользоваться спросом.

Также было представлено совместное творчество людей из разных стран и городов – фильм «Полдень». «22 июня – самый длинный день года, в 12 часов дня, – говорят авторы фильма, – больше всего солнца, и можно увидеть людей, которых в остальное время принято не замечать». Именно эти люди в Москве, Петербурге, Тольятти, Новосибирске, Тбилиси, Мурманске, Киеве, Львове, Глазго, Осло, Гамбурге, Боготе и других местах – всего 30 человек из 22 городов по всей планете – отвечали на вопрос, что самое важное в жизни. У каждого свой ответ: крыша над головой, семья, здоровье, мир во всем мире, не потерять себя…

В одном из фильмов российские бездомные исполняли знаменитые песни – «Yesterday», «We will rock you», «Smoke on the water». Еще в одном – каждый вспомнил о своей любимой песне. Участник этой короткометражки, 51-летний поклонник Софии Ротару Анатолий Баранов, теперь вместе с Аркадием Тюриным занимается работой над мультфильмом о Франциске Азисском, который, возможно, будет представлен на будущих фестивалях.

Программа фестиваля – это коллаж, в который какую-то свою частичку вкладывает каждый участник. Нет постановочных сцен, нет специально выстроенной картинки. Есть свобода творчества. Качество съемок – любое. В доказательство тому – ролик «Уже теплее»: холодная улица и песня, написанная на стихи руководителя службы распространения уличной газеты «Путь домой» Елены Ледневой и исполненная питерским коллективом «Бубенцы». Этот фильм ярко и искренне передает атмосферу и настроение, несмотря на то, что снят он просто на пять мобильных телефонов.



Показанная программа вызвала бурное обсуждение в зале. Пришедшие на фестиваль участники московского движения «Курский вокзал. Бездомные дети» сравнивали свой опыт с опытом гостей из северной столицы и размышляли о возможности футбольного матча между москвичами и питерцами. Малознакомые с тематикой зрители с удивлением отмечали, что некоторые бездомные участники фильмов выглядят «просто как прохожие», вовсе не грязные и оборванные. Волонтеры из обоих городов отвечали на вопросы зрителей, которых возникло немало. Зрители в свою очередь передали столичным волонтерам одежду для их подопечных.

«Мы разрабатываем технологии сотрудничества и преодоления одиночества», – отвечая на вопросы зрителей после показа работ, пояснил Аркадий Тюрин. С 2003 года его организация занимается изданием и распространением уличной газеты «Путь домой» , 50% от стоимости которой получают бездомные распространители, организует занятия арт-терапией для бездомных, а также организовывает творческие и спортивные мероприятия с их участием. Организаторы не пытаются помогать, а стараются взаимодействовать. «Потому что жизнь – командная игра», – говорят они и занимаются тем, что им нравится, среди таких же заинтересованных людей, просто по какой-то причине живущих не в комфортабельной квартире, а в подвале или подъезде.

Важно не то, что на экране зрители видят людей, оказавшихся без крыши над головой и без регистрации, а то, что эти люди – равноправные участники проекта, каждый со своими творческими идеями и возможностями. Донести какие-то мысли и идеи до зрителей – это уже скорее следствие, а не цель.


Единственное, о чем не шла речь на этой встрече, это о статистике. Аркадий Тюрин неоднократно повторял в своих ответах одну и ту же фразу: «с точностью до отдельного человека». «Нельзя выделять основную массу, не нужно складывать в человеке мотивацию и говорить о его ресоциализации. Это только отдаляет от людей, – уверил он присутствующих. – И нас не интересует, кто виноват в том, что человек оказался на улице, нас интересует, что делать? Надо жить дальше». Не имея регистрации, крыши над головой, имея лишь боль, – жить дальше и заниматься разными делами: продавать газеты, заниматься творчеством, петь песни и участвовать в киносъемках…
Оказывается, их много, таких бездомных, которые именно через творчество преодолевают свои боль и одиночество. Потому что жизнь – командная игра.

Фестиваль был организован при участии фонда «Институт экономики города», Некоммерческого Партнерства «Новые Социальные Решения» и Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности».

Александра ОБОЛОНКОВА

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version