Часто ли при виде бездомного у нас возникает желание подойти поближе и расспросить его о жизни? Нам страшно поставить себя на его место, и мы успокаиваем себя тем, что в своей бездомности он виноват сам. В лучшем случае подаем милостыню. В худшем – оберегаем свое пространство от бомжей, как от чумы, думая, что нас-то это не коснется.
Названием спектакля «Неприкасаемые» режиссер Михаил Патласов заявляет о серьезной проблеме – о социальном невежестве, об обществе, которое обесчеловечило бездомного.
Разрушить стереотипы, рассказать зрителю о людях без постоянного места жительства, помочь бездомным вернуться к нормальной жизни – в этом видят свою задачу создатели проекта.
Проект некоммерческий. Деньги на него собирались с помощью краудфандинга. В спектакле играют настоящие бездомные, и они единственные, кто получит за свое участие в проекте гонорар. Их истории и легли в основу документального спектакля.
Больше полугода волонтеры и профессиональные актеры ходили по ночлежкам, пунктам дезинфекции, приютам и благотворительным столовым и собирали материал: разговаривали с бездомными, записывали их истории. На сцене герой существует в тандеме с актером. Актер рассказывает его историю от первого лица. Он выступает как бы в качестве маски. И благодаря этой маске герои предельно откровенны.
Главная странность и прелесть документального театра заключается в спонтанности: даже режиссер не всегда знает, куда развернет историю: «Мне важно, чтобы состоялось человеческое общение. Не надо ничего играть, я им говорю, просто поговорите со мной и со зрителем, – объясняет Михаил Патласов. – Для меня этот спектакль, прежде всего, исследование, поэтому очень важно, как публика будет реагировать. Я даже не называю себя режиссером. Здесь я – модератор».
Импровизированная сцена была оборудована в лютеранской церкви Святой Анны. Народу набилось много. Ни холод полуразрушенного здания, ни пыль не отпугнули зрителя.
История отталкивается от банальной мысли: бездомность – это полная свобода. Но уже меньше, чем через минуту эта мысль разбивается о страшное открытие: «Бездомным ты становишься за месяц, что живешь на улице. Да нет, всего за час! Да нет, за одну секунду! За ту секунду, когда захлопывается дверь, и тебе больше некуда идти».
Спектакль сфокусирован не на обстоятельствах жизни, а на внутреннем мире героя. Каждая история по-своему уникальна, но все они – про отрезанность от «благополучного» мира.
Гена, 26 лет. Стал бездомным по вине родственников. Отец спился, мать пропала без вести. Сейчас по его внешнему виду даже не заподозришь, что с 11 лет парень воровал, принимал наркотики, едва не убил человека, отсидел в тюрьме, чуть не покончил собой…
Историю Гены помогала рассказывать волонтер Марина. Она признается, что общение с Геной в ходе проекта помогло ей по-другому взглянуть на свою собственную жизнь, в которой, как ей казалось, было полно проблем: с мужем, с детьми, с ремонтом и пр. В этот момент история волонтера оказывается едва ли не важнее истории героя.
История Андрея, филолога – это еще и история про унизительный коммунальный наш быт. Герой оказался перед выбором: тратить силы на жизнь на улице или на противостояние с соседями. И в одно прекрасное утро он собрал в рюкзак самое необходимое и ушел из коммуналки. «Главное – не видеть эти рожи!»
В первую же ночевку (в парке) рюкзак украли. В нем были паспорт, документы на квартиру и диск с книгами по лексикографии. Первые три дня были для Андрея блаженством. Он просто гулял по улицам и наслаждался свободой.
С тех пор прошло три года. Три зимы без дома – в этом уже нет никакой романтики. Документальный спектакль, как и жизнь, не балует хэппи-эндами: соседи Андрея давно заняли его комнату, сам он все еще на улице. На днях он восстановил паспорт, и актеры на сцене смоделировали ситуацию возвращения Андрея домой.
Они попросили зрителей помочь герою советом, а сами сыграли его зарвавшихся соседей. «И в этот момент для меня случился спектакль – я увидел, насколько несопоставимы разные взгляды на проблему бездомности», – комментирует реакцию зрителей режиссер. Остается надеяться, что Андрею это пойдет на пользу и он, наконец, сможет пойти и объясниться с «рожами» по коммуналке.
Спектакль «Неприкасаемые» возвращает бездомным имена и лица. В этом спектакле зритель не получит никакого вознаграждения за чужие страдания. Наоборот – ему покажут зеркало.
Занавес поднимается (он же – экран) и взору открываются мрачные обшарпанные внутренности церкви. Все участники спектакля по очереди зачитывают комментарии из форумов, на которых «благополучные» люди рассказывают, как надо поступать с бомжами: выселять их за черту города, отправлять в Америку, жечь напалмом…
«Одна из функций искусства – выяснить, что творится в наших душах. Как режиссер я работаю с мифом, и разобраться в проблеме бездомности – это мой договор с обществом, – говорит Патласов. – Оно делегирует мне это как художнику. Для меня спектакль – это гражданский поступок, а не самовыражение. Социальный театр – про «здесь» и про «сейчас».
Лично мне придуманные истории неинтересны. Я хочу, чтобы театр отвечал на мои вопросы. Я хочу видеть на сцене кусок жизни. Проект «Неприкасаемые» будет продолжаться, но скорее всего с другими героями. Люди меняются, они что-то прорабатывают и уходят, им становится уже не интересно. Приходят новые. Чем больше информации про этот проект, тем больше историй мы расскажем».
Фото Сергея Супалова