Волхвы – одни из самых таинственных персонажей во всем Евангелии. Они появляются на его страницах внезапно и буквально из ниоткуда и также загадочно исчезают; скупое свидетельство евангелиста Матфея, что они пришли «с востока» только порождает множество предположений, из какой именно восточной страны могли прийти эти люди.
Почему же именно волхвам (по-славянски «колдунам») было дано одними из первых приветствовать родившегося Спасителя? Почему им сразу поверил царь Ирод? Что об этом говорит Священное Предание и как все это понимать?
В поиске ответов участвовали кандидат богословия, старший преподаватель кафедры библеистики МДА священник Димитрий Барицкий, преподаватель кафедры библеистики ПСТГУ священник Александр Гумеров и настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино священник Григорий Геронимус.
В каком смысле евангельские волхвы – маги
В Новом Завете история о том, что Младенцу Христу пришли поклониться волхвы с востока, упоминается только евангелистом Матфеем:
«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка <…> Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».
Вот и все, что достоверно известно нам о волхвах. Участие волхвов в этом событии необычно уже тем, что во всем Священном Писании евангельский рассказ о Младенце Христе – единственный случай упоминания волхвов в положительном ключе. Известно, что в Израиле волхвование (колдовство, магия) было под строжайшим запретом и по Закону каралось смертной казнью.
В Ветхом Завете волхвы-маги при дворцах египетских и вавилонских правителей оказываются беспомощными, когда свою силу являют праведники и пророки Божии – Иосиф, Моисей и Даниил (Быт 41:8; Исх 8:18; Дан 1:20-21). В Новом Завете, в книге Деяний маги-волхвы Симон из Самарии и Елима при дворе Кипрского проконсула противостоят апостолам Петру (Деян 8:9) и Павлу (Деян 13:8).
Однако, дополняет священник Александр Гумеров: «Евангелист Матфей называет волхвов греческим словом «магой» (мн.ч. от «магос»): в классическом греческом языке это слово чаще всего использовалось для обозначения определенной народности. В трудах Геродота маги – одно из шести племен, из которых образовался мидийский народ. Хотя также этим словом в античной литературе называли и персидских или вавилонских жрецов и астрологов, связанных с языческой традицией».
По мнению священника Григория Геронимуса, греческим словом «маги» называли и просто мудрецов, ученых – без отрицательной коннотации: «В древнем мире не было четкого разделения на ученых, философов, математиков, звездочетов – в ту эпоху были любители мудрости, которые старались исследовать самые разные тайны мироздания, причем в их взаимосвязи. Точно мы знаем про волхвов то, что это были ученые люди, которые исследовали движения небесных тел».
«Библия не должна сообщать нам обо всем на свете, – комментирует возможный род занятий людей с востока, пришедших поклониться Христу, священник Димитрий Барицкий. – Новый Завет очень точен в деталях и упоминает только те из них, которые действительно важны нам для понимания духовных смыслов».
Так почему же евангелисту Матфею так важно было рассказать нам о событии поклонения волхвов Младенцу Христу?
Язычники просвещают избранный народ
Ключ к пониманию дает пророчество старца Симеона при его встрече с Младенцем Христом, когда Младенца принесли в храм Богородица и Иосиф-Обручник. Симеон называет Его «Светом во откровение языков».
«Волхвы были язычниками и в том смысле, что языки – это разные народы земли. Неслучайна деталь, что волхвы пришли издалека: у еврейского народа было представление не только о том, что Спаситель произойдет из их среды, но и что Он будет только их, «личным» Спасителем.
Язычество волхвов и их приход «издалека» подчеркивает важнейшее в событии рождения в мир Спасителя: Христос пришел ко всем людям, независимо от их национальности, вероисповедания, происхождения, мест проживания.
Интересно, что несмотря на то, что волхвы были языческими жрецами, они почувствовали, что Христос пришел и к ним тоже».
Именно поэтому, по мнению отца Григория, историю волхвов надо читать вместе с историей поклонения пастухов: святые отцы говорят, что эти два типа людей, пришедших поклониться Богомладенцу Христу, означают две дороги к Богу: одни приходят к Нему в простоте сердца, другие – через разум, науку. И тех, и других ждет Христос, и те, и другие для Бога важны – и простецы, и мудрецы.
«Поклонение волхвов Младенцу Христу – это удивительная и пронзительная история о том, как Сам Господь ведет человека к Себе, в какой бы традиции и окружении он ни был воспитан. Даже через ложный и ошибочный путь Бог может открыться человеку, если человек искренне ищет этой встречи», – подчеркивает отец Александр Гумеров.
«Неспроста в Евангелии от Луки родословие Христа восходит через Давида, Авраама – к Адаму, у которого не было «национальности». Так евангелист указывает, что Христос – Всечеловек», – дополняет отец Димитрий Барицкий.
Господь показывает волхвам, что наследником Нового Царства, которое Он принес, являются не те люди, которые по плоти являются родственниками Бога, а те, кто являются родственными Богу по духу – ищущие Его воли «на земле, как и на Небе».
Именно поэтому предсказывали рождение Христа не только еврейские пророки, но и языческие прорицатели.
О ветхозаветных пророчествах о Царе слышали на Западе и верили на Востоке
Первым пророком, возвестившим о том, что должен родиться Мессия, считается языческий прорицатель Валаам – тот самый, ослица которого заговорила. Это произошло, когда евреи шли из Египта в Землю Обетованную и должны были пересечь по пути владения моавитского царя Валака. Он не хотел, чтобы израильский народ проходил через его земли, и нанял пророка Валаама – чтобы тот проклял иудеев, ослабив их и обеспечив победу Валака.
Однако, глядя с горы на приближающийся еврейский народ, Валаам в пророческом видении увидел далекого Потомка этого народа и вместо проклятия воскликнул: «Вижу Его, но ныне еще нет. Зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушит всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Именно эти слова закрепились в памяти восточных народов как пророчество о Рождественской звезде, за которой и пошли впоследствии волхвы.
Древние историки отмечают, что ожидания некоего Мессии были на момент рождения Младенца Иисуса повсеместны. Так, историк Светоний пишет: «На Востоке распространено было давнее и твердое убеждение, что судьбой назначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром». Тацит, несколько скептически, с высот имперского Рима, отмечает ходившие в его время предсказания, что «Востоку предстояло якобы добиться могущества, а из Иудеи должны были выйти люди, предназначенные господствовать над миром».
По мнению священника Димитрия Барицкого, в христианской традиции принято видеть в этих всеобщих ожиданиях влияние пророка Даниила: Даниил жил за шесть столетий до Рождества Христова, когда евреи оказались в плену у вавилонян. Хорошо образованный, он основал при дворе Навуходоносора-царя пророческую школу и пользовался уважением как ученый мудрец.
Отец Димитрий Барицкий считает, что именно благодаря авторитету пророка Даниила в Вавилонии со временем возник синтез иудейской и вавилонской религий:
«Скорее всего, так зародилось в Месопотамии предание о том, что должен прийти Мессия (Машиах), а волхвы могли быть последователями этой духовной школы, хранившими предание».
Но как же волхвы – «служащие звездам» (как их называет кондак праздника Рождества) – вдруг отправились на поиск Иудейского царя?
Вслед за звездой
В Евангелии от Матфея говорится, что путь волхвов в Иерусалим начался с появления звезды. В христианской традиции есть немало предположений, что это могло быть за явление.
Все эти предположения можно разделить на две группы: что это было сверхъестественное явление, сотворенное Богом специально для этого случая, или что это было некоторое наблюдаемое астрономическое явление, которое волхвы – звездам служащие – практикующие астрологию и видящие в естественном движении звезд и планет определенные знаки, истолковали как знак рождения иудейского Царя.
Сверхъестественную природу звезды отмечали святые Игнатий Богоносец и Иоанн Златоуст. «Эта звезда, – пишет Игнатий Богоносец, – воссияла на небе ярче всех звезд, и свет ее был неизреченный, а новость ее произвела во всех изумление: все прочие звезды, вместе с солнцем и луной, составляли как бы хор около этой звезды, и она разливала свет свой на все другие светила».
По объяснению свт. Иоанна Златоуста, это был Ангел, принявший вид звезды. Все звезды имеют путь с востока на запад, а эта – с севера, из Персии, на юг, в Иерусалим; все видны только ночью, а эта – и днем; она то появляется, то скрывается; когда волхвы пришли в Иерусалим, ее не стало видно, а когда вышли из Иерусалима – она опять явилась; притом она шла впереди волхвов, когда они шли, и останавливалась, когда они стояли; наконец, показав им место, где был Богомладенец, она совсем исчезла.
Священник Александр Гумеров приводит в пример Оригена и преподобного Ивана Дамаскина, считавших звезду вполне астрономическим явлением – кометой:
«Разумеется, православный христианин вслед за святыми отцами может придерживаться любой точки зрения. Не навязывая свою точку зрения, скажу, что для меня самого убедительней звучит версия, что это было астрономическое явление, – уточняет отец Александр. – В начале XVII века астроном Иоганн Кеплер высказал интересное предположение о звезде волхвов. Он посчитал, что незадолго до Рождества Христова наблюдалось соединение (конъюнкция) Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб – так называемый парад планет.
Юпитер – царская планета, в разных религиях она посвящается верховному Божеству. А Сатурн считался планетой, связанной с евреями. Люди мыслили на уровне своего времени, находя «знаки» и соответствия между миром видимым и невидимым.
Но интересно, что возвращаются волхвы после поклонения родившемуся Христу «иным путем», как сказано в Евангелии у Матфея: путями гороскопов и гаданий по звездам уже не могут следовать те, кто нашел истинного Бога».
Волхвы у Ирода
Что нам известно о волхвах кроме того, что они символически провозвещали рождение Спасителя для всех народов, а не только избранного? Просто по-человечески?
«Волхвы были явно людьми зажиточными, – рассуждает отец Димитрий Барицкий, – в те времена науками заниматься было дорого, не каждый мог себе позволить. И вряд ли это были только три путешественника на верблюдах – вероятнее всего, они шли в сопровождении целого каравана с Востока. Это все равно что в Кремль сейчас прийти – абы кого туда не пустят. Вот почему Ирод пригласил их к себе: ведь они пришли встречать его преемника».
Непонятно, почему Ирод прилюдно не побоялся нарушить закон своего же народа, закон Моисея, ведь занятие магией считалось серьезным грехом и, как мы уже писали, каралось смертной казнью: «Царь Ирод был человеком своего времени. В римской империи, а Ирод старался следовать модным тенденциям, относились к магии двойственно. Несмотря на то, что и римский, и иудейский закон строго запрещал занятие колдовством, маги жили при дворах правителей и пользовались немалым влиянием, – комментирует отец Александр Гумеров. – Ирод никак не мог просто отмахнуться от того, что в Иерусалим прибыло целое иноземное посольство. Если люди предприняли такой долгий и непростой путь, значит, их мотивы серьезны.
К тому же сам Ирод параноидально боялся за собственную власть и прекрасно знал о предсказаниях пророков о грядущем рождении нового Иудейского царя. Конечно, Ирод готов был сделать что угодно, лишь бы устранить конкурента – реального или мнимого».
Что известно о «мощах святых волхвов»
Со времен Средневековья на Западе 6 января широко отмечают «Праздник трех королей», посвященный поклонению волхвов, а в Кельнском соборе Германии, по преданию, хранятся их мощи, найденные еще святой царицей Еленой. Однако нет подтверждений того, что мощи подлинные. Так же, как и истории о том, что случилось с волхвами после встречи со Спасителем, как и где закончилась их жизнь – все это можно отнести к легендам.
О святости же волхвов говорят многие отцы Церкви, например Иустин Философ в середине II века, а также песнопения праздника Рождества. В некоторых древних типиконах указан праздник поклонения волхвов – день рядом с Рождеством. Существует и немало православных икон, изображающих поклонение волхвов.
Дары волхвов – так по традиции принято считать – хранятся на Афоне, в монастыре святого Павла: 28 небольших золотых подвесок различной формы и шарики ладана и смирны в красивых сосудах почитаются как святыни.
«К сожалению, у нас нет возможности верифицировать, доказать подлинность мощей волхвов, – отмечает отец Димитрий Барицкий, – спекуляций на эту тему в Средние века было очень много, бывало, прямо-таки промышляли на мощах. У нас есть только предание, верить или не верить которому – выбор каждого.
Так же, как, например, считается, что Виа Долороза в Иерусалиме – это путь, по которому шел Христос на Голгофу; на самом же деле тот древний город, по которому ходил Господь, был полностью уничтожен римлянами во время Иудейской войны в 70 г. от Р.Х., а этот путь – лишь его реконструкция.
Но важно вовсе не это. В этой истории нас должна интересовать не документальная точность факта, а некий духовный принцип, богословская идея, которая лежит в основе этого повествования.
А идея очень проста: Христа ждали все – даже язычники. Они хранили предание, верили в него, проделали долгий путь, чтобы поздравить израильтян с рождением Царя – а оказалось, что никто в Иерусалиме об этом и не слышал… Более того, узнав о рождении Мессии, безбожный царь Ирод вознамерился Его убить!
То есть приняли Христа язычники, а евреи, «свои» – не приняли. Но это не один только факт истории, важно приложить его к своей настоящей жизни: часто люди посторонние, далекие от Церкви, Бога принимают и узнают, а мы, вроде бы верующие христиане, не видим Его в своей жизни. Но Христос родился для всех, для каждого из нас – и связь с Богом и участие в Его Царстве открыто всем, кто верит в Него и старается жить по вере».